МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Фауст: между легендами и реальностью

Фауст: между легендами и реальностью

Специально для «ФЦ» Ольга Шатохина



Доктор Фауст — персонаж народных преданий и высокой литературы, неутомимый искатель философского камня, хрестоматийное воплощение чернокнижника, заключившего сделку с дьяволом. Но ведь все эти образы скрывают черты реально существовавшего человека...

Он родился, по некоторым данным, 23 апреля 1466 года в центральной Германии (предположительно в местечке Книттлинген в Пфальце). Существует также версия, что Фауст увидел свет на 15 лет позже. По мнению некоторых историков, он происходил из знатного германского рода фон Гельмштат, но будучи младшим из сыновей, не мог претендовать на фамильные владения и богатства. Получив звание бакалавра теологии и философии, а затем и доктора философии, начал преподавать сам, став одним из известных странствующих ученых. Он много путешествовал по Европе, бывал и в университетских центрах — так, имя Фауста упоминается в списках профессоров славившегося своей вольностью Гейдельбергского университета за 1509 год, — бывал и при королевских дворах, где демонстрировал свои необычайные умения владыкам и вельможам. Знаменитый церковный реформатор Мартин Лютер в своих «Застольных беседах» описывал случай, который молва связывала с именем Фауста: «...император Фридрих, отец Максимилиана, пригласил к обеду одного чернокнижника, и своим уменьем и искусством он обратил его руки в копыта и когти, а когда они сели за стол друг против друга, император приказал ему есть. Чернокнижнику было стыдно, он спрятал свои когти под стол. Наконец, когда нельзя было дольше скрываться, пришлось ему показать все, как было. Тогда он сказал императору: „Я могу сделать вашему величеству то же, если будет на то ваше разрешение“. Император дал согласие. Чернокнижник стал ворожить. Неожиданно за окном раздался шум. Император высунул голову в окно, чтобы узнать, что случилось, и тут у него на лбу выросли оленьи рога, так, что не мог он втянуть свою голову обратно в комнату. Тогда он сказал чернокнижнику: „Освободи меня, ты победил“.

Рембрандт Харменс ван Рейн — Доктор Фауст.

Однако первое дошедшее до нас документальное свидетельство о существовании Фауста относится к 1507 году — тогда аббат Иоганн Тритемий писал: «Имеющий дерзость называть себя главой некромантов, — бродяга, пустослов и мошенник. Его следовало бы высечь розгами, дабы впредь он не осмеливался публично учить нечестивым и враждебным святой церкви делам. Ибо о чем ином свидетельствуют звания, которые он себе присваивает, как не о невежестве и безумии его. Поистине они показывают, что он глупец, а не философ. Так, он придумал себе подходящее на его взгляд звание: „Магистр Георгий Сабелликус, Фауст младший, кладезь некромантии, астролог, преуспевающий маг, хиромант, аэромант, пиромант и преуспевающий гидромант“.

Сам аббат Тритемий (Иоганн Гейденберг из Тритенгейма), сверстник Фауста и выпускник упомянутого Гейдельбергского университета, был известен как советник императора Максимилиана I и автор восьмитомного сочинения «Стеганография», посвященного искусству управлять людьми на расстоянии с помощью буквенных символов. Легенда о Тритемии, вызвавшем для императора дух его покойной супруги Марии Бургундской, впоследствии превратилась в одну из легенд о Фаусте.

Многие за спиной Фауста говорили, что он получил свои невероятные магические способности от Дьявола.

Скрепление кровью договора между Фаустом и Мефистофелем.

Договор

Великий Гёте, излагая историю Фауста, внес в нее мотивы предания об Иове — Всевышний разрешает Дьяволу подвергнуть праведника и мудреца всяческим искушениям. Но изначальные народные легенды и вдохновленные ими старинные трактаты гласили, что Фауст сам, своим искусством, вызвал демона, который пообещал служить ему 24 года, потребовав взамен, по истечении этого срока душу доктора. Причем бес Мефистофель явился к чернокнижнику только после того, как Фауст дважды отверг услуги мелких нечистых духов. Договор о продаже души, конечно же, был подписан кровью. В легендах рассказывается, что Фауст потребовал от дьявола следующее: «Во-первых, чтобы получил и имел он способность, форму и облик духа. Во-вторых, чтобы дух делал все, что он пожелает и захочет от него. В-третьих, чтобы он был ему послушен, покорен и усерден, как слуга. В-четвертых, чтобы во всякое время, как только Фауст позовет его и прикажет, находился бы он в его доме. В-пятых, чтобы, находясь в его доме, он незримо ведал его делами и чтобы никто его не видел, кроме самого Фауста, если только на это не будет его воли и желания. И напоследок, что дух должен являться к нему всякий раз, как он его позовет, и в том образе, как он ему прикажет».

Литографии к «Фаусту» Гёте работы Эжена Делакруа. Мефистофель над Виттенбергом.

Всемогущество

Зерно будущей легенды об ученом — волшебнике и чернокнижнике — просматривается даже в воспоминаниях и официальных летописях, где образ доктора уже наделяется множеством сказочных черт. Так, хронисты, ссылаясь на многочисленные свидетельства очевидцев, утверждали, что Фауста всегда сопровождал спутник в виде собаки с красными глазами — это и был Мефистофель. Фауст радовался возвращенной молодости, соблазнял девушек, чревоугодничал... Среди многочисленных женщин, которых Мефистофель «поставлял» Фаусту, была сама прекрасная Елена Троянская, родившая ему сына. По преданию, тот унаследовал магическую силу своего отца и тоже стал в дальних краях великим волшебником.

Мефистофель открыл перед Фаустом все тайны Земли и мирозданья (конечно, на том уровне, который был доступен воображению самих средневековых рассказчиков), в совершенстве научил черной магии. Многочисленные жизнеописания Фауста полны рассказами о совершенных ими чудесах. Однажды Фауст остановился на ночлег в богатом монастыре. Монах-прислужник подал ему к ужину дешевое кислое вино. Фауст просил его налить другого вина, которое обычно подавалось только знатным лицам. На это монах ответил: «Ключи от погреба не у меня. Настоятель спит, а будить его грешно». Фауст возразил: «Ключи лежат вон в том углу. Возьми их, нацеди мне вина из бочки слева...». Монах отказался повиноваться: настоятель-де не разрешает подавать гостям другое вино.

Услышав это, Фауст в сердцах сказал: «Насмотришься ты у меня диковинок, негостеприимный монашек!». Рано утром он в сильном гневе ушел из монастыря, не попрощавшись, и послал в монастырь злого духа, который принялся буйствовать, переворачивая все вверх дном и в церкви и в кельях. Кончилось дело тем, что монахи покинули монастырь. Кстати, именно в рассказах об этой истории впервые был применен термин «буйство духов» (то что ныне зовется «полтергейст»). Юст Кристоф Мотчман в хронике «Ученый Эрфурт» приводит такой рассказ о пребывании Фауста в этом городе: «Поселившись в Большой коллегии, доктор Фауст своим хвастовством добился позволения читать публичные лекции в университете. Объясняя Гомера, он так подробно описывал, как выглядели его герои, что студенты возымели желание увидеть их воочию и обратились к нему с просьбой вызвать их силою своих чар. Когда студенты собрались в назначенный Фаустом день, в аудиторию один за другим стали входить герои, упомянутые в лекции, и под конец явился одноглазый великан Полифем с длинной огненно-рыжей бородой, пожирая на ходу человека, ноги которого еще торчали из его пасти. Он навел ужас на всех, кто там был, и, не желая уходить обратно, с такой силой ударял своим железным копьем об пол, что стены аудитории сотрясались, причем он даже пытался вцепиться зубами то в одного, то в другого студента». Потом во время магистерского диспута преподаватели посетовали, что тексты античных комедий Теренция и Плавта погибли, и нет возможности их восстановить. Фауст немедленно предложил извлечь из небытия те самые исчезнувшие произведения, дав студентам возможность переписать их. Но профессора отказались от такой авантюры.

Фауст прославился как мастер иллюзий — в одной из немецких летописей приводится случай, как он продал горожанину за золото прекрасного коня, но когда Фауст ушел, конь превратился в охапку сена. В другой хронике, живописующей похождения доктора, рассказывается, что когда «какой-то крестьянин не захотел уступить ему дорогу, люди увидели, что он проглотил и лошадей и телегу; в другой раз один человек купил стадо откормленных, жирных свиней, и когда он по пути домой погнал их через реку, он увидел, что свиньи исчезли, а в воде поплыли пучки соломы. Затем последовало еще более необычайное происшествие. Человек этот отправился на постоялый двор, чтобы разыскать мошенника, продавшего ему свиней. Тот, сговорившись с хозяином, храпел за печкой, притворившись спящим. Когда разъяренный покупатель вошел в комнату и со словами „Ах ты, негодяй!“ потянул его за ногу, нога отделилась от тела и осталась в руках остолбеневшего от ужаса покупателя, а одноногий стал вопить, что его изувечили. В конце концов, удалось закончить дело миром, голень снова приросла к своему месту».

Рассказывали, что Мефистофель переносил Фауста в любую точку Земли и даже на другие планеты. Иногда своими чарами, а порой предоставлял доктору волшебного коня. Однажды Фауст потребовал, чтобы Мефистофель перенес его в Ватикан, в покои к Папе, и сделал невидимым. Это было исполнено. Фауст-невидимка даже ударил Папу по лицу дохлой рыбой и забрал его обед. В Турции Фауст провел шесть дней в гареме самого султана. Посетил Фауст и Ад. Единственное место, куда Мефистофель не смог доставить Фауста — это Рай.

Литографии к «Фаусту» Гёте работы Эжена Делакруа.Фауст, соблазняющий Маргариту.

Развязка

Но через несколько лет «дружбы с Дьяволом» наступило разочарование в чудесах, «преходящих радостях», начались поиски высшей мудрости и попытки освободиться от рокового договора, которые были оборваны неизбежной смертью (ориентировочно, в 1539 году). Описание смерти Фауста в большинстве источников носит поучительный характер: «Последний день своей жизни, а было это несколько лет тому назад, этот Иоганнес Фауст провел в одной деревушке княжества Вюртембергского, погруженный в печальные думы. Хозяин спросил о причине такой печали, столь противной его нравам и привычкам (нужно сказать, что Фауст этот был, помимо всего прочего, негоднейшим вертопрахом и вел столь непристойный образ жизни, что не раз его пытались убить за распутство). В ответ он сказал: „Не пугайся нынче ночью“. Ровно в полночь дом закачался. Заметив на следующее утро, что Фауст не выходит из отведенной ему комнаты, и подождав до полудня, хозяин собрал людей и отважился войти к гостю. Он нашел его лежащим на полу ничком около постели; так умертвил его дьявол».

По преданию, Фауст был погребен неподалеку от города Виттенберга, а на могилу положен большой обломок мрамора, на котором сам Фауст заранее начертал эпитафию: «Здесь лежит Иоганн Фауст, доктор церковного права, недостойнейший человек, который из тщеславной любви к дьявольской науке магии отступился от любви к богу: о читатель, не молись за меня, несчастнейшего осужденного человека, ибо молитвы не помогут тому, кого бог осудил. О благочестивый христианин, вспомни обо мне и пролей одну маленькую соленую слезу обо мне, неверном, сострадай тому, кому не можешь помочь, и остерегайся сам!».

Литографии к «Фаусту» Гёте работы Эжена Делакруа. Тень Маргариты, явившаяся Фаусту.

Вторая жизнь

После смерти Фауста началась его «вторая жизнь» — родилась легенда о чернокнижнике-маге, продавшем свою душу дьяволу, распространилась сначала в Германии, а вскоре по всей Европе. Появились приписываемые ему книги заклинаний («Адская необходимость») и прочие гримуары, что было характерно для всех эпох (после смерти героя и мастера всегда появляются воспоминания псевдодрузей, фальшивые ученики и всевозможные подделки).

До наших дней дошел интересный рецепт по изготовлению магических шаров, приписываемый Фаусту: «Заказывая магический шар, следует проследить за тем, чтобы ювелир выполнял работу только по вторникам, в часы Марса — в первый, восьмой, пятнадцатый и двадцать второй час суток. Ювелир не может подарить этот шар заказчику. Работа должна быть щедро оплачена. Изготовленный шар следует зарядить магической силой, для чего, сообразуясь с полом заказчика, зарыть его в свежую могилу (если заказчик — женщина, то в женскую). Затем шар должен насыщаться магической силой три недели. Теперь следует призвать духов зла, и они покажут владельцу шара все, чем может заинтересоваться».

В середине XVI века в Германии история о докторе Фаусте, ученике его Вагнере, забавном слуге Касперле и демоне Мефистофеле стала знаменитой благодаря кукольному театру.

В 1587 году во Франкфурте появился анонимный трактат «НАРОДНАЯ КНИГА ИСТОРИЯ О ДОКТОРЕ ИОГАННЕ ФАУСТЕ, ЗНАМЕНИТОМ ЧАРОДЕЕ И ЧЕРНОКНИЖНИКЕ как на некий срок подписал он договор с дьяволом, какие чудеса он в ту пору наблюдал, сам учинял и творил, пока, наконец, не постигло его заслуженное воздаяние. Большей частью извлечено из его собственных посмертных сочинений и напечатано, дабы служить устрашающим и отвращающим примером и искренним предостережением всем безбожным и дерзким людям». Это была первая книга о Фаусте. Она стразу стала популярной и выдержала несколько изданий. Она излагала якобы со слов самого Фауста историю его жизни и подробное описание чудес, записанное его любимым учеником Кристофом Вагнером.

Спустя три года появилась и первая пьеса — «Трагическая история жизни и смерти доктора Фаустуса» Кристофера Марло. В 1808 и 1833 годах в Германии вышли первая и вторая части знаменитой драматической поэмы Гёте «Фауст». При создании бессмертного образа Фауста Гете использовал вполне земные реалии — так сцена в кабачке Ауэрбаха соответствует изображению на старинном гобелене. Вдохновленный поэмой Гете, А.С.Пушкин создал «Сцену из Фауста» (1825). С творением русского гения познакомился Гете и послал в дар Пушкину свое перо, которым писал «Фауста». В XIX столетии появились и стали популярными оперы «на тему Фауста»: «Фауст» Гуно (1859), «Проклятие Фауста» Берлиоза, «Мефистофель» Буато. Через несколько десятилетий Томас Манн опубликовал своего «Доктора Фаустуса». В конце ХХ века Фауст попал в книгу Роджера Желязны «Принеси мне голову прекрасного принца. Коль в роли Фауста тебе не преуспеть». Недавно появился роман Франсиско Луке «Луна доктора Фауста».

Почему же Фауст стал так популярен? Он оказался своеобразным зеркалом своего времени. Новому времени нужны были новые герои. Эпоха Возрождения — это время воскрешения полузабытых эталонов древнего Рима, Греции. Появились новые мифические персонажи, обретшие жизнь на страницах книг и в людской молве. Такими «долговечными героями» стал немецкий кудесник Фауст и испанский авантюрист Дон Жуан. Но Фауст и Дон Жуан — эта одна и та же личность, вернее части личности. Живший в XIX веке австрийский поэт и драматург Николае Ленау (и написавший свои варианты «Фауста» и «Дон Жуана») утверждал, что в молодости человек является Дон Жуаном, а в зрелости становится Фаустом.

Позже появился и научный анализ «симбиоза» Фауста и Мефистофеля — в работах Карла Юнга «Метаморфозы и символы либидо», «Психология и алхимия»: бес-искуситель олицетворяет архетип Тени, «негативную сторону психики, которая отпала от Целого, чтобы обрести независимость и собственную индивидуальность». Одна из причин популярности сюжета о Фаусте — ставшая классической тема (особо любимая романтиками): право художника на недоступный «простым смертным» акт творения. Спускаясь в лабиринт собственной души и найдя там собственного Мефистофеля, «свое собственное теневое, демонического начало» и заключив с ним договор («договор с Дьяволом», неслучайно у каждого свой Дьявол) и обретя внутреннею целостность, творить нечто великое... Другой вариант объяснения популярности Фауста — то, что в его образе популярная в народе традиция легенд, рассказывающих о договорах между людьми и обитателями незримого мира, наконец, обрела свое полное воплощение.

09 мая 2017 г.
Комментарии