Что станет с фамильным домом Пороховщиковых?
Дом Пороховщикова — особняк в центре Москвы, в Староконюшенном переулке, построен в 1871-1872 годах для российского предпринимателя и мецената А. А. Пороховщикова. В 1995 году дом был передан в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) актёру А. Ш. Пороховщикову, его правнуку.
В пасхальную ночь, 15 апреля, на 74 году от остановки сердца ушел из жизни Александр Пороховщиков. Пороховщиков был госпитализирован 6 марта в клинику Первого МГМУ имени Сеченова. Как сообщил тогда адвокат актера, врачи диагностировали у него инсульт. Позже руководитель пресс-службы Первого МГМУ имени Сеченова заявил, что диагноз не подтвердился. После того, как у актера произошел инсульт, врачи диагностировали у него ишемическую болезнь сердца, постинфарктный кардиосклероз, атеросклероз аорты коронарных и мозговых артерий, тромбоз ушка левого предсердия и нарушения ритма сердца. И все-таки, если верить сообщениям агентств, реальный диагноз актера скрывался.
Где будет похоронен Александр Шалвович — пока неизвестно, адвокат семьи Сергей Жорин сообщил, что актер, скорее всего, будет похоронен рядом с могилой своей матери, однако не уточнил, на каком именно кладбище. Прощание с Александром Пороховщиковым пройдет в Московском театре имени Пушкина, где актер работал последнее время.
Александр Пороховщиков чтил своих предков, он говорил: «Нужно помнить свое прошлое. Без этой памяти нет настоящего. Родная земля — силу дает, если знаешь свои корни, жить легче, осмысленнее. Если тебе плохо, вспомнишь родных, их прошлое — и заново оживаешь...».
Александр Шалвович считал вторым своим днем своего рождения — день, когда он узнал историю своего рода. Долгое время о дворянском происхождении он и не подозревал. В семье врага народа не говорили о своем, дворянском происхождении. Думать даже об этом боялись. Как только появилась возможность, Пороховщиков стал изучать историю семьи в архивах. Сценарий их жизней оказался гораздо интереснее, чем предлагали ему режиссеры. В фильме о своей семье он снялся сам и рассказал самое сокровенное, как в 1941 году на расстрел уводили его деда, инженера конструктора, изобретателя первого в мире танка. «Когда забирали дела, маму схватили за плечо, она заплакала, я закричал, и, чтобы я не орал, меня ударили сапогом. От удара я оглох. Несколько месяцев врачи пытались вернуть мне слух, но удалось восстановить работу только правого уха», — вспоминал Пороховщиков.
До сорока лет актер ни разу не был женат. Как только дело шло к свадьбе, он задавал невестам один и тот — же, как он сам говорил, детский вопрос: «Если за мной придет злой, и мне придется отстреливаться, что ты будешь делать?».
Ему отвечали по-разному. Часто вопросом на вопрос « А что ты натворил? В чем виноват?». И только Ирина, не задумываясь, ответила: «Я буду подавать патроны». И до сегодняшнего дня Ирина доказывает, что подает патроны», — сказал в одном из интервью Александр Шалвович.
Род Пороховщиковых
Род Пороховщиковых имеет глубокие корни. Прадед актера, Александр Александрович, был не только фабрикантом и владельцем ресторана «Славянский базар», но и публицистом, политиком (заседал в Думе) и известным меценатом. Он пожертвовал много средств на строительство храма Христа Спасителя. В книге «Русские Медичи» Михаила Галина много написано об этом удивительном человеке.
Дед Александра Шалвовича — Александр Александрович Пороховщиков (1892–1941) — российский изобретатель и конструктор военной техники, летчик, предприниматель. В 1909 году сконструировал и построил на заводе «Дукс» самолет с мотоциклетным мотором, одобренный самим Н.Е. Жуковским. На протяжении 1911–1923 годов создал несколько типов самолетов, часть из которых пошла в серийное производство. В августе 1914 года, работая мастером Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге, Александр Александрович разработал проект гусеничного танка «Вездеход», а в 1915 году первый в мире танк, созданный русским инженером, успешно прошел полевые испытания. В дальнейшем на собственных предприятиях он выпускал самолеты — как своей конструкции, так и иностранные. После 1918 года служил летчиком в советских авиационных частях, участвовал в Гражданской войне. В дальнейшем продолжал конструировать и совершенствовать свои самолеты (главным образом учебные). В 1923 году переехал в Москву и работал инженером в различных организациях и на заводах.
Семья Пороховщиковых состоит в родстве и с великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) — дядя актера Александра Пороховщикова.
Дом Пороховщиковых
Дом Пороховщикова — особняк в центре Москвы, в Староконюшенном переулке (дом 36). Построен в 1871—1872 годах для российского предпринимателя и мецената А. А. Пороховщикова, владельца гостиницы «Славянский базар» и одноимённого ресторана. Здание, построенное на древнем фундаменте из дерева, удачно синтезировало приёмы национальной архитектурной традиции. Сложенный из толстых брёвен, украшенный резными наличниками, карнизами и подзорами, особняк сочетает крупные объёмы и не лишённый живописности облик. Проект дома в 1873 году получил премию на Всемирной выставке в Вене.
Особняк был выстроен А. А. Пороховщиковым в том же владении (ул. Арбат, 25), что и принадлежавший ему же доходный дом, но в отличие от последнего, выходил фасадом не на Арбат, а в Староконюшенный переулок. Архитекторами постройки стали Д. Люшин и А. Л. Гун (по другим данным — архитектор А. С. Каминский). Первым съёмщиком помещений в здании был электротехник В. Н. Чиколев, разместивший тут агентство по продаже швейных машин собственного производства. С 1875 по 1878 годы в здании помещались редакции изданий «Газета А. Гатцука» и «Календарь».
В 1880-х годах в особняке размещается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», здесь читали лекции физиолог И. М. Сеченов, зоолог М. А. Мензбир, энтомолог К. Э. Линдеман.
5 марта 1880 на средства меценатов здесь была открыта женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей. С конца 1890-х здание передано под жильё для состоятельных людей.
В советское время, в 1980-х в доме Пороховщикова располагалось Киевское районное отделение ВООПиК города Москвы, Совет ветеранов 77-й Гвардейской дивизии народного ополчения Киевского района с музеем, филиал библиотеки имени Н. А. Добролюбова.
К концу XX века здание обветшало и в связи с отсутствием должного ухода фактически пришло к аварийному состоянию.
В 1995 году дом был передан в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) актёру А. Ш. Пороховщикову, правнуку А. А. Пороховщикова, и внуку его полного тёзки А. А. Пороховщикова, известного российского, а позже советского конструктора. Актёр собирается создать здесь музей Пороховщиковых. Половина участка, примыкающего к зданию, была использована для строительства современного клубного жилого дома на 6 квартир, примыкающего к дому Пороховщикова сзади. В 2004 году была закончена реставрация самого исторического здания.
Сейчас в здании находятся ресторан, бильярдный зал, а также частные апартаменты Александра Пороховщикова.
Справка о реставрации дома
Реставрация «дома Пороховщикова» проводилась на основании постановления Правительства Москвы от 14 августа 2001 года. Она выполнялась в соответствии с планово-реставрационным заданием Главного управления охраны памятников Москвы и под его непосредственным контролем. Инвестором выступила фирма «Илвейс», генподрядчиком — фирма «Мортон-РСО». Особняк восстановлен в своем историческом виде. (14 июля 2004)
Александр Пороховщиков о своём доме:
— Видите напротив замечательное красное здание позапрошлого века? Это и был дом моего прадеда, столбового дворянина Александра Александровича Пороховщикова, который много чего построил и в Москве, и в Питере. Сейчас в нем ресторан, аптека, квартиры, а в подвале, куда раньше весь Арбат ходил как в уборную, сделали шикарный бильярдный зал. Когда-то красивый забор с резными воротами соединял здание с особняком, где располагался игорный дом. Там в карты играли и проигрывали бешеные деньги. А в небольшом зале моя прабабушка аккомпанировала вместе с Рахманиновым Шаляпину, который давал первый набросок «Бориса Годунова»... Бывший игорный дом, в котором после революции много чего было — библиотека, больница, детский сад, коммуналки, я и получил в 95-м в аренду на 49 лет.
— А как впервые о нем узнали?
— Помню, в детстве бабушка меня приводила на Арбат и говорила: «Шурик, стой здесь». И куда-то уходила — а потом появлялась с глазами, красными от слез. Я все думал: «Куда она бегает, бабулька моя?» А она бегала смотреть на юность свою. Когда ее не стало, мама сюда приходила. А как-то делали про актеров передачу с моим участием — ходили снимали, на углу Арбата и Староконюшенного остановились, и ведущий спросил: «Там доска висит „Дом А. Пороховщикова“. Правда, что он ваш? Вы не можете его себе взять?» А в то время — какое «взять»? Бабушка мне всегда говорила: «Сиди тихо, держи язык за зубами». Я никогда и не распространялся о своей родословной. Кто бы знал, что так судьба повернется. Теперь в доме Пороховщиковых будет музей, место общения и встреч. Чтобы люди заходили, грелись душой, ведь злобы столько, что объелись ею. Немыслимо все время слезы видеть человеческие. Даже враги пускай приходят и дружат там...
Я благодарен судьбе, что офтальмолог Святослав Николаевич Федоров, царство ему небесное, мой друг, которому я очень много рассказывал про этот дом, пошел к Юрию Михайловичу Лужкову и поднял вопрос о передаче его мне в аренду. Лужков подписал необходимые бумаги. Потом надо было найти денег, потому что все меня поздравляли, но рубля никто не дал. Но Бог есть! Как-то сидел дома, последние волосы на лысине рвал в ужасе и думал, как же этот бомжатник — там ведь, кроме помойки и бомжей, ничего не было — привести в порядок. Помогли старые дореволюционные фотографии — сейчас, кстати, я их днем с огнем не могу найти, словно чья-то рука свыше мне их бросила. На этих снимках все было четко видно. Половину участка я отдал фирме для постройки четырехэтажного дома. Потом нашли подрядчика, который взялся и за реставрацию дома Пороховщиковых. Другого хода не было. Мне предлагали снести особняк, возвести на его месте высотку, а первый этаж отдать под музей. Я говорил: «Вы себя поставьте на мое место, это уникальный резной особняк, в свое время построенный без единого гвоздя». Потихонечку-потихонечку, и вот мы дожили до того дня, когда дом почти полностью восстановлен.
К сожалению, не всегда работники честно относятся к делу, еще предстоит исправить массу недостатков. Стена отваливается, вода с крыши льется прямо в комнаты — козырьков нет. Я бы никому не пожелал заниматься этим делом. То, что я прошел за 10 лет, пока получал здание, все придумывал и согласовывал с властями, а потом реставрировал, — это тихий ужас!
— Что-то, наверное, уже утрачено навсегда?
— Конечно. В большой комнате особняка когда-то стоял камин — полторы тонны малахита по эскизам Врубеля. Его разобрали и уволокли. Сейчас я уже знаю, где тот камин, но фамилию не назову. Хотя местные мафиозные структуры мне уже предлагали: «Скажите только „фас!“ — мы его принесем вместе с ушами нынешнего владельца». Я сказал: «Мне не нужно ни камина, ни ушей — оставьте в покое этого человека».
— Но какие-то реликвии у вас сохранились?
— Самая главная реликвия, детка, — это то, что мне в сердце и в душу вложили. А если говорить о вещах... В советские времена в Риге на колесном заводе, который построил мой дед, решили открыть музей. Хотя в Союзе никто доброго слова про моего репрессированного предка, изобретателя танка, не говорил. Маму попросили что-нибудь предоставить для экспозиции — и она за копейки отдала потрясающие золотые запонки с бриллиантами. Я думаю, сейчас эти запонки давно на рукаве у кого-нибудь — музей на заводе так и не открыли, все оказалось болтологией.
— Надо полагать, теперь вам надо усиленно работать и зарабатывать, чтобы достойно обустроить дворянское гнездо.
— Могу заработать только в кино. Вот недавно получил гонорар за две картины — шторы заказал, 120 тысяч рублей нужно заплатить только за четыре окна в зале. Забор поставить — еще 89. Ну откуда? Воровать не приучен, понимаешь, какая штука... Все, что получаю на съемках, вкладываю в этот дом. Накупил туда мебели за свой счет — у меня дома такой нет. Мы без денег вообще сидим, ведь никто не помогает. Хотя, если брошу клич своим родственникам по всему миру, живущим в Париже, Сан-Франциско и Австралии, дом засверкает, как бриллиант. Но мне стыдно — я нищий по сравнению с ними, единственный Пороховщиков с голым задом, хотя и работаю с утра до ночи.
Справка по ценам
Объявление о продаже от 5 апреля 2012.
ЖК «ДОМ ПОРОХОВЩИКОВА» (новое строение)
Музейно-жилой комплекс «Дом Пороховщикова» находится в непосредственной близости от пешеходной улицы Арбат и состоит теперь из музея и клубного особняка на 6 квартир, построенного в современном архитектурном стиле. Панорамные окна и французские балконы создают ощущение пространства и света. Круглосуточная охрана, видео наблюдение.
Предлагается квартира:
4-комнатная квартира 160 кв.м на 2 этаже
Стоимость: 3 000 000 $ включая 1 м/м
Супруга Пороховщикова Ирина покончила с собой 10 марта, по предварительным данным, в связи с тяжелым состоянием супруга. Детей у них не было, других прямых наследников нет. С родственниками отношения не простые, то же из-за недвижимости... Кому теперь останется фамильный дом Пороховщиковых?
Илья Солодилов для альманаха «Фамильные Ценности»
Источники:
РИА Новости
biograph.ru
ru.wikipedia.org
Строительный мир
Cобеседник.ru
elitecenter.ru