Кандинский и «Синий всадник»
На выставке «Кандинский и «Синий всадник»» представлены 60 произведений, среди которых 30 – работы Кандинского, созданные в 1902-1911 годах, а также символические полотна Франца Штука и Франца Ленбаха. Привлекут внимание оригинальные картины, среди которых «Тигр» Франца Марка, «Портрет с яблоками» Августа Маке, «Портрет Марианны Веревкиной» Габриэлы Мюнтер, «Кактусы» Пауля Клее, «Испанки» и «Зрелость» Алексея Явленского, «Автопортрет» Марианны Веревкиной.
В ГМИИ им. Пушкина проходит уникальная выставка «Кандинский и «Синий всадник»». Место постоянного жительства этой выставки — городская галерея Ленбаххауз, в Мюнхене, но сейчас она находится на реконструкции, в связи с чем, имеет возможность путешествовать.
В Мюнхене Галерея обжила бывший дом-мастерскую живописца Франца фон Ленбаха, известного портретиста второй половины XIX века. В 1942 году, спустя двадцать лет после кончины художника, его вдова Лоло фон Ленбах передала в дар виллу и произведения искусства из наследия супруга. В1957 году собрание галереи было пополнено коллекцией Габриэлы Мюнтер, которая преподнесла в дар богатейшее собрание произведений Василия Кандинского. Кто эта женщина? Она и ученица Кандинского, и его муза, и вечная спутница, и жена. Она обручилась с Кандинским в 1903году, в то время он ещё был женат. Большая часть наследия Кандинского была Мюнтер отвоевана после его смерти, она считала себя единственной, законной супругой. Много лет художница безраздельно владела раритетами, и, вдруг, в один день, день своего восьмидесятилетия, подарила все картины галерее Ленбаххауз. По этому поводу она часто шутила: «Картины вывозили на двух грузовиках, а мне по этому поводу устроили очень, очень скромный ужин...».
В Москву выставку «Кандинский и Синий всадник» привез и лично представил директор галереи Ленбаххауз - Хекльмут Фридель.
Дина Радбель
Гость «ФЦ» — Хекльмут Фридель:
- Для меня выставка Кандинского в Пушкинском музее – чрезвычайно ответственное и волнующее событие. По дороге в музей, я проезжал Зубовскую площадь, где Кандинский жил в 1915-1921годах и храм Христа Спасителя. Мне кажется, что это ключ к двум главным мотивам в творчестве художника. Кандинский трепетно любил Москву. Когда Кандинский жил в Мюнхене, он жил воспоминаниями об этом городе. Это видно по его работам (все она названы по-русски), представленным на нашей выставке. Кроме этого, можно найти и другие черты, которые важны для искусства Кандинского. В частности, это народные мотивы, которыми пропитана Москва. Есть и другой важный источник – работы Гончарова и Ларионова, с которыми Кандинский познакомился в Москве, и возникла тема игр, детских игр, отраженная в его работах. На выставке представлены ранние работы Кандинского, в том числе абстрактные. Когда Кандинский решил стать художником, он выбрал Мюнхен. И это необычный выбор, потому что в то время мировой столицей живописи и искусства был Париж, однако Кандинский отправился именно в Мюнхен, потому что этот город лучше всего отвечал его идеям в искусстве. Другая причина – он хорошо знал немецкий язык. Бабушка в детстве рассказывала Васе сказки на немецком языке, так что он с ранних лет «вошел в речь». Неудивительно, что все рукописи, когда он только приехал в Мюнхен, были написаны Кандинским на немецком языке. Он здесь чувствовал себя как дома, но при этом всегда думал о Москве.
В Мюнхене Кандинский встретился с большим количеством других русских художников, в их числе были Альтман, Явленский. Когда Кандинский начинал свою карьеру, для него очень важны были два события. Первое – это выставка Клода Моне в Москве; второе – опера Вагнера «Лоэнгрин», которую он также посетил в Москве. Таким образом, вы видите два источника, очень важных для его вдохновения. Кандинский писал о выставке Моне, что когда он находился на самой выставке, он ничего не видел, ничего не понимал. И только дома прочитав каталог, смог структурировать свои впечатления и понять, что это такое, что это – гениально. И таким образом становилось ясно, что искусство, живопись смогли бы показать что-то, что невидимо для обычного посетителя.
И я бы хотел немножко поговорить о том, что написал Кандинский в период с 1895 по 1905 год. Мария Кюри описала те элементы, те явления, которые мы не можем почувствовать, как бы физически, чувствами, и затем Эйнштейн описал пространство и космос - как последовательность энергий. И таким образом, сам термин «реальность» стал очень хрупким термином. Так что же на самом деле реально?
С этим багажом, с этим новым мировоззрением Кандинский приехал в Мюнхен. Ему было — 24 года, в физической сфере он уже не был студентом и достаточно хорошо понимал, что он хочет. В июне 1911 года Кандинский предложил своему другу и соратнику Францу Марку создать независимый художественный альманах, на страницах которого они могли бы выступать от имени европейских художников-авангардистов. Само название «Синий всадник» появилось осенью 1911 года в акварельных набросках Кандинского к обложке альманаха. Кандинский пишет свое произведение преимущественно в синей гамме. Кода художника спрашивали, почему «Синий всадник», он отвечал: «Я люблю всадников, Марк – лошадей, и оба – голубой цвет». Всадник в творчестве Кандинского символизировал движение вперед. Как известно, еще со времен немецкого романтизма синий цвет считается символом духовных устремлений человека, духа в целом. Авторы альманаха провозглашали идею о грядущей «эпохе Великой Духовности», которая объединит все виды искусства и культуры.
Кандинский написал, что будущее искусства находится между высшим реализмом и высшей абстракцией. От Руссо с его примитивизмом к абстракциям самого Кандинского. Это искусство включает также рисунки детей, рисунки душевнобольных людей, рисунки художников-примитивистов. Также включает работы композиторов, музыкантов и вообще все произведения, которые не входят в поле чисто академического искусства.
Важность группы «Синий Всадник» для немецкого искусства и для искусства XX века в целом заключается в том, что они не призывали следовать какому-то одному стилю, и были открыты всем направлениям искусства. Особенность Кандинского – в особом видении, он, по его собственным словам, пытался показать духовную реальность, то есть ту духовную реальность, которую нельзя увидеть глазами, которая превосходит видимую реальность.