МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Искусство памяти Патрика Модиано.

Искусство памяти Патрика Модиано.

Дина Радбель.
На прошлой неделе в библиотеке Иностранной литературы им. М.И. Рудомино состоялся маленький литературный праздник по поду большого писателя, Нобелевского лауреата в области литературы Патрика Модиано. Специальный гость вечера — Рафаэль Гиде, профессор университета Пуатье, специалист по литературе XX — XI веков, редактор монографии, посвященной французскому писателю.

Рафаэль Гиде сразу заявила, что «странно, странно и еще раз странно, что именно Модиано стал Нобелевским лауреатом». Странно, по ее словам, говорили все — и читатели, и критики, и даже модианофилы, да и сам писатель, смущенный и откровенно непонимающий — за что награжден. Но с другой стороны, все книги писателя (около тридцати романов) имели успех и у широкой публики, и в академических кругах, и у критиков. Кстати, успех этот был зафиксирован многочисленными премиями и призами: в 1972 году он стал обладателем премии Французской академии за роман «Бульварное кольцо», в 1972 году — получил Гонкуровскую премию за роман «Улица темных лавок», он лауреат Литературной премии князя Монакского и международной премии Чино дель Дука и т. д. Так что слово странно, скорее, можно отнести к области удивления: писатель то ведь хороший, плодовитый, читается легко, но, по большому счету, как-бы не соответствует высоким Нобелевским критериям. Про личную жизнь Модиано, практически, ничего неизвестно. Он уверял всех, что родился в 1945 году. Но здесь кроется ошибка. Его отец занимался каким-то бизнесом, мать была актрисой. Родители жили не очень дружно, и Патрик чувствовал себя лишним и страдал от отсутствия родительской любви. Его младший брат умер от лейкемии в девятилетнем возрасте, и с той поры Патрик жил как-бы за него, изменил свой год рождения (приблизительно 1938) на год рождения брата. Свои первые 8 романов писатель посвятил брату. Журналистам так и не удалось заполучить какую-нибудь информации о Модиано, он, отличаясь гипертрофированной скромностью, говорит очень скупо и строит одну фразу 2-3 минуты. Такой ли он скромный на самом деле или это роль, с которой он сросся, для всех остается загадкой. Модиано представляется писателем, не способным поддерживать свой авторитет. Он — вне литературных и политических течений, вне моды, он такой, какой он есть...

Первый роман — «Площадь звезды» (La place de l’étoile) был опубликован в 1968 году и сразу же принес автору известность. Хотя темы, которые он поднимает (коллаборационизм, антисемитизм) мало интересуют молодежь. Писатель живет историей прошлых лет, ассоциируя себя с теми, кто был рожден до него. Темы его романов часто связаны с оккупацией Франции во время Второй мировой войны, хотя писатель не застал это время. Но его отец — итальянский еврей пережил эти тяжелые времена. Модиано остро волнуют темы памяти, забвения, вины и поиска себя. В 1970 году его называют ретро-писателем, а он сам дает «обет бедности» и говорит, что пишет всю жизнь одну и ту — же книгу, убеждая читателей, что ему близка бедность изложения, потому что нельзя убежать от собственного голоса. Он делает некое обрезание большой литературе. Все его романы, по сути, об одном и том же, одни и те же персонажи появляются в разных исторических ситуациях, исследуют некую тайну, но ее не открывают. Герои ищут свое потерянное «я», свое детство. Модиано, по словам Рафаэль Гиде, совместил 2 патологии — мнемониста и человека с амнезий, который ищет прошлое, но не может его найти. Одна из самых успешных книг — роман «Дора Брюдер» (Dora Bryder, 1999 год), построенный на реальной истории 15-летней жительницы Парижа. Автор, пытаясь выяснить судьбу еврейской девочки, пропавшей зимой 1941 года, раскрывает одну из самых тягостных страниц в истории Парижа. В романе «Горизонт» писатель воскрешает Париж 60-х, в котором встретились двое молодых людей — Жан и Маргарет. Но девушка внезапно исчезнет из жизни героя, так и не открыв своей тайны. О романе «Горизонт» газета «Фигаро» писала: «Эту историю нам поведал нерешительный герой, чьи воспоминания смутны и в то же время ярки. Но ведь это потрясающе! Этим словом, это Модиано. Да напиши он даже телефонный справочник — все равно покорил бы нас».Последний роман «Pour que tu ne te perdes pas dans le quartier» был издан 2 октября 2014 года.

Модиано остается одним из лучших прозаиков современной Франции. Негромкий, без пафоса, его голос всегда узнаваем. Критики сравнивают его изящную прозу с песнею флейты в ностальгическом ключе.

В официальном заявлении Нобелевского комитета говорится, что Модиано присуждена премия за «искусство памяти, благодаря которому он смог раскрыть самые удивительные человеческие судьбы и описать мир человека времен оккупации».

Романы «Горизонт» и «Дора Брюден» переизданы в издательстве «ТЕКСТ» в 2014 году.

В вечере принимали участие: Владимир Скороденко (ученый секретарь Библиотеки иностранной литературы), Мирей Шофру (заведующая отделом книги Французского института в России), Элен Мела (директор Центра Франко-российских исследований в Москве, Ольгерт Либкин (директор издательства «ТЕКСТ»).

09 декабря 2014 г.
Комментарии