Ирина Муравьева. «Жизнеописание грешницы Аделы».
Издательство «Эксмо».
Автор рецензии Дина Радбель
Женщина – как стихийное бедствие
Ирина Муравьёва — один из самых популярных на Западе авторов русской женской прозы. Её произведения выходят в Англии, Франции, США, где писательница и проживает с семьёй. Рассказ «На краю» был напечатан в сборнике «26 лучших произведений женщин-писателей мира» (1998). Роман «Весёлые ребята» был номинирован в 2005 году на Букеровскую премию. Роман «Любовь фрау Клейст» вошёл в long-list «Большой книги» 2009 года.
Речь идет о духовном состоянии женщины, болезненно зависимой от телесных чувств. Что-то есть от Набокова, только он упивался высокой эротикой слов, а Муравьева шутит, ерничает, даже когда говорит о смертельной страсти.
Слово — жизнеописание – претендует на что-то исторически значимое. Жизнеописание – связано с великими именами Софокла, Плутарха, Наполеона... В названии книги спрятан крючок, рассчитанный на разных читателей.
По весне Адела влюбилась, да не в того. Назло переспала с другим – маленьким, противным. А ведь нельзя – назло. И себя погубила, и его, и дочери жизнь испортила. Но будет в ее жизни и любовь, и любимое дитя.... Пережив в ранней юности еврейское гетто, Адела каким-то непостижимым образом набралась королевского величия. Талант опереточной актрисы дал ей возможность самоутвердиться не столько на сцене, столько в жизни, где она играла только главные роли. От ее белоснежной кожи - слепнут глаза, от пощечин – болят зубы, от заботы — тошнит, ее материнская любовь способна оклеветать человека. Адела - как стихийное бедствие. Читатель вместе с нею — на сцене, в постели, на льду, с ножом в руках... Читатель плачет и хохочет. Муравьева, вооружившись юмором, замахнулась на эпическую поэзию: текст по-частушечьи рифмуется. Но к концу книги ритм сбивается. Отсутствие «строевого шага» воспринимается как авторская оплошность, неопрятность.
От книги к книге проза Муравьевой становится все более созвучной ее внутренней поэзии, притягательной и неповторимой. Но, если есть ритм – держи, иначе читатель теряет устойчивость...