Актерская династия Боярских
Игорь Фишкин.
Только что на канале Россия 1 состоялась премьера 4-х серийного телевизионного фильма режиссера Владимира Бортко «Петр Первый. Завещание». Главную женскую роль Марии Кантемир сыграла актриса Елизавета Боярская. Ее знаменитый отец Михаил Боярский играет отца главной героини, очень известную, между прочим, фигуру в российской истории. Это молдавский господарь Дмитрий Кантемир, попытавшийся, пусть и неудачно, в 1711 году вырвать Молдавию из ига турецкого султана посредством присоединения ее к России. Фильм Бортко повествует о более поздних событиях, в которых судьбы молдавского монарха-эмигранта и его дочери переплетаются с судьбой Петра Первого.
То, что реальные отец и дочь играют экранных — одна их изюминок новой картины. Это хороший повод поговорить об актерской династии Боярских. И ветвь, эта, как выяснилось, растет из большого актерского дерева.
Все актерские династии начинаются с первого талантливого представителя, попавшего в эту профессию. И не всегда мы знаем, что у любимого актера за плечами одно или несколько поколений, представители которых занимались актерским ремеслом. Так Алексей Баталов родился в семье, которая помимо прочих актеров дала миру замечательного актера Николая Баталова (1899-1937). Что ж, о том, что Алексей Баталов отнюдь не первый представитель актерской династии Баталовых, хорошо известно. А вот с Михаилом Боярским не так. Лишь обладающие определенной синефильской эрудицией люди знают, что роль «основоположника автомобильного дела в городе Арбатове» Адама Козлевича в знаменитом фильме Михаила Швейцера «Золотой теленок»(1968) исполнил Николай Боярский (1922-1988), дядя Михаила.
О том, что Николай не единственный династийный предшественник триумфатора «Д'Артаньяна и трех мушкетеров и „Собаки на сене“ до недавних пор кроме ярых фанатов Михаила Боярского и специалистов, и вовсе никто не знал. Ныне не просто можно узнать, но и с очень интересными подробностями. Об этом позаботился сам семейный клан Боярских. В 2007 году в Москве вышел более чем трехсотстраничный том, озаглавленный „Театральная династия Боярских“. Написала книгу театровед Екатерина Боярская, двоюродная сестра Михаила. Она дочь того самого, запомнившегося по „Золотому теленку“, Николая Боярского. Недаром автор пишет: “ Живя в актерской семье, я была сначала „дочкой Козлевича“, потом „сестрой Д'Артаньяна“ ”. Сразу скажем, актер ленинградского Академического драматического театра им. В.Ф.Комиссаржевской Николай Александрович Боярский снялся не только в фильме „Золотой теленок“.
В популярном, часто показываемом под Новый год телефильме-сказке «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) ему составил компанию Михаил. Николай играл там главную отрицательную роль Кащея Бессмертного, а Михаил всего лишь одного из его подручных, Дикого Кота Матвея. И не мудрено. К тому моменту только лишь постоянные посетители Театра им. Ленсовета могли заприметить недавнего выпускника ЛГИТМиКа Михаила Боярского, поскольку кое-какие театральные успехи у него уже были. Однако впервые по-настоящему обратят внимание на молодой талант чуть позднее «Новогодних приключений», благодаря известной телеэкранизации пьесы Александра Вампилова «Старший сын» (1975). Будущему мастеру жанра «плаща и шпаги» и корифею романтического жанра удалось тогда не потеряться на фоне блеснувших в этом фильме Евгения Леонова и Николая Караченцова (персонаж Боярского — Семен по прозвищу «Сильва»).
Но вернемся к Николаю Боярскому. Хотя его главные свершения имели место на театральном поприще, он снялся более чем в 30 фильмах. В частности им были сыграны заметные роли в таких известных картинах, как «Музыканты одного полка»(1965, реж.Павел Кадочников), «Снежная королева» (1967, реж.Геннадий Казанский), «Приключения Электроника»(1979, реж.Константин Бромберг). Из нелицедейских творческих свершений Николая Боярского упомянем цикл рассказов о Великой Отечественной войне, некоторые из которых были напечатаны в журнале «Аврора» в 1984 году. О войне артист знал не понаслышке: мобилизованный в самом ее начале с первого курса актерского вуза, закончил он ратную службу в победном 1945 году в Кенигсберге. Был несколько раз ранен. Один раз пуля прошла в двух сантиметрах от сердца.
Из книги Екатерины Боярской следует: упомянутый нами фильм «Старший сын»- единственная существенная творческая удача Михаила Боярского, которую застал его отец, Сергей Боярский (1916-1976), посмотревший картину незадолго до своей скоропостижной кончины.
Николай и Сергей — родные братья. Как и Николай, Сергей являлся видным актером Театра им. В.Ф.Комиссаржевской. В целом ряде спектаклей этого театра братья приняли совместное участие. Экранные успехи Сергея были скромнее, нежели у Николая, но все равно, кино- и телеролей было много, о чем можно узнать из статьи в интернет-википедии, посвященной Сергею Боярскому. В этой википедии нет, однако, статьи об еще одном дяде Михаила Боярского, ставшего актером, родном брате Николая и Сергея, Алексее Боярском. Благодаря тому, что в книге «Театральная династия Боярских» ему посвящена целая глава, мы можем рассказать и о нем.
Он старший из четырех братьев (еще один брат — Павел, актером не стал, хотя и некоторое время проучился в юности в Школе-студии Московского Художественного театра). И именно он первым из Боярских выбрал для себя театральную карьеру. Работал в нескольких ленинградских театрах. Был чтецом на эстраде. Провел множество елок в качестве Деда Мороза. «Однако актерская карьера Алексея не сложилась. Великолепные данные не пригодились», — с горечью заключает Екатерина Боярская.
Нам хочется здесь привести и фрагмент, связанный с сетованиями автора на недореализованность талантов Николая и Сергея. «В начале Мишиной карьеры некоторые любили подкинуть родственникам такую мысль, что, мол, ничего в нем нет особенного, за что же этому парню такие лавры? I...I А для подслащения пилюли приводили в пример его же отца и дядю, которым далеко было до такой славы. Говорили такое и моему отцу, но он никогда не „велся“ на эти подначки, стоял за Мишу горой, профессионально разбирал его игру, и доказывал, что Миша заслуживает любви зрителей. Как-то разговор такого рода зашел за кулисами, среди актеров, и тогда Иван Краско (отец популярного артиста Андрея Краско.-И.Ф.) поддержал папу, сказав завистникам, что старшим Боярским не воздали соответственно их таланту, так пусть Миша „отыграется“ за них всем назло!»
Почему же три брата Боярских стали актерами, а еще один брат, Павел, попытался им стать? Оказывается мама четырех сыновей (дочерей в семье не было), Екатерина Николаевна Бояновская-Боярская (1881-1956) всю жизнь горячо увлекалась театром, но жизнь сложилась таким образом, что до практических шагов в деле воплощения в жизнь своей мечты не дошло.
Вновь обратимся к книге: «В дневниках моей бабушки больше всего поражает диапазон ее душевных девических метаний: от „поступить на сцену“ до „ уйти в монастырь“. I...I Замужество разрешило ее метания между монастырем и театром». Мужем Екатерины Бояновской стал Александр Иванович Боярский (1885-1937). В доперестроечные времена при обращении к оказавшим пусть очень скромное, но все же влияние на историю России первой половины ХХ века, именам, было принято подчеркивать, если оно было, письменное упоминание В.И. Лениным этой персоны. Тем самым как бы говорилось: да, вы не найдете об этом лице сведений в справочниках и энциклопедиях, но смотрите, сам Ленин (давалась цитата, затем ссылка на том и страницу его полного собрания сочинений) упоминал данную персону. Ныне времена совсем другие, однако, вслед за внучкой, обратимся к упоминанию Лениным Александра Боярского. 21 июля 1921 года Ленин отправил заместителю председателя ГПУ И.С. Уншлихту записку следующего содержания: «Прошу сообщить причины ареста в Колпине священника Боярского. Возможно ли освобождение?» В ответной записке Уншлихт писал о том, что освобождение невозможно, в виду многолетней антисоветской агитации, проводившейся арестованным лицом. Все же в октябре того же 1921 года Александр Боярский был освобожден. И.В. Сталин был куда меньшим «вегетарианцем» нежели Ленин. 9 сентября 1937 года обвиненный, как тогда было принято, не только в реальных, но и во множестве вымышленных прегрешений перед советской властью, протоиерей, профессор богословия Александр Боярский был расстрелян. Надо сказать, что Александр Боярский был активным деятелем обновленческой церкви, то есть религиозного течения деятельно искавшего пути к компромиссу с советской властью. От печальной участи это его, однако, не спасло. В книге Екатерины Боярской есть несколько эмоциональных страниц о том, как ей удалось ознакомиться с расстрельным делом своего деда вскоре после того, как это стало возможным. На дворе стоял конец 80-х годов, и хотя полным ходом шла перестройка, пока еще мало кто отваживался обращаться с подобными запросами в архивы КГБ. Екатерина же не только отважилась, но и умудрилась протащить в архив Ивановского областного управления КГБ свою подругу, гражданку Великобритании. Визит, впрочем, был горьким. Как говорится « во многих знаниях многия печали». Выяснилось, что написали донос на отца Александра, а затем свидетельствовали против него, его же соратники. Вернувшись в Ленинград, Екатерина встретилась с Михаилом Боярским, чтобы рассказать ему о поездке. Далее следуют такие строки: «Выслушав мой отчет, Миша сначала воскликнул: „Месть!“. Но потом успокоился. Ведь ясно, что вскоре все эти люди прошли той же кровавой дорогой, что и Александр Иванович. Все они стояли в той страшной очереди».
Говоря о театральной династии Боярских, нельзя не упомянуть жен Сергея Боярского и Николая Боярского. Это актрисы Екатерина Михайловна Мелентьева (1920-1990) и Лидия Петровна Штыкан (1922-1982). Соответственно это мамы Михаила Боярского и автора книги, Екатерины Боярской. Екатерина Мелентьева на определенном этапе своей карьеры пожертвовала ею ради мужа и сына. Лидия Штыкан осталась верной лицедейскому искусству до конца жизни. Даже похоронена она была, как свидетельствует дочь, в театральном костюме: сером платье из спектакля ленинградского Пушкинского (Александринского) театра «Жизнь Сент-Экзюпери». Степень известности ее была немалой. Недаром глава о ней имеет название «Первая актриса Александринской сцены».
Был у Михаила Боярского сводный брат по отцу Александр Боярский. Он с успехом играл в упоминавшихся театрах северной столицы — имени Ленсовета и Пушкинском. Попав в силу жизненных обстоятельств в Ригу, стал одним из ведущих актеров Рижского театра русской драмы. Александру прочили блестящую будущность. Но случилось трагическое несчастье. В возрасте всего лишь 42 лет, в 1980 году, во время одной из гастрольных поездок, он утонул, купаясь в Черном море. «Его хоронила вся Рига»,- напишет в своей книге двоюродная сестра.
У Михаила Боярского и его супруги, популярной актрисы Ларисы Луппиан двое детей — Сергей и Елизавета. Вновь дадим слово Екатерине Боярской: «За взрослением Сережи и Лизы следила вся страна: Сережа пел (казалось так недавно!) „Динозавриков“ вместе с папой, маленькая Лиза периодически появлялась вместе с родителями на фотографиях в газетах и журналах». Актерская карьера Елизаветы Боярской (фильмы «Первый после Бога», «Адмирал» и другие) бурно развивается. Между прочим, фильм «Петр Первый. Завещание» — не единственное общее звено в фильмографиях отца и дочери. Еще они снялись вместе в мелодраме Аллы Суриковой «Вы не оставите меня» опять-таки, играя отца и дочь.
Сергей, снявшись в детстве в двух фильмах («Букет мимозы и другие цветы»,1984г.; «Мушкетеры,20 лет спустя»,1992г.) в конечном итоге по стопам родителей не пошел. Он закончил экономический факультет ЛГУ, стал бизнесменом. Тем не менее, на досуге он все же занимается искусством, получив некоторую известность в качестве музыканта.
Как хорошо известно, разброс мнений о династиях в искусстве очень широк. Кто-то скажет: «На детях природа отдыхает», кто-то возразит: «Гены — это главное!» В любом случае о наших кумирах, а таковым, безусловно, является замечательный актер Михаил Боярский, мы хотим знать все. В том числе, конечно же, о близких, о фамильной цепочке. Книги, подобные «Театральной династии Боярских», где автор «изнутри» подробно рассказывает о разветвленной творческой династии, выходят редко. Книга уже не новая, но мало кем замеченная. А зря!