Художник Олег Толстой, правнук Льва Толстого
Дина Радбель для Фамильных ценностей
В течение нескольких дней в Москве проходил съезд дворянского рода Толстых, приуроченный 150 — летию со дня венчания Льва Николаевича с Софьей Андреевной. От этого брака появилось на свет 13 детей, пять из которых умерли в детстве...
Сегодня родственники Толстого живут по всему миру; более восьмидесяти человек из России, Италии, Франции, Швеции, Чехии, Дании, Великобритании, Канады и США, большинство из которых прямые потомки писателя, — собрались на традиционный родственный съезд, проводимый в России раз в два года в музее-усадьбе «Ясная Поляна». Именно здесь открылась выставка, посвященная сестре Льва Николаевича — Марии Николаевне.
Надо сказать, что многим представителям известной фамилии Толстых не были чужды занятий изобразительным искусством. И Николай Ильич, отец знаменитого писателя, и жена Льва Николаевича Толстого Софья Андреевна изрядно владели и кистью, и карандашом, оставив произведения в разных жанрах — пейзаже, портрете, натюрморте. Но, пожалуй, один из самых талантливых живописцев дворянского рода — правнук Льва Николаевича — Олег Владимирович Толстой. Он ушел из жизни в 1992 году, а родился в 1927 году, ровно 85 лет назад. В честь этой даты в музее А.С. Пушкина открылась юбилейная выставка «Олег Толстой. Заповедный пейзаж» из семейных собраний Толстых и коллекций российских музеев. На ее открытии присутствовали племянник художника — Владимир Ильич Толстой (известный деятель культуры и музейщик, инициатор объединения знаменитого рода) и дети Олега Толстого — Наталья Толстая (художница) и Петр Толстой (известный тележурналист).
Выставка объединила 80 работ Олега Толстого, выполненных в разное время (50-90 годы ХХ столетия). Каждая из его картин определяет эмоциональный стержень русского живописного пейзажа того времени. Конечно, многое, что стало предметом внимания, использовалось и другими живописцами. Но Олег Толстой пишет свою, личную историю, самовыражаясь в пейзажах.
«Березы в снегу», белоствольные, «размытые» ненастьем, — как образ одиночества, тоски. «Лошадки» — будто с детского рисунка, — красные, резвящиеся на зеленом лугу, но, несмотря на очевидную нарративность и колористическую игру, — есть предчувствие надвигающегося ненастья. «Дом Льва Толстого в Хамовниках» — вроде бы ограничивается уголком, фрагментом, не более того. Но оранжевый дом, голубой снег — дают ощущение какой-то значительности, загадочности, тайны. Это и твой дом тоже, это и твое теплое, детское воспоминание или мечта о чем-то несбывшемся.
Одна из самых светлых, буквально, ослепляющих картин — «Снегопад». Художник, похоже, доказывает, что изображение не может или не должно быть наделено статикой, которая его закрепила бы раз и навсегда. «Снегопад» воспринимается художником не только как данность природы, но и как выражение человеческой души. Трепетной, ищущей, любящей, сияющей и бессмертной.
До 15 октября. Выставка «Олег Толстой. Заповедный пейзаж»
Музей А.С. Пушкина