МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Реинкарнации Фрейда

Реинкарнации Фрейда

В июле мир простился с ярким британским художником Люсьеном Фрейдом

Реинкарнации Фрейда — Гениальный внук

Автор Дмитрий Намычкин

Фамилия Фрейд получена Люсьеном в наследство от своего знаменитого деда – Зигмунда Фрейда. Внука, родившегося  в 1922 году в Берлине,  считают самым знаменитым и удачливым из потомков основателя психоанализа. Эрнст Фрейд -  младший сын Зигмунда. И именно он родил  двух известных сыновей — Клемента и Люсьена. Первый прославился как писатель и политик, и скончался у себя за письменным столом в возрасте 84 лет. Второй – дожил до 88 лет, вкусив все прелести жизни – славу и богатство, войдя в  плеяду самых дорогооплачиваемых современных художников туманного Альбиона. В то время как дед Зигмунд, несмотря на  мировую известность, жил крайне скромно, можно даже сказать, бедствовал.

Картины Люсьена  хорошо продавались всегда, вот несколько свежих примеров.

Картина «Мальчик на диване» была продана за $2,5 миллионов на аукционе в прошлом году, а в мае 2008 г. «Спящая работница социальной службы» была продана по рекордной цене в 33 миллиона 600 тысяч долларов. Впервые за всю историю проведения аукционов столь высокая цена была назначена за работу тогда еще живого художника...

На февральском аукционе Christie’s в 2009 г. работа Фрейда  числилась первой в списке наиболее значимых произведений визуального искусства, и уже за ней следовали творения прославленных Дэмиена Хёрста и Энди Уорхола. В октябре 2010 на аукционе Sotheby's в Лондоне была продана картина под названием «Прошло восемь месяцев», на которой изображена обнаженная беременная супермодель и актриса Джерри Холл, бывшая жена знаменитого рок-музыканта Мика Джаггера. Первоначально этот лот оценивался в 300-400 тыс. фунтов стерлингов. Однако в итоге картина «карманного размера» была продана за 601,25 тыс. фунтов (955 тыс. долларов). Люсьен Фрейд писал Джерри в 1997 году, когда она ждала рождения своего четвертого ребенка. Она познакомилась с Люсьеном на званом ужине и была несколько удивлена тогда тем, что известный художник предложил ей позировать.

Как правило, моделями Фрейда становились его знакомые и родственники.  Эти приближенные отношения раскрепощали и художника, и модель.

Среди наиболее известных работ художника автопортрет «Спящая обнаженная девушка и размышление» («Naked Girl Asleep and Reflection»), портреты Королевы Елизаветы и модели Кейт Мосс. Фрейд был членом почетного Ордена Заслуг Великобритании, присуждаемого за достижения в искусстве, преподавании, литературе и науках.

Люсьен получил образование в Лондоне.  Семья Фрейда переехала в Великобританию из Германии в 1933 г. в связи с приходом  к власти нацистов. Оставаться в Берлине было небезопасно для семьи Фрейдов. Публично сжигались его книги, любимая дочь Анна, пошедшая по его стопам и возглавившая Всемирное психоаналитическое общество,  была схвачена гестаповцами. К тому времени состояние здоровья Фрейда стало безнадежным. И свой конец он определил сам: 23 сентября 1939 года лечащий врач Фрейда по его просьбе ввел ему смертельную дозу морфия.

Через пять лет после смерти деда состоялась первая персональная выставка Люсьена в Lefevre Gallery в 1944 г.

Вторая «Interior at Paddington» в 1951г. в Ливерпуле, после которой художник проснулся знаменитым. Его сразу отметили наградой на Festival of Britain. Среди ранних работ художника примечательна «Девушка с белым псом» (1951 – 1952), для которой позировала  его первая жена — Кэтлин Эпштейн. В эти годы сформировался стиль Люсьена, которому он остался верен  на всю жизнь. Если  сравнивать картины разных лет, то при всей неповторимости и вариантности сюжетов, всегда есть общие черты.  Герои картин, чаще всего, лежат, в полудреме, тела четко прорисованы,  краски создают эффект особой плотности изображения,  фон – условен, безвременный,  цвета сочные и в тоже время приглушенные.

Фрейд любил  работать  с натурой, в портретном жанре и, более всего,  в жанре «ню». Он  говорил, что во всех  картинах  есть элемент автопортрета. Но это не зеркало. Это эмоции, чувства,  которые  он испытывал, работая с моделью. Фрейд переносит на полотно  чужую интимность, смело, грубо подчеркивая тайное.  Художник  идет на провокацию,  шокирует,  и именно это  качество подчеркивает его близость с дедом. Наверняка, многие работы могли бы послужить иллюстрацией к трудам Фрейда. Подобно ему, Люсьен Фрейд  не считается с мнением общества, смело и дерзко экспериментирует  с наготой. Он с маниакальной усердностью прорисовывает всё, что принято прятать,  утаивать, от чего  ценители высокого искусства  стыдливо отворачиваются. Ведь его дед считал, что культура приглушает и подавляет инстинктивную сексуальную энергию и направляет ее на формирование у данной конкретной личности стереотипов общественного поведения.

Люсьен далек  от привычных эстетических эталонов, но он честно, со здоровым любопытством изучает человеческое тело. И доизучался до того, что был признан первоклассным мастером изображения кожи.  Не случайно один из посвящённых художнику симпозиумов так и назывался: «Кожа». На его полотнах кожа – дышит, она меняет цвет, дрожит и покрывается морщинами. Она покрывается жаркой  влагой и в жажде требует воды. Она просит сострадания и  утешения. Художник через кожу, через телесную позу передает состояние человека...

Когда критиков спрашивают, кто он этот Фрейд, к какому направлению отнести его творчество, ответы не  очень конкретны.  Его называют реалистом,  экспрессионистом, экзистенциалистом, постмодернистом.  Называют шутником и трагиком.  Пожалуй, никому из современных художников  не удалось совместить сексуальность  с фригидностью;  беззащитность, робость, страх  с грубым гротеском;   глубокий драматизм человеческого удела с поверхностным вниманием к мелочам, от которых, казалось бы, ничего  не зависит. Кто-то из критиков для определения художественного метода Люсьена Фрейда  предложил использовать слово «разоблачение»,  применимое и по отношению к исследовательской стратегии его великого предка, вскрывавшего тёмные механизмы бессознательной душевной жизни. Основной предмет эстетических изысканий художника – не просто обнажённая натура, а именно «разоблачённая телесность».
Сам Люсьен идею своих полотен формулирует  лаконичной цитатой Зигмунда: «Анатомия – это судьба».

У Люсьена Фрейда – огромное наследие и немереное количество наследников, исчисляемое  четырьмя десятками  незаконнорожденных детей, с некоторыми из них он поддерживал официальные отношения...

Возможно, в ближайшее время нас удивит очередная реинкарнация в знаменитой фамилии.

Женщина с белой собакой, 1952 Галерея Тэйт, Лондон

Сонная молодость, 1950 Частная коллекция

После Сезанна, 2000 Национальная галерея, Канберра

Портрет беременной Кейт Мосс 2004Кейт Мосс и Люсьен Фрейд. Супер модель и Супер художник.

Ужасная обнаженная 1998

Спящая социальный инспектор, 1995

Спящий в кровати 1987

Люсьен Фрейд и Мартин Гейфорд в студии.

Люсьен Фрейд в своей студии на фотографии Работа в ночное время.

Наследство Фрейда — семья, дети, внуки и правнуки
http://www.popsy.ru/

Зигмунд Фрейд оставил после себя два наследства. Первому наследству чрезвычайно рады практикующие психоаналитики. Их благодарность великому человеку выражается в уважении и любви к Фрейду. Пожалуй, никто так не бывает благодарен чужому по крови человеку, да еще и покойному. Это чувство обожания, может – обожествления, сродни религиозному переживанию. Но и оно объяснимо. Фрейд дал им очень дорогое наследство – психоанализ, внутри которого можно чувствовать себя безопасно, с помощью которого можно заработать, и расти собою. Но человеку постороннему, непосвященному не вполне понятны такие чувства – да и господствующий современный атеизм-толерантность не помогают понять таких по-человечески прекрасных переживаний, как благодарность и безответная любовь к давно ушедшему человеку.

Мы же ставим своею целью рассказать о втором наследстве, которое способен оставить каждый телесно здоровый человек. Действительно, интересно было бы посмотреть – кто они, дети и внуки человека, который по-своему перекроил цивилизацию, опираясь только на свои силы, на свой разум и способности. Мы не станем растить генеалогических деревьев: автору очень трудно разобраться в семейных последовательностях, да и текст получится очень сухой и скучный. Гораздо приятнее представить мозаику лиц великих и заметных фрейдовских потомков и родственников.

Иосиф – предтеча психоанализа

Первым психоаналитиком был библейский Иосиф.

Иосиф был освобожден из темницы, предстал перед фараоном и успешно толковал его сон про семь толстых и семь тощих коров, тощие поглотили толстых. Иосиф получил перстень с печатью, хозяйственное управление и выполнил действия, которые помогли преодолеть продовольственный кризис, поскольку семь тощих коров представились ему семью годами неурожая после семи лет изобилия.

Якоб Фрейд женился на Амалии Натансон, и был старше ее на 20 лет. 6 мая 1856 года у них родился мальчик, которого назвали Соломон Сигизмунд. Мальчик родился «в рубашке», и поверье предсказывало, что он никогда не утонет. Его детство прошло в ныне чешском городе Пршиборе, австрийское его название Фрайбург, что в переводе с немецкого – свободный город.

Зигмунд рос в многодетной семье, и был одарен любовью и обожанием своей матери – вероятно, это сыграло впоследствии важную роль в его успешной борьбе за дело психоанализа. В 16 лет Сигизмунд стал Зигмундом.

Несмотря на прессинг со стороны общества, несмотря на то, что первое издание книги «Толкование сновидений» разошлось тиражом около 360 штук, несмотря на то, что правильно и последовательно выработать методику лечения истерии так и не удавалось, а Фрейду было уже 43 года – он продолжал поиски.

Фрейд попал в историю, как основатель психоанализа. Он был целеустремленным. Он был скупым на эмоции, жестким. На старости лет страдал от сильных раковых болей. Он терял родственников. Четыре сестры Фрейда во время холокоста погибли в концлагерях, Митци, Роза и Паула – в Треблинке, Адольфина – в Терезиенштадте. Он чуть сам не попал в концлагерь. Нацисты жгли его книги.

Фрейд любил прогулки в лесу и собирать грибы. Еще Фрейд любил истину. В последнем своем труде он предположил, что психоанализ не кончается никогда. Фрейд ушел из жизни в результате эвтаназии и превратился в легенду, согласно которой каждый волен видеть его таким, каким захочет.

Одесса – мама

История психоанализа пишется не только аналитиками, но и их пациентами. Одним из самых долгих психоаналитических пациентов был русский аристократ Сергей Панкеев. Примечательно то, что и Сергей Панкеев, и мать Фрейда Амалия жили в Одессе, необычном портовом многонациональном городе, столице особого юмора и остроумия.

Но семье Панкеевых было не до смеха. Сестра Сергея Анна покончила с собой, посетив место дуэли Лермонтова в 1906 г. Его отец покончил с собой в 1907 г., Сергей уже был в это время в Европе на лечении от депрессии.

В 1910 г. Панкеев анализировался у Фрейда. Особое внимание Фрейда привлек пересказ сна из детства Сергея. Через окно спальни он увидел дерево грецкого ореха с сидящими на ветвях белыми волками, с длинными, как у лис, хвостами. Эти волки представляли для пациента угрозу, он их боялся. Фрейд предположил, что сон отражает виденную пациентом в детстве «первичную сцену» полового акта родителей, причем в позе «по-собачьи». Также, как вариант, это могла быть сцена полового акта собак, увиденного малышом в присутствии родителей. Несмотря на то, что Фрейд решил прекратить анализ, предположив пациента излеченным, Панкеев на протяжении всей оставшейся жизни (еще 60 лет) предпринимал попытки анализа у Фрейда и у других психоаналитиков. Вероятно, он хотел понять, почему волки сидят именно на ветвях дерева, почему они белые, и почему их несколько. Фрейд объяснил только лишь то, почему пациент их боялся.

Случай человека-волка актуален и поныне. Волки в содержании детских сказок и мультиков преследуют наших детей, волки-люди-оборотни – в содержании новостей и пелевинских текстах преследуют взрослых. Волки да вороны в тексте Гребенщикова. Волки в песнях Высоцкого, Макса Покровского. Почему же мы отвлеклись и написали так много про волков, читатель узнает позже.

Дети Фрейда

Зигмунд Фрейд женился на Марте Бернес в 1886 году, и у них было шесть детей: Матильда, Жан Мартин, Оливер, Эрнст, Софи и Анна. Дети родились один за другим на протяжении восьми лет. Известно, что Фрейд был противником контрацепции, из чего его биографы сделали вывод: после рождения дочери Анны он перешел к полному воздержанию. Фрейды жили в Вене.

Фрейд назвал Матильду в честь жены Брейера, Жана Мартина – в честь Шарко, своих учителей и коллег, Эрнста – в честь своего учителя Эрнста Брюке, чья энергетическая теория живых организмов (он распространил на них закон сохранения энергии) легла в основу психоаналитического концепта.

В младенчестве старшая дочь Матильда тяжело заболела дифтерией. Отец дал ей съесть ягоду клубники, девочка закашлялась и выплюнула дифтерийные пленки, которые иначе могли бы вызвать удушье.

Матильда Фрейд была воспитана в духе традиций, в университетах не училась, и в 1908 г. вышла замуж за торгового представителя по продаже шелка, став примерной домохозяйкой. Когда в 30-х грянул кризис, и ее муж потерял работу и разорился, Матильда очень быстро выросла из домохозяйки в дизайнера и хозяйку магазина модной одежды, ее деятельность в Лондоне была вполне успешной. У Матильды детей не было.

Жан Мартин и Эрнст были военными, Оливер стал инженером-строителем.
Жан Мартин владел табачным магазином в Лондоне, написал книгу «Зигмунд Фрейд: человек и отец»

Софи была симпатичной женщиной, вышла замуж за фотографа, и родила Фрейду двух внуков, которых дед очень любил. Софи Фрейд умерла в 1920 году от гриппа, ее сын Хайнц – в 1923 году от туберкулеза.

Анна — самая младшая из детей Зигмунда Фрейда, и так сложилось, что внимание отца было для нее чрезвычайно важным. Чувствуя вину за то, что такого внимания недоставало, Фрейд отправил Анну учиться в Англию, парадоксальное решение. Там она встретилась с молодым психоаналитиком Эрнестом Джонсом, и, вроде бы, дело могло дойти и до свадьбы. Отец писал Джонсу, что Анна не готова... Потом ее попросили уехать, как нежелательную персону: первая мировая война.

Анна Фрейд замуж так и не вышла, она заботилась об отце, страдающем от рака. Фактически, именно ее участие позволило Фрейду продолжать его работу до последних дней жизни. После смерти отца Анна посвятила свою жизнь чужим детям, оставшимся без крова и без родителей в результате налетов немецких Люфтваффе. В Лондоне и сейчас действует психотерапевтический детский центр, основанный Анной Фрейд и названный в ее честь после ее смерти в 1982 году.

Внуки Фрейда

Наиболее известны сыновья Эрнста Фрейда, младшего сына Зигмунда. Итак, Эрнст родил Клемента и Люсьена.

Сэр Клемент Фрейд участвовал в политике, был первым евреем в Английском Парламенте. До начала политической карьеры Клемента уже могли видеть все англичане – он снимался в рекламных роликах корма для собак. Как-то раз во время дипломатического мероприятия, он обратил внимание на то, что китайские дипломаты почему-то оказывают большие почести не ему, а Черчиллю. Он удивился, но ему объяснили, что это происходит потому, что Черчилль – это Черчилль, и что, видимо, это имя хорошо известно китайским дипломатам. Сэр Клемент тогда с горечью отметил, что именно в этот день он на время вышел из-под сени великого дедовского имени. Это и понятно: нет в Китае психоанализа.

Клемент Фрейд в 2002 г. был избран ректором и несколько лет руководил университетом святого Андрея, элитным учебным заведением, в числе выпускников которого принц Уильям, внук королевы Элизабет. Умер в 2009 в апреле, за рабочим столом, жизнь прожил в полной мере гурманскую.

Люсьен Фрейд – известнейший британский художник, работает, в основном, в классическом стиле. Его полотна (холст, масло) изобилуют грубой, гиперреальной обнаженной натурой. Мужчины и женщины лежат в самых откровенных позах, тщательно выписаны их гениталии. Но когда рассматриваешь эти картины, нет ни малейшего чувства стыда, нет и сексуального возбуждения. Почему? Особым образом Люсьен Фрейд видит человеческие лица. Если гениталии совершенно понятны, обыденны и могут принадлежать любому человеку, не обязательно тем персонам, кто позировал Фрейду, то лица моделей выписаны в уникальной люсьеновской манере. Они состоят из грубых пятен, чем-то напоминающих результат фотошопной постеризации изображения. Но, в отличие от мертвых постеров, они «живут», пятна переливаются так, что лицо как бы ускользает от наблюдателя, постоянно меняясь. Тем не менее, все лица узнаваемы и не шаржированы. Чувствую некоторую угрозу, агрессию, исходящую от люсьеновских лиц.

Люсьен Фрейд говорил, что он пишет не то, на что похожи люди и не вопреки тому, на что они похожи, он пишет так, как они предстают. Работает, как видит, а не так, как нравится заказчикам.

Тем не менее, его картины продаются за миллионы фунтов. Например, портрет обнаженной Кейт Мосс продали за 7 млн. фунтов. Супермодель высказалась в одном из интервью, что непрочь позировать Люсьену. Он узнал об этом, и писал нагую, да еще и беременную Мосс целых полгода. Итак, супермодель пришла к Фрейду. Но если бы вместо художника работал психоаналитик, Мосс никогда бы не стала употреблять кокаин, работая для Коко Шанель, она обязательно выбрала бы что-то другое. Кейт Мосс пришлось публично покаяться...
Одно из полотен Люсьена, изображающее королеву Элизабет, очень не понравилось англичанам. Картина вполне пристойная, королева не голая. Но в изображении лица ее сквозит та же агрессия величия, свойственная полотнам Люсьена. Художник передал ее в дар британскому государству, поскольку английские налогоплательщики иначе бы восстали, посчитав неуместным тратить казну на такой антигламур.

Правнуки Зигмунда Фрейда

Сын Клемента Фрейда Мэтью родился в 1963 г. Сейчас (2006 г.) он совладелец крупнейшей английской компании по PR и консалтингу «Freud Communications», среди клиентов компании крупнейшие мировые брендовладельцы. Летом прошлого года Мэтью Руперт Фрейд приезжал в Россию и выступал на международном Саммите по Корпоративной Идентичности, новому концепту, разработанному специально для того, чтобы увлечь богатые корпорации и предоставить им новые услуги.

Мэтью Фрейд участвует в работе двух крупных фондов, которые осуществляют сбор благотворительных пожертвований с целью финансирования программ помощи народам Африки и других развивающихся стран и программ защиты детей. Фонд «Комик Релиф» (что-то вроде юморотерапии в переводе на русский) ведет грантовую деятельность, а привлекает деньги путем проведения специальных телемарафонов. Однодневная выручка (выручка первого дня) такого марафона достигает 30-40 млн. фунтов.

Летом прошлого года (2005) Мэтью Фрейд продал контрольный пакет акций своей компании очень крупной французской рекламной группе и получил, предположительно, 12 млн. фунтов. А еще раньше, в 2001 году, он очень хорошо женился: его супругой стала дочь медиамагната Руперта Мердока Элизабет. Обратите внимание на совпадение по имени Руперт...

Эмма Фрейд, дочь Клемента, правнучка Фрейда, – радиоведущая и культурный комментатор. Участвует в фонде Комик Релиф вместе с братом Мэтью.
Белла Фрейд, дочь Люсьена и тоже правнучка, разрабатывает модели вязаной одежды и маек с использованием изображения собаки, которую, вероятно, нарисовал отец. Дизайн сайта http://www.bellafreud.com.uk/ также разработан отцом.

Прямая кровь заканчивается. И напоследок мне бы хотелось рассказать еще об одном известном представителе семейства, о племяннике Зигмунда Фрейда. Брат жены Зигмунда женился на сестре Зигмунда. Они родили Эдварда.

Эдвард Бернес стал отцом и теоретиком PR. Именно ему американцы обязаны широким распространением психоанализа и, особенно, проникновением его в культурную реальность. Эдвард разработал теорию и был практиком PR, работал для ведущих американских компаний.

В начале своей PR-карьеры для продвижения продаж бекона он применил вполне новаторский ход: взял позитивные результаты исследований и разослал их 5000 врачам-терапевтам. В результате использования авторитетного мнения врачей, плотный завтрак из яишницы с беконом прочно закрепился в американской кухне. Использование авторитета врачей, ученых широко используется в практике рекламы, и почему-то в последнее время вызывает серьезные претензии нашей Государственной Думы.

Книги Бернеса «Кристаллизация общественного мнения» (1923), «Пропаганда» (1928) и статья «Инжиниринг согласия» (1947) – хорошо известны тем, кто постигает искусство информирования, убеждения и влияния.

Примечателен один случай. Как-то раз Эдвард Бернес беседовал с Карлом фон Вигандом, освещавшим в Америке европейскую жизнь. Журналист рассказал, что будучи в Германии, встречался с главным пропагандистом Третьего Рейха Геббельсом, и видел в его библиотеке книгу Бернеса о кристаллизации общественного мнения. Бернес узнал от журналиста, что антиеврейская кампания Геббельса была не просто спонтанным выплеском фашистской идеологии, а планомерной PR-программой, основанной в том числе и на его книге. Это потрясло еврея Эдварда.

Эдвард Бернес умер в 1995 г., но до сих пор его имя носит с собою проклятие и восхищение, считают, что он входит в тысячу самых влиятельных людей прошлого столетия. Помня печальный опыт Эдварда, современные пиарщики остерегаются писать теоретические книги...

При работе над текстом использованы информационные источники: http://www.wikipedia.org/ с «открытым кодом», а также книга Пола Ферриса «Зигмунд Фрейд», Изд-во «Попурри», Минск, 2001, перевод с английского Е.А. Мартинкевич

08 августа 2011 г.
Комментарии