Публицистика: Жан-Клод Карьер & Умберто Эко «Не надейтесь избавиться от книг!»
СПб.: «Симпозиум»
Анатолий Стародубец
В редком встречающемся жанре книги-диалога выступили с одной стороны французский кинематографист Жан-Клод Карьер, сочинивший сценарии для Бунюэля, Годара, Вайды и Милоша Формана, а с другой – итальянский писатель Умберто Эко, автор бестселлера «Имя розы». Оба – страстные коллекционеры старинных изданий, поэтому основной темой дискуссии стала: судьба бумажной книги в меняющемся мире современных технологий.
В первой же главе авторы приходит к мнению, что все пророчества о скором исчезновении книг – сильно преувеличены. «Попробуйте пару часов почитать роман с экрана компьютера, и у вас глаза станут как два теннисных мяча. Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь», – считает Эко. Однако на вопрос, что бы он стал спасать, если случится пожар, писатель ответил: «Сначала я выхватил бы из огня внешний жёсткий диск объемом 250 гигабайт, на котором хранятся все мои труды за последние тридцать лет».
Далее европейские интеллектуалы пустились в размышления на самые разные темы. Например, о природе человеческой жалости. В качестве иллюстрации Жан-Клод Карьер рассказал реальный эпизод из времён Французской революции. Одного приговорённого везут вместе с остальными смертниками на эшафот. С ним в повозке его собачка. Перед тем, как положить голову на плаху, он обращается к толпе на площади, не хочет ли кто приютить собаку. Пес ласковый, говорит он, и протягивает к людям дрожащее животное. Толпа отвечает ему руганью. Но когда несчастному отрубили голову, а гвардейцы штыками закололи заскулившую по хозяину собаку, толпа с яростью на них набросилась: «Убийцы! И не стыдно? Что она вам такого сделала, эта бедная псина?»
Большая часть поднятых в книге проблем всё же касается культуры. Например, о качестве шедевров. Мировая культура является результатом длительного процесса отбора и отсева. Целые собрания книг и произведений искусства были уничтожены рукою цензора, исчезли в огне или оказались утрачены по халатности. Была ли это лучшая часть огромного наследия прошлых веков? Что нам осталось: семена или плевелы? Еврипид, Софокл и Эсхил считаются величайшими поэтами Древней Греции. Но когда Аристотель в своей «Поэтике» перечисляет самых прославленных драматургов, то не упоминает ни одного из этих имён. Было ли то, что нами утрачено, лучшей частью, чем то, что сохранилось? Эти и другие вопросы из книги заставляют крепко призадуматься.
Потеснённые электронными носителями, бумажные книги всё чаще становятся объектом эстетизации со стороны арт-сообщества.