Изабель Рабино. «Christian Dior. Многоликий гений»
Золото+Божья благодать= Диор
Нам кажется, что о Кристиан Диоре мы знаем все. Наверное, это чувство сложилось от его постоянного присутствия в нашей жизни — в магазинах, на модных дефиле и т. д. Среди множества брендов, белая надпись на сером фоне по-прежнему актуальна. Диор — это не только Франция вчера и сегодня, это весь земной шар — сегодня и завтра. Его имя живет на наших галстуках, платьях, костюмах, сумочках, баночках и бутылочках с косметикой. Он у нас с дома, на работе, на отдыхе. Диор — часть нашей жизни, если еще нет — то часть нашей мечты. Для автора книги Изабель Рабино — Диор — источник любопытства и вдохновения. Честно говоря, имя этой писательницы, как, впрочем, и имя ее брата, тоже писателя — Сержа Рабино, которого она благодарит в числе других официальных и неофициальных лиц за помощь в создании книги, в нашей стране до издания этой книги не было известно. Кто-то приписывает ей ряд изданных книг, не упоминая их названий, кто-то сообщает, что она журналист, работающий на радио.
Доподлинно известно только то, что Изабель Рабино пришлось изучить огромное количество разных текстов, написанных очевидцами, соратниками, друзьями, коллегами и родственниками Диора, чтобы написать о великом кутюрье что-то новое и объективное. В ряду «опрошенных» оказались интимные дневники поэта Жана Кокто, художника Жана Гюго, композитора Анри Соге, книга «Марлен Дитрих», написанная дочерью актрисы, закрытые от посторонних архивы дома Dior и др. Автор книги побывала в Гранвиле и Монтору, в домах, где жил кутюрье, в том числе в последнем месте его обитания — Мийи-ла-Форе. По словам Изабель, она не ставила перед собой задачу — написать полную биографию Диора. «Я задалась вопросом, о чем он мечтал — признается она — если ты хочешь его понять, это самый важный вопрос». Правда, на этот вопрос частично ответил сам Диор в двух книгах «Я — модельер» и «Кристиан Диор и я», но всегда бы очень сдержан в общении с людьми и этот тон сохранил на бумаге. Изабель Рабино попыталась (и у нее это получилось) оседлать остроумное определение Жана Кокто, называвшего Диора «переменчивым гением», упоминая о его магическом имени, в котором соединились Бог и золото (Dior — по — французски Бог, or — золото), что привело к сжатой формулировке: «золото+Божья благодать= Диор. „Переменчивый гений“ в ее случае уравнялся с „многоликим“, и, открывая эти лица, Изабель открывает тайну Диора, разделявшего себя на Диора-человека и корпорацию Диор. Человек по имени Кристиан занимался цветоводством, сочинял музыку, увлекался архитектурой, фотографией и много чем еще, что обнаружилось после его смерти. Отец хотел видеть его дипломатом, а мать, Марлен Диор с которой он прожил больше 50 лет, была его единственной женщиной, вдохновлявшей на творческие подвиги.
О Диоре впервые заговорили как о модельере в 1938 году, когда, работая в модном доме Пиге, он придумал модель под названием «Английское кафе». До этого его знали только как рисовальщика эскизов для модных журналов. Карьера Диора сложилась неожиданно: фэшн- индустрию он покорил за 10 лет и свою первую коллекцию показал в 41 год. «Я бы поступил неблагодарно и неверно, если бы не написал огромными буквами слово „УДАЧА“ в начале приключения, которое стало моей карьерой» — вот первая строка автобиографии Диора «Кристиан Диор и я». Изабель Рабино смотрит глубже и, объясняя посыл своей книги: «Это история о мнимом шизофренике, который добился успеха». В 1957 году после смерти Диора его место занимали разные Кутюрье, но ни один из них — даже Ив Сен-Лоран не завоевали такого авторитета как основатель. Здесь и до сих пор властвует человек по имени Кристиан Диор, который при жизни старался не привлекать к себе внимания. Об этой многоликой жизни многоликого гения — книга Изабель Рабино, в какой-то степени даже утомляющая читателей обилием подробностей.
Дина Радбель для Фамильных ценностей.