Голицынские чтения
Последние числа января 2012 года были отмечены в музее-заповеднике А.С.Пушкина Захарово-Вяземы Голицынскими чтениями.
Носил ли Кутузов повязку на глазу?
Сколько было в Москве Голицыных- градоначальников?
На эти и другие вопросы ответили участники конференции...
Специально для «Фамильных ценностей» Александра Гордон.
Гости конференции, объединенные темой «200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года, собрались в музее-заповеднике в XVIII раз. Голицынские чтения в возрожденной усадьбе одного из самых прославленных дворянских родов России привлекают многих исследователей. Ежегодная, довольно широко известная конференция скорее напоминает торжества: в фойе продаются книги участников чтений, большинство выступлений сопровождаются аплодисментами, в кулуарах продолжаются жаркие споры, касающиеся различных интерпретаций образов художественных произведений и причин реальных исторических событий. В конференции приняло участие более сорока исследователей из Москвы и Московской области, Екатеринбурга, Татарстана, Дмитрова, Ярославля Карабихи, Калуги и Ясной Поляны. Как всегда, значительную часть чтений составляли доклады, посвященные участию представителей существующего более 600 лет рода князей Голицыных в законодательной и культурной жизни России. (Приходько М.А. « А.Н.Голицын один из авторов проекта учреждения Главного управления духовных дел иностранных исповеданий»), придворной (Кутлер П.П. «Два Августина Голицына и воспитатель великого князя Александра Павловича»).
Кандидат искусствоведения Татьяна Михайловна Зацепина сделала интересный доклад, посвященный замечательному представителю этой известной дворянской фамилии, — русскому хоровому дирижёру и композитору «Князь Голицын Ю.Н. (1823 – 1872). Творческие связи с Санкт-Петербургской императорской придворной певческой капеллой». Памятные Голицынские медали были вручены доктору геолого-минералогических наук Михаилу Владимировичу Голицыну, доктору филологических наук Игорю Георгиевичу Добродомову, учителю гимназии №14 Г. Одинцово Людмиле Валентиновне Бобылевой, кандидату искусствоведения Татьяне Михайловне Зацепиной, и члену Российского дворянского собрания и Историко-патриотического объединения «Багратион» Игорю Васильевичу Козловскому.
Два доклада было посвящено трагической судьбе талантливого художника-пейзажиста, известного иллюстратора произведений А. Грина, А. Конан-Дойля, В. Бианки и Б. Житкова — Владимира Михайловича Голицына. И звучали они особенно волнующе, потому что были сделаны его детьми и правопреемниками: архитектором, реставратором Еленой Владимировной Трубецкой урожд. Голицыной («Из писем Владимира Голицына – художника, изобретателя, моряка») и профессором государственного университета им.М.В. Ломоносова Михаилом Владимировичем Голицыным («Владимир Голицын- узник Свияжска»).
Всего в мире около 300 Голицыных и половина живет в России. При этом музей – заповедник Захарово-Вяземы связывает с потомками рода Голицыных давняя дружба. Почти сразу после открытия музея потомки Голицыных стали принимать участие в организации выставок, выступают в качестве дарителей собственных произведений искусств. И, конечно же, неизменно участвуют в Голицынских чтениях. Большая часть докладов была связана с юбилеем войны 1812 года. Что неудивительно. Как сообщил присутствующим кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника Дмитрий Георгиевич Целорунго — 21 представитель этого княжеского рода в различных воинских чинах принимали участие в Бородинском сражении. Все они были награждены за отличия, пятеро ранены и контужены, из которых один смертельно и один погиб. Три князя Голицыных сражались при Бородине в составе Лейб-гвардии Преображенского полка. Золотой саблей «За храбрость в Бородинском сражении был награжден Голицын Владимир Алексеевич (1786-1853).»: «24 и 26 авг. отличил себя во всех атаках, делаемых на неприятельские батареи и колонны ...чем подавал пример нижним чинам к поражению неприятеля». Впоследствии награжден орденом Св. Владимира 4 ст. c бантом . Голицын 1-й (4-й) Александр Сергеевич 1789 года рождения в 1812 г был поручиком Лейб-гвардии Семеновского полка, адъютантом генерала Л.Л. Беннигсена. За Бородино награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. с бантом: «Во время сражения находился при генерале от кавалерии Бенигсене, выполнял при нем различные поручения храбро и неустрашимо. Голицын Андрей Михайлович обучался в Политехнической школе в Париже. Вернувшись на родину, в 1811 году он поступил на военную службу, Участник Бородинского сражения, за отличие в котором был награжден орденом Cв. Анны 3-й ст.: «26 авг. – будучи при генерал-лейтенанте графе Остерман-Толстом выполнял поручения, был ранен. Во время боев с наполеоновскими войсками в Германии князь Андрей Голицын принимал участие в битве под Майнцем, был послан к императору Александру I с ключами от этого города. В 1840 году он оставил военную службу и был назначен губернатором в Туле.
А доцент Международного независимого эколого-политологического университета, автор книги «Голицыны и вся Россия» Игорь Васильевич Шумейко («Голицыны и Отечественная война 1812 года») начал свое выступление с вопроса, сколько было в Москве Голицыных- градоначальников. Оказывается, помимо бывшего «с Пушкиным и Гоголем на дружеской ноге» Дмитрия Владимировича, а также вице-губернатора, губернатора и городского головы Владимира Михайловича Голицына, после бегства Наполеона из Москвы роль градоначальника по распоряжению Кутузова исполнял руководитель Владимирского ополчения генерал-лейтенант Борис Андреевич Голицын. Впоследствии Александр утвердил назначение. Борису Андреевичу выпала миссия разгребать завалы, хоронить и сжигать трупы. Во время пребывания его на этом посту не поступило одной жалобы. Его сын Александр Борисович был ординарцем при Кутузове и впоследствии написал мемуары («Записки об Отечественной войне»), к которым не раз обращался во время создания романа «Война и мир» Лев Толстой. Записки Александра Борисовича выдержали пять переизданий, и также использовались известным историком Александром Ивановичем Михайловским-Данилевским. Большой успех имел разрушавший привычное представление о внешнем облике знаменитого полководца доклад ответственного секретаря Общественного совета по содействию государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года «Носил ли Кутузов повязку на глазу?». При этом докладчики старались как бы приблизить к слушателям героев войны 1812 года, чья военная деятельность представлялась подчас как рыцарское служение. Так в своем докладе «Светская жизнь князя П.И.Багратиона» Надежда Владимировна Сухова показывает прославленного полководца, прежде всего, как человека, который умел быть «душой общества». О Петре Ивановиче Багратионе высоко отзывался декабрист Михаил Фонвизин, Ермолов и даже сам Наполеон, а императрица Мария Федоровна в бытность его до войны 1812 года военным комендантом загородной царской резиденции писала, что без него «Павловск пуст». Впоследствии она выкупила принадлежавший ему дом в Павловске и дала ему знаменитое название «павильон роз». В этом здании, на так называемой бывшей даче Багратиона (так раньше называли этот дом) в 1814 году состоялось торжественное празднование победы над Наполеоном
Несмотря на неисчислимые беды, принесенные России нашествием Наполеона, роковой и вместе с тем трагический образ великого полководца волновал умы многих российских дворян. Об этом также свидетельствовал доклад старшего научного сотрудника отдела редких книг музея-усадьбы Архангельское Дозоровой Н.И. «Листая страницы минувших событий (книги о Наполеоне в личной библиотеке князя Михаила Николаевича Голицына, героя Отечественной войны 1812 года)». Оказывается, участник закончившихся взятием Парижа заграничных походов, впоследствии проявивший себя на музыкальном поприще, почетный опекун опекунского совета(с 1828 года почетный смотритель и попечитель (управляющий) Московской городской детской больницы), Михаил Николаевич в молодости собирал книги, имевшие отношения к деятельности Наполеона. В составленном М.Н.Голицыным в 1818 году рукописном каталоге своей библиотеки значатся такие редкие издания как «История коронования Наполеона I»5 Дю Сольшуа де Бержемона, «История Наполеона и его великой армии на протяжении 1812 года» Филиппа де Сегюра 6, «Рукопись Бонапарта с острова Святой Елены»7 Фредерика Люлена де Шатовьё (названия переведены с французского). В одном из магазинов построенного по инициативе Михаила Николаевича на рубеже 1830-х – 1840-хгг. архитектором М.Д.Быковским торгового пассажа (соединявшей Неглинную улицу с Петровкой, «Галерее с магазинами М.Н. Голицына» или «Голицынской галерее») спустя много лет после окончания войны выставлялись и продавались новейшие французские эстампы , изображавшие «сражения отечественной войны и другие сцены из походов Наполеона и его жизни, и, наконец, перевезение праха его с острова Св. Елены».. Кстати, как следует из доклада кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника, главного специалиста Российского Государственного архива древних актов Дмитрия Фельдмана, во второй половине XIX века в Голицынской галерее находились также «дагерротипное заведение» Баумгарбена (позднее известного художника-фотографа И. Дьягоченко) и магазин ламп и бронзовых изделий Московского купца 1-й гильдии, потомственного почетного гражданина и кавалера Аарона (Арон) Ефремовича А.Е. Шнейдера6. Подобно Михаилу Николаевичу Голицыну, он также много занимался благотворительностью: в 1887–1892 годах был почетным старшиной Московских детских приютов. Он также принимал активное участие в строительстве Московской хоральной синагоги.
Так что история рода Голицыных (по крайней мере для меня) едва ли не самое отрадное зеркало для взгляда в прошлое своей (пусть неисторической) родины.
Брошюра о Пассаже
Титульный лист каталога М.Н. Голицына
Владимир Александрович Голицын заместитель главного инженера Института космического приборостроения
Директор Музея-заповедника А.С.Пушкина А.М.Рязанов