Паола Каприоло. Немой пианист
Главный герой романа попадает в психиатрическую клинику.
Юноша не говорит, не пишет, и врачам никак не удается выяснить, кто он и откуда. Тогда ему дают листок бумаги, и юноша рисует фортепьяно. Его подводят к роялю, на котором он начинает виртуозно играть...
Музыка сильно действует на больных, раскрывая потаенные стороны их расшатанного внутреннего мира. Для пациентов музыка — это страдание, радость, память о прошлом, испытание, болезненное обнажение души, в звуках сплетаются жизнь и смерть.
Так зачем же в судьбы персонажей вошел этот странный немой пианист, наделенный бесчувственностью и обостренной чувствительностью? Кто он такой? Его игра — благо или вред?
Перевод с итальянского Ольги Поляк
Текст, 2013. — 224 с. Тираж 3000 экз.
Из интервью с П. Каприоло:
«...Когда я пишу книги, мне интереснее всего исследовать самые недоступные рациональному осмыслению стороны человеческой жизни. Наверное, историю, где мне как автору все было бы понятно и которая развивалась бы по законам логики, я не стану рассказывать вовсе...»
«...Литература и музыка — это языки, на которых разговаривает душа; с их помощью мы пытаемся выразить то невыразимое, ту тайну, что таится в каждом из нас...»
«...Когда персонажи моего романа слышат игру немого пианиста, их судьба и то, что происходит у них в душе, вдруг предстают в совершенно ином свете — музыка, словно яркий луч, выхватывает ключевые моменты жизни героев и рассказывает им то, что невозможно рассказать ни на каком другом языке...»
Из истории романа:
Весной 2005 года в крупнейших европейских газетах появились статьи про странного немого юношу, который — в черном концертном фраке, без документов — бродил в окрестностях одного из приморских городков английского графства Кент. Его доставили в психиатрическую клинику, где расспросы врачей ни к чему не привели: юноша упорно молчал. Но потом он нарисовал на листе бумаги фортепьяно, а когда — в качестве эксперимента — его усадили за рояль, стал играть так, что присутствующие были поражены. Однако в итоге выяснилось, что все это подтасовка, искусный обман и пианист лишь разыгрывал из себя душевнобольного гения. Вот случай, который Паола Каприоло взяла за сюжетную основу своего романа «Немой пианист». Правда, конец этой истории — разоблачение, и его подоплеку — ложь, писательница опустила. Перед нами литературная алхимия: Паола Каприоло переплавила газетную новость в золото высшей пробы. Кстати, в мировой литературе немало таких примеров, когда писатель (ну, скажем, Стендаль) отталкивается от невымышленного происшествия, описанного на серых газетных страницах. Литература удивительным образом переиначивает жизнь, отбирает факты — и вот перед читателем соткана совершенно новая реальность. Это роман о музыке, о силе, которую она имеет над человеческими душами, и о влиянии ее на наши чувства и сознание. Сама его структура музыкальна: это роман-полифония, где повествование ведется от лица то одного персонажа, то другого. Часто голоса звучат в унисон, порой они расходятся, и у каждого — своя неповторимая партия и своя роль в книге. Музыка проникает в самые потаенные уголки человеческой души, извлекая обрывки воспоминаний, подавленные эмоции, боль, страхи, надежду на счастье. Каприоло показывает, чтó музыка делает с каждым из персонажей, неся в себе не только благо, но и, возможно, вред. При этом не случайно описывается замкнутый мир психиатрической клиники и пациенты, душевнобольные, которые наделены обостренной чувствительностью. На больных музыка действует особенно сильно, на каждого по-разному, раскрывая неизведанные врачами стороны их расшатанного внутреннего мира. Для героев романа музыка — это страдание, радость, память о прошлом, испытание, ком в горле, болезненное обнажение души, в звуках сплетаются жизнь и смерть. Каприоло предлагает читателю призадуматься и над тем, кто он вообще, этот странный Немой Пианист, и зачем он вмешался со своей музыкой в судьбы персонажей.