V Кинофорум на родине Чехова.
Режиссер – композитору:
«Напиши мне пять минут переживаний, три злости, десять любви, двадцать хорошего настроения». Автор Дина Радбель
«Кинофорум на родине Чехова» (в Таганроге) отпраздновал пятый юбилей. И это была не камерная акция, а масштабное культурное событие, встрепенувшее весь город. Более 39 показов, творческие встречи, концерты «захватили» пять киноплощадок, в том числе два частных кинотеатра, новую библиотеку им. Чехова и даже парк им. Горького. Программа, объединенная темой «Музыка в кино», была интересна разным зрителям.
За музыкальную часть отвечали композиторы Евгений Дога и Сергей Шустицкий. Свои актерские работы представляли артисты Владислав Ветров, Елена Бирюкова, Глафира Тарханова, о работе на площадке рассказывали режиссеры Валерий Чиков, Тофик Шахвердиев и др. С особым трепетом таганрожцы встречались с кинематографистами, связанными с кинофорумом не только профессионально, но и лично. Владислав Ветров и Тофик Шахвирдиев родились в Таганроге...
Встречаясь с местными журналистами, участники кинофорума затронули темы не только связанные с предстоящими мероприятиями, но и ответили на ряд вопросов, касающихся киноиндустрии в целом. Ольга Баранчикова (инициатор, продюсер кинофорума) рассказала о трудностях приобретения фильмов для некоммерческого показа. В качестве примера — фильм Сергея Соловьева «Анна Коренина». В общем и целом, Соловьев не отказывался, но картину не могут заполучить три года подряд. Причины разные: то дистрибьюторы не дают, то Соловьев занят со студентами. Не повезло и с фильмом «Сибирь. Монамур» с Петром Зайченко в главной роли. Артист открывал первый кинофорум в Таганроге, собирался приехать и на первый юбилей. Казалось, все складывается. Фильм в московскую дирекцию кинофорума привезла первая продюсер, однако генеральный продюсер в самый последний момент отказал, объяснив это началом проката, намеченного на сентябрь. После, пожалуйста, но не до. Продюсеров в первую очередь интересует прокатная, коммерческая судьба фильма или его фестивальная биография, подкрепленная призами. Предлагаемые кинофорумом некоммерческие показы – ни кассы, ни славы фильмам не делают. Это в чистом виде культурная благотворительность. «Что удалось собрать, то и привезли, – сетует художественный руководитель Светлана Старостина. – В этом году нет арт-хаусных картин, нет глубокого, интеллектуального кино, главный принцип по которому выбирались картины, — чтобы не стыдно было посмотреть в глаза Чехову... И нам не стыдно. А в качестве великого эстетического феномена – советское кинематографическое искусство, представленное в программе ретро».
В парке Горького в летнем кинозале молодежь смотрела «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Старики-разбойники», «Завтра была война», «Девчата». Именно эта подборка картин продемонстрировала главную тему кинофорума — «Музыка в кино». Еще бы, в обойме Александра Пахмутова, Максим Дунаевский, Александр Петров..... Кто с ними будет соревноваться, да и возможно ли?
Евгений Дога со свойственным ему чувством юмора объясняет: «Сегодня музыка в кино – огорчительная. К сожалению, с хитами у нас покончено, исчезает этот вид живности – хиты-киты. Остались одни кильки. От того, кто работает в кино, зависит и качество режиссуры, и качество музыки. К великому сожалению, музыку пишут полупрофессионалы или вообще не профессионалы. Прогрессирует пагубная практика: фильм уже снят и нас просят ПОДЛОЖИТЬ МУЗЫКУ! Да это оскорбительно! Это – не дорога к искусству, это дорожка, о которую вытирают ножки! Шнур появился, лауреат премий... Смехота! Это все равно, что я буду летать в космос! Нет мелодистов, нет грамотного визуального осмысления. Музыкальный фон мешает проникнуться личностью героя, мешает слушать диалоги. А музыка должна не мешать и в тоже время быть действующим лицом, как актер, как слово, как камера. Надеюсь, что все-таки появятся фильмы с хорошей музыкой, как это было в золотые времена советского кино, в которых я участвовал, что и вытащило меня на белый свет ».
Сергей Шустицкий рассказал, в каких условиях пишется музыка для сериалов: «Приходится писать вслепую, режиссер заказывает: напиши мне пять минут переживаний, три злости, десять любви, двадцать хорошего настроения. И, получив такое задание, невозможно сочинить что-то выразительное. На кинофорум привез фильм «Зайцев, жги!» Из 90 минут – 50 минут с музыкой. И мне за эту работу не стыдно, я даже горжусь. Хотя картина не получилась так, как задумывалась. Умер молодой режиссер Антон Барщевский. Остановка сердца. Фильм доделывали сами, без него. Не все сложилось. Современный кинематограф вообще музыкальными фильмами похвастаться не может. Единственный пример – «Стиляги» Валерия Тодоровского. И мне очень жаль, что «Зайцев, жги!» не дотягивает до такого уровня».
Ситуация для композиторов тупиковая. Если получился хороший фильм, не факт, что там удачная музыка. И наоборот. Вот только хороший фильм замечают и отмечают, а с ним и музыку заодно, а плохой – вне зависимости от гениальности композитора - исчезает в небытии. Композиторы говорят, что музыку к фильмам заказывают очень редко, сочинительством занимаются все подряд, все чаще люди из других профессий. Ведь если композитор известный, он вправе ожидать достойный гонорар. Куда выгоднее эксплуатировать шедевры давно умерших авторов или уже написанные хиты. Все чаще в титрах целая вереница фамилий, групп, ансамблей, чья музыка жила отдельно от кино. Для многих саундтрек — это дополнительный бонус. Как пример, последний фильм Алексея Балабанова «Кочегар», где звучит музыка от ДиДюЛи. Но на самом деле, уважаемый музыкант для фильма ничего специально не написал. Играл, что играл всегда. Но получил дополнительное внимание к своей персоне.
«Меня очень часто приглашают написать музыку к фильму — говорит Шустицкий, - но предупреждают, что возьмут еще пару готовых шлягеров от кого-то. Я встаю на дыбы. Я хочу делать все, это единый художественный образ, стиль, а не выполнять кукую-то функцию подмастерья. Дайте мне возможность написать песню! На анимационной картине «Белка и Стрелка» проработал год, в результате взяли песню «Би 2», а остальную музыку дописал какой-то мальчик. Я бы тоже дописал, но не понимаю, почему в картине должна быть вставленная челюсть? Очень часто мне говорят, что в какой-то из моих картин музыка хорошая, но фильма нет. Так меня хотят подбодрить. А я мечтаю, чтобы сказали: какая классная картина и музыка хорошая».
Музыка вошла в кино вместе с Люмьером. Правда, в начале своего пути роль тапера заключалась в том, чтобы, с одной стороны, эмоционально окрасить немой фильм, подменив собою разговор, с другой – заглушить треск проекционного аппарата. Сегодня трудно найти фильм, в котором бы не звучала музыка. Но и тишина – «разговаривает», и все чаще становится одним из действующих приемов для усиления восприятия. Безусловно, музыка, подчиняется изображению. Когда кадр несет ярко выраженное самостоятельное содержание, — музыка ему прислуживает, дает обобщенную характеристику, чем усиливает воздействие на зрителей. Для монологов и диалогов музыку используют как фон, часто она становится главным участником событий - подменяет собою эмоциональные переживания героев, настраивает на следующий эпизод, комментирует происходящее.
«Кинофорум на родине Чехова» показал очень разные по жанру картины, в том числе документальные и анимационные. В документальных фильмах Тофика Шахвердиева («Мой друг доктор Лиза», «Марш Победы», «О любви») прозвучала музыка Сибелиуса, Шопена, Вангелиса, народные песни и собственные сочинения режиссера... Он признался, что сочиняет, не зная ни одной ноты, да и не претендует на лавры композитора. И в тоже время он считает, что в документальном кино не должно быть музыки! Мол, это саночки, на которых проскакивает что угодно, отвлекая от правды. Возможно, он прав. Но есть множество примеров, когда именно благодаря музыкальному материалу открывается второй, третий план прочтения визуального ряда. В документальном фильме «Династия» Ирины Уральской музыка из альбома Микаэля Таривердиева «Воспоминание о Венеции» не стала аккомпанементом, она приобрела функциональную связь с внутренним развитием кинофильма и взяла на себя полноценную роль.
Вместо эпилога
Во время кинофорума с экрана звучала музыка очень разных композиторов. «Выкрутасы» – композитор Павел Есенин. «Зона турбулентности» — Владимир Качесов. «Пара гнедых» — Егор Олесов. «Детям до16» — Андрей Феофанов. «Три женщины Достоевского» — Евгений Крылатов. «Любовь на сене» — Игорь Щербаков. «Край» — Дэвид Холмс. «Зайцев, жги!» — Сергей Шустицкий. «Громозека» — лейтмотив «Птица счастья завтрашнего дня – Пахмутова, Добронравов и еще 6 песен ВИА 60-70-х.
Но после просмотра фильма ни один зритель не смог назвать фамилию композитора. За исключением – «Птицы счастья» из «Громозеки». Виноваты ли композиторы? Может, зрители? Нет и еще раз – нет. Пока композиторы не сравняются в своих правах с режиссерами, актерами, продюсерами, — быть им в конце титров. А зрители титры до конца не читают...
Юбилейный праздник кино на родине Чехова завершился творческим вечером Евгения Доги, еще раз доказавшим, что музыка, написанная для фильма, может пережить сам фильм...
Таганрог. 1-4 сентября