К. Кондратьева. «Икона XXI века. Кузнецовское письмо»
Издательство: Игра слов
Алекс Громов, Ольга Шатохина
В поисках совершенства
Содержательная и красочная книга-альбом посвящена творчеству современного иконописца Юрия Кузнецова. Ему удается удивительно соразмерно сочетать строгое следование православным канонам и вольную фантазию художника. Кузнецов создал новую живописную методику, которую специалисты уже назвали его именем. Это «кузнецовское», иначе — «бисерное» — письмо отличается тем, что на доску наносятся не слитные мазки, а множество отдельных цветных точек, что придает изображению невероятную легкость, прозрачность и глубину.
Для знаменитого храма Покрова на Нерли Юрий Кузнецов написал икону «Покров Пресвятой Богородицы», а для Свято-Успенского кафедрального собора во Владимире — икону Владимирской Божьей матери. Выставка его работ открыта в московской галерее «Кристина». Автор книги, искусствовед К. Кондратьева, прослеживает неожиданные параллели между иконописью Кузнецова и пуантилизмом, одним из самых изысканных направлений постимпрессионистской эпохи. Основатель неоимпрессионизма, французский художник Жорж Сёра провозгласил в конце XIX века свой главный принцип: «Искусство — это гармония, гармония — это аналогия противоположных, аналогия сходных элементов тона, цвета, линии, рассматриваемых в соответствии с доминантой и под влиянием освещения, в радостных, спокойных или печальных сочетаниях». После кончины Жоржа Сёра его идеи были надолго забыты, критики даже говорили, что пуантилизм «умер вместе с ним». Однако прошло сто лет, и точечное письмо, основанное на оптическом смешении цветов, обрело новую жизнь в работах Юрия Кузнецова.
«Мне нужен цвет, который не существует в природе. Его нельзя передать обычными живописными средствами: не существует желто-фиолетового или сине-красного цвета, — поясняет иконописец. — А в этой технике, если нанести рядом три и более (до 2000) точек, казалось бы несовместимых оттенков, в результате получается „несуществующий“, неземной тон. Впрочем, краски кажутся несовместимыми только в процессе письма, а когда заканчиваешь икону, видишь вдруг полную гармонию. Рука сама ставит точки: три, четыре, десять, двадцать... цвет невероятный, чистый и какой-то нежный».
«Красота дивная!», — сказал однажды об иконах «кузнецовского письма» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II...