Максим Горохов. Слово — автору. Как человек становится творцом
Издательство: Вече
Специально для «Фамильных ценностей»: Алекс Громов, Ольга Шатохина
Поиск себя
Литературное творчество испокон веков воспринимается людьми как нечто близкое к таинству. И действительно, как же происходит воплощение образов и характеров в слова и строки, что заставляет писателя делиться своими мыслями со множеством читателей?
Об этом и многом другом говорится в книге, объединяющей цикл бесед главного редактора «Комсомольской правды в Воронеже», с известным писателем Александром Лапиным, автором романа-эпопеи «Русский крест». Это обширное многогранное произведение, как и продолжающий его роман «Святые грешники», посвящено недавней истории нашей страны и судьбам людей, на чьих глазах рушился казавшийся еще недавно несокрушимым Советский Союз, и рождалась новая Россия. В книге «Слово — автору» подробно рассказывается, как рождались образы героев эпопеи, наиболее ярких, но при этом достаточно типичных представителей того поколения, которому довелось принять на себя основную тяжесть грандиозных перемен.
Есть среди бесед, опубликованных в книге и такая, в которой писатель размышляет о том, как современный человек воспринимает историю. Легенды и хроники — это одно, а вот оказаться на месте, где происходили великие события, это совсем иное впечатление, которое писатель называет заземлением. «Ну, давайте вспомним Помпеи — раскопанный город. Самые яркие впечатления — житейские. Во-первых, идешь по улицам — и там колесами продавлены борозды в камнях: здесь ездили на колесницах и телегах. А потом смотришь: дыра на дороге. Спрашиваешь гида: — А зачем посреди улицы дырка? — Да они так же, как у нас, гремели эти колесницы под окнами. Тогда хозяева домов стали вставлять сюда каменные столбы, чтобы никто проехать не мог.
Все очень просто. Житейское. Две тысячи лет прошло».
При этом отношение к заграничным путешествиям изменилось полностью. Когда-то для Александра Лапина, как и для любого советского человека, выезд за границу был невероятно важным событием и даже потрясением, особенно в первый раз. Казалось, что «там» все совершенно другое. Сейчас же пришло понимание, что везде примерно одна и та же жизнь, заботы, проблемы. Говоря о значении жизненного опыта, писатель отмечает, что ошибки имеют не меньшую ценность, чем достижения, поскольку они обозначают какие-то задачи, требующие решения. И если пытаться ситуацию обойти, не решив, придется натыкаться на них снова и снова. А одной из центральных тем своих романов автор называет любовь и стремление людей обрести её. «Любовь преодолевает все обстоятельства, идет с нами рука об руку. И является началом всех начал: он любит ее, а она его, потом у них появляются дети, которые любят родителей... Это передается из поколения в поколение. И только наличие любви делает жизнь осмысленной и счастливой. Без нее и сама наша планета исчезла бы. Причем это не только чувство, которое человек испытывает к собственной семье или роду, но и более широкое понятие — любовь к своей стране, народу, переживание о его положении и горькой судьбе». И именно влияние такой всеобъемлющей любви побуждает героев Лапина совершать напряженную внутреннюю работу, стремясь к духовному росту, пониманию себя настоящих и обретению гармонии со всем миром.