МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Сергей Зотов, Михаил Майзульс, Дильшат Харман «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии»

Сергей Зотов, Михаил Майзульс, Дильшат Харман «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии»

«Если вам ничего не говорит словосочетание „Страдающее Средневековье“ —
ничего страшного. Это группа в социальной сети „ВКонтакте“, где мы и наши пользователи придумываем смешные подписи к средневековым миниатюрам, публикуем отрывки из фильмов, пересказываем современные новости, которые, увы, слишком часто напоминают cредневековые, и иногда делимся научными публикациями по медиевистике. Все началось на историческом факультете Высшей школы экономики, на
одном из семинаров по истории Средних веков, где наш преподаватель, известный медиевист Михаил Анатольевич Бойцов, рассказывал о миниатюрах, на которых изображались адские муки грешников: „Посмотрите, они все страдают!“ Так у нас появилось имя. Мы создали сообщество для одногруппников, где шутили про Средневековье и придумывали злободневные комментарии к миниатюрам. Но что-то пошло не так, и сегодня во всех социальных сетях у нас уже полмиллиона подписчиков».

Благочестивые ослы и фаллос, который гуляет сам по себе. Руанские метаморфозы и Папа-монстр. Христианский бестиарий и тетраморфы. Четвиричность мироздания и гендерный беспорядок. Нимбы и фантомные нимбы. Кухня Страстей Господних и философский камень... Обо всем этом и многом другом можно узнать благодаря исследованию «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии».

Сохранив веселый тон, столь полюбившийся сотням тысяч подписчиков популярного сообщества в соцсетях, соавторы решили на страницах книги рассказать о том, какие смыслы первоначально вкладывали в свои работы средневековые художники. Создавая новые трактовки средневековым изображениям в соцсетях, авторы мемов продолжают средневековую традицию перепридумывания образов, игры со смыслами. Однако теперь, благодаря книге, можно узнать о том, что означают те или иные, порой весьма причудливые для современного зрителя, «картинки», созданные сотни лет назад. Благодаря сведениям, почерпнутым из работ историков разных стран, читатель узнает, почему на средневековых гравюрах, иконах и фресках рыцари убегают от улиток, а зайцы убивают людей, что означают нимбы над головами святых и многое другое.

Во времена, когда священное неразделимо переплеталось с мирским, появились сакральные и смешные, непристойные и монструозные образы, которые стали фундаментом современной культуры. На страницах книги — более 600 архивных иллюстраций, демонстрирующих самые разные направления и жанры средневекового искусства. Каждое это изображение так или иначе нашло отклик в искусстве последующих веков.

Одно из самых масштабных исследований средневековья на русском языке остроумно, аргументированно и увлекательно рассказывает об искусстве так, что будет интересно и историку, и читателю «Имени Розы» Умберто Эко, и поклоннику «Игр престолов», и геймеру, который изучает магию в RPG «Ведьмак».

15 января 2018 г.
Комментарии