Премьера в Театре Вахтангова — «Евгений Онегин»
Текст: Дина Радбель
В этом спектакле два Онегина — Сергей Маковецкий и Виктор Добронравов.
Два Ленских — Олег Макаров и Василий Симонов.
И два взгляда из зала — на сцену и ее отражение в зеркале.
Три дня подряд (12, 13, 14 февраля) в театре Вахтангова играли премьеру спектакля «Евгений Онегин». Идея, литературная композиция и постановка — Римаса Туминаса. В зале присутствовала творческая элита — Роман Виктюк, Юрий Яковлев, Нона Гришаева, Валентин Гафт, Владимир Этуш, Константин Райкин, Алла Демидова, Наталья Селезнева и Владимир Андреев, Алексей Гуськов и Лидия Вележева, Кама Гинкас, Дмитрий Бертман, Алла Пугачева, министр культуры РФ Владимир Мединский... А на сцене читали, нет жили Пушкиным Сергей Маковецкий, Виктор Добронравов, Владимир Вдовиченков, Ольга Лерман, Юлия Борисова, Людмила Максакова и старейшая актриса театра Галина Коновалова, рожденная в 1915 году!.. «Был» на сцене и Смоктуновский, его голос в дуэте с Юлией Борисовой оживил «сон Татьяны».
Практически, все монологи заканчивались аплодисментами зрительного зала, да и все хореографические и вокальные номера тоже. И сценография — с зазеркальем и подвесными качелями, уплывающими люстрами и снегом — туманом, вызывала пробивающее до слез восхищение. Казалось бы, Пушкин, школьная программа, «Я к вам пишу — чего же боле?» (зал тихонько «подпевал»), но «Евгений Онегин» вернулся из прошлого с очень востребованным настоящим. Это другой Онегин, другая Татьяна, другая Ларина. Они говорят и страдают о том-же, но, раздваиваясь в зеркальной глубине и в реальной плоскости на «сейчас» и «раньше», разбираясь с собою во все времена, — спектакль изменил направление ветра, прибив к Пушкину всех без исключения. Даже тех, кто сторонился классика как чего-то обязательного или просто жил — вне поэзии.
В спектакле нет проходных деталей, каждая — рифмуется, звучит. Трость символично переходит от молодого Онегина к взрослому, белая перчатка, эротически снятая Ольгой с руки Онегина, становится вызовом к дуэли, ложка с вареньем, протянутая Татьяной Князю и наоборот — служит залогом верной семейной жизни. Среди этих тихих мелочей бушуют человеческие страсти. Никаких монотонных декламаций. Бесстрашие перед паузами, длиннотами, наивностью «Французской песни» из «Детского альбома» Чайковского и напряжением «стоячих вод» композитора Фаустаса Латенаса. Бесстрашие перед демонстрацией вокальных данных (поют, практически все участники спектакля). Бесстрашие перед возможностями собственного тела, когда, например танцмейстер — Людмила Максакова — сгибается пополам, падая на спину.
«Евгений Онегин» соткан из вычурных изгибов тел, из ироничных интонаций, из надрыва и умиротворенности, из четких рифм и нечетких отражений, из раздвоенности и собранности в одно единое целое — имя которому Пушкин. Владимир Вдовиченков — играет гусара в отставке, рассказчика. Он с бокалом в руке комментирует происходящее, заливая сцену своей энергией. Татьяна — Ольга Лерман, покорившая зрителей театра Вахтангова пластической «Анной Карениной», на этот раз показала себя в серьезной драматической роли. Сергей Маковецкий.... Да, это Онегин. И никто другой. Он открыл в Онегине несколько характеров. Туминас в пушкинском тексте нашел несколько сюжетов, причем не изменил ни строчки. Видно, звезды сошлись...