Евгений Водолазкин. «Авиатор»
— Что вы всё пишете.?
— Описываю предметы, ощущения. Людей. Я теперь каждый день пишу, надеясь спасти их от забвения.
— Мир Божий слишком велик, чтобы рассчитывать здесь на успех.
— Знаете, если каждый опишет свою, пусть небольшую, частицу этого мира... Хотя почему, собственно, небольшую? Всегда ведь найдется тот, чей обзор достаточно широк.
— Например?
— Например, авиатор.
Евгений Водолазкин — прозаик, филолог. Автор. В России его называют «русским Умберто Эко», в Америке — после выхода «Лавра» на английском — «русским Маркесом». Ему же достаточно быть самим собой. Произведения Водолазкина переведены на многие иностранные языки. Новый роман лауреата премии «Большая книга», бестселлера «Лавр» и изящного historical fiction «Соловьев и Ларионов» Евгения Водолазкина «Авиатор» — яркое событие в литературе. Книга оценивается критиками как один самых ожидаемых русских романов 2016 года (по версии Forbes, Meduza и др.).
Герой романа «Авиатор» — человек в состоянии tabula rasa: очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает про себя ровным счётом ничего — ни своего имени, ни кто он такой, ни где находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербург начала ХХ века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию, Соловки... Но откуда он так точно помнит детали быта, фразы, запахи, звуки того времени, если на календаре — 1999 год?..
Редактор и издатель Елена Шубина о книге: «Евгений Водолазкин сопроводил бестселлер „Лавр“ пояснением „неисторический роман“. Его новый „Авиатор“, обладающий признаками жанровой литературы, по аналогии можно назвать „нефантастическим“, хотя история, в нем рассказанная, казалось бы, далека от реальности. Невероятные события привели к тому, что главный герой Иннокентий Платонов оказывается выключенным из реальной жизни на долгие десятилетия. Очнувшись на больничной койке, он обнаруживает, что мало что о себе помнит и в попытке восстановить свою историю начинает ежедневно записывать воспоминания-видения. Хаотичные и бессистемные, они отражают детали быта, фразы, ощущения — все то, что, казалось бы, не имеет отношения к большой истории. Постепенно в повествование вступают и другие „летописцы“ со своим темпераментом и стилем — это создает острую драматургию и таит неожиданности для читателя».