МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

«Кин-дза-дза!» и «Ку! Кин-дза-дза»

«Кин-дза-дза!» и «Ку! Кин-дза-дза»

«Я давно хотел сделать мультфильм. Лет десять тому назад ко мне обратились американцы с предложением переснять „Кин-дза-дза“. Я сначала задумался, может, правда, переснять, а потом отказался. Подумал, как я буду снимать без Леонова и Яковлева? Мне сказали, а вы героев Леонова и Яковлева, то есть Уэфа и Би сделайте мультипликационными, а всех остальных сыграют актеры. Но тогда я подумал, а как я буду снимать без Любшина? В общем, вот так постепенно мне захотелось сделать анимационное кино».
Георгий Данелия режиссер фильма

«Ку! Кин-дза-дза-дза!»

Анимационная версия культовой комедии «Кин-дза-дза!» появилась на свет в результате каторжного труда Георгия Данелии. Он после того, как подарил миру художественный фильм «Кин-дза-дза!», никак не мог спокойно починать на лаврах. Оказывается, изначально фильм был задуман как анимационный, но не было технических возможностей. Долгие годы Данелия вынашивал мечту, и когда приступил к осуществлению замысла, то попал в ловушку.

Работа над анимационным фильмом «Ку! Кин-дза-дза-дза!» начиналась в недрах еще советской киностудии «Ритм», которой и руководил Данелия. Финансирование носило перманентный характер, пока совсем не закончилось.

К проекту привлекались знаменитые аниматоры — Петров, Тумеля, Миядзаки, но ни с кем из них не дошли до финала. В какой-то момент картину подхватила студия «Югра», потом материал показали Леониду Ярмольнику и Сергею Сельянову, которые стали последними и окончательными сопродюсерами фильма. Итоговое производство заняло около двух лет. История, рассказанная в «Ку! Кин-дза-дза-дза!», очень сложно ложится на анимацию. Действие разворачивается в пустыне («гнусные пески на задворках вселенной»), герои ходят по мрачным железным коридорам и шахтам, все объекты схематичны и малоподвижны. Анимация для Данелии — как новая планета, он бросился во все тяжкие, чтобы овладеть новой профессией. От каждого персонажа режиссер требовал актерской игры, избегая привычных для аниматоров движений ради движений. Не каждый аниматор мог это принять. Одни уходили, другие оставались. Были сложности и с поиском визуального ряда, сочетающего реализм и условность, карикатурность персонажей и глубокую актерскую наполненность. Если говорить о сюжете и героях, то это все тот же фильм, только решенный в другой плоскости и разговаривающий со зрителем на языке анимации. Персонажи живут в тех же обстоятельствах, по тем же законам, но они в социальном смысле другие. Главный герой теперь не сантехник, а диджей. Он, провинциальный мальчишка, способен решать взрослые вопросы, хотя его напарник, Чижов, — всемирно известный виолончелист (прообраз виолончелиста — Ростропович).

В фильме «Кин-дза-дза!» словами «ку», «кю», «глюки», «гравицапы», «каце» выражали свои мысли-чувства герои Станислава Любшина, Юрия Яковлева, Евгения Леонова и Левана Габриадзе. Этот лексикон имел такую ошеломляющую популярность, что даже оказал влияние на современную русскоязычную культуру. Выдуманные словечки укрепились в разговорной речи, а некоторые фразы стали устойчивыми выражениями. Да и сам Данелия не скрывает, что долгие годы не мог отделаться от «ку» и «кю». Герои нового фильма говорят голосами Андрея Леонова (Уэф), Александра Адабашьяна (робот Абрадокс), Николая Губенко (Чижов), Вахтанга Кикабидзе (Трац), Полины Кутеповой (астрономша), непрофессионального актера Ивана Соколова (Толик) и Игоря Кваши (карусельщик), для которого эта роль стала последней. Игорь Владимирович не успел озвучить буквально несколько фраз. В фильме звучит и голос самого Данелии, причем сразу в двух ролях — Ромашки, заблудившегося во вселенной, и Диогена в бочке.

Дина Радбель

Кин-дза-дза! — легендарный ненаучно-фантастический фильм

Москва, 1980-е годы. Прораб Владимир Николаевич Машков («дядя Вова») приходит после работы домой. Жена просит его сбегать в магазин за хлебом и макаронами. Около булочной на Калининском проспекте к нему подходит молодой человек со скрипкой (студент Гедеван, «Скрипач») и обращает его внимание на странного босоногого человека, утверждающего, что он инопланетянин. Незнакомец показывает Машкову и Гедевану небольшой прибор («машинку перемещения») и спрашивает номер их планеты в «тентуре». Прораб, считая незнакомца сумасшедшим, протягивает к «машинке» руку и, несмотря на уверения незнакомца, что надо знать, как ею пользоваться, нажимает какую-то кнопку. В результате дядя Вова и Скрипач мгновенно оказываются одни в песчаной пустыне под палящим солнцем.

Сперва герои решают, что попали в Каракумы, но узнают, что оказались в галактике Кин-дза-дза на планете Плюк, жители которой похожи на людей внешне, но способны читать мысли. Местный чатланский язык состоит лишь из нескольких слов. Хотя планета Плюк технически более развита, чем Земля, но вся техника сплошь проржавевшая, изношенная и работает плохо. Флора и фауна полностью уничтожены, а вся вода превращена в луц (топливо). Население Плюка, как и других планет галактики Кин-дза-дза, делится на две категории — «чатлане» и «пацаки», принадлежность к каждой из которых определяется исключительно при помощи специального прибора — «визатора». Плюк — чатланская планета, поэтому пацаки на Плюке должны носить в носу специальный колокольчик («цак») и при встрече с чатланином приседать перед ним особым образом («делать ку»). Существуют и другие виды дискриминации пацаков: им назначаются более жёсткие наказания за правонарушения; артисты-пацаки имеют право выступать только в железной клетке; имеет место сегрегация в общественном транспорте и др.

Дядя Вова и Скрипач, согласно показаниям визатора оказавшиеся пацаками, ищут способ вернуться на Землю. Они вступают в контакт с двумя жуликоватыми артистами — пацаком Би и чатланином Уэфом, имеющими собственный космический корабль — «пепелац». Однако, в пепелаце отсутствует необходимый для межзвёздных полетов узел — «гравицаппа». Поисками новой гравицаппы землянам и приходится заняться.

Неожиданным подспорьем оказывается то, что величайшей ценностью на Плюке является «КЦ» — обыкновенные спички. Обладание КЦ сильно повышает социальный статус жителей планеты, хотя обладание контрафактными нелицензированными КЦ незаконно. Уэф решает сэкономить, и вместо того чтобы лететь в город за нормальной гравицаппой, направляет корабль к подпольщикам. По наивности дядя Вова отдаёт им почти все спички, и компания пиратов улетает на своем корабле. Из-за этого земляне ссорятся с артистами и вынуждены искать другие способы выживания. Они открывают новый источник дохода: земные песни в их совершенно убогом исполнении неожиданно находят горячий отклик у плюкан, у которых с музыкой дела обстоят совсем плохо.

После новой встречи Би и Уэф отвозят землян на подземную станцию («планетарий»), чтобы узнать, наконец, номер планеты в тентуре (аналог таблицы координат). Им это удается, там же дядя Вова делает телефонный звонок жене, а Гедеван со своей замашкой приворовывать крадёт некий прибор, который впоследствии оказывается гравицаппой. Би и Уэф пытаются украсть у Машкова последнюю спичку, однако Гедеван обращается за помощью к местным блюстителям закона — «эцилоппам». В результате Би и Уэф оказываются арестованными и посаженными в местную тюрьму («эцих»). Спичку («контрабандный КЦ») эцилопп изымает и назначает сумму штрафа, которую необходимо заплатить, чтобы вызволить артистов из тюрьмы.

Теперь у героев нет пепелаца. Отнятая эцилоппом последняя спичка, переживание за судьбу новых инопланетных знакомых и вид всеобщего упадка и тирании на Плюке возмущают землян до того, что они учиняют небольшой бунт против главы местной власти (Господина ПЖ) и самостоятельно освобождают Уэфа и Би из эциха.

Выясняется, что возврат на Землю крайне затруднителен, так как на пути между Плюком и Землей находится планета Альфа, возвышенные жители которой презирают «снедаемых страстями» обитателей галактики Кин-дза-дза и превращают их в растения, если те попадают к ним на планету. Би и Уэф, решив сначала скрыть этот факт от землян, отвозят их на мёртвую опустошённую войной с Плюком пацакскую планету Хануд, являющуюся их родиной. Там они объясняют землянам суть проблемы и предлагают вместо возвращения на Землю остаться с ними, чтобы, накопив денег, выкупить эту планету, чтобы тиранически управлять ею. Дядя Вова и Гедеван, осознав, что на Землю они не попадут никогда, в отчаянии снимают дыхательные аппараты. Шокированные артисты соглашаются рискнуть — катапультировать землян на Альфу, а самим, затормозив пепелац на орбите, вернуться обратно в галактику Кин-дза-дза. Однако этот план не срабатывает: Би с Уэфом оказываются во власти жителей Альфы, и те превращают их в растения. Альфиец Абрадокс предлагает героям выбор: либо вернуть их на Землю, либо назад в прошлое, когда они сами могли решить свою судьбу. Дядя Вова просит вернуть их обратно на Плюк.

Вновь устроив бунт и пробившись в эцих, дядя Вова и Скрипач повторно освобождают артистов. В этот момент их находит переместившийся с Земли босоногий странник, из-за которого земляне оказались на Плюке. Странник возвращает дядю Вову и Скрипача обратно на Землю, причём в прошлое (за несколько минут до их встречи на Калининском проспекте).

После возвращения на Землю все события, показанные в начале фильма, повторяются, но ни Машков, ни Гедеван не помнят о произошедшем, пока на том же самом месте, где они впервые встретились, мимо них не проезжает трактор с оранжевым проблесковым маячком, которой напоминает им эцилоппа. Они одновременно, автоматически приседают и говорят «ку!». После чего узнают друг друга. Дядя Вова смотрит в небо, откуда раздаётся песня в исполнении Уэфа и Би, напоминающая жалобное кукование целой загнивающей галактики.

Краткий чатлано-пацакский словарь

КЦ — спичка

Цак — колокольчик для носа

Эцих — ящик для узников

Эцилопп — представитель власти

Пепелац — межзвездный корабль

Гравицаппа — деталь от мотора пепелаца

Кю — допустимое в обществе ругательство

Ку — все остальные слова

Луц — топливо

«Ку! Кин-дза-дза»

«Ку! Кин-дза-дза!» — это не ремейк, и не продолжение художественной ленты 1986 года. Это редкий артефакт в искусстве, когда та же самая история рассказывается по-другому тем же автором, прожившим определенный период времени и изменившимся внутренне. Подумать о тех же вещах совсем другими средствами и в изменившемся времени — это очень интересно.

Режиссер фильма Татьяна Ильина

Фильм снят по одноимённой повести Георгия Данелии и Резо Габриадзе, по которой в 1986 году уже был снят художественный фильм «Кин-дза-дза!». Соответственно, мультфильм имеет много общего с фильмом: общая канва, диалоги. Однако в мультфильме изменен социальный статус героев (напр. дядя Вова не прораб, а знаменитый виолончелист) и время действия (из СССР в РФ), что существенно меняет психологию персонажей и, соответственно, философский смысл картины.

Действие начинается в Москве, в начале XXI века. Всемирно известный виолончелист Владимир Николаевич Чижов («Дядя Вова») возвращается с сольного концерта в консерватории домой. В районе Москва-Сити его машина попадает в пробку. Не желая ждать, Чижов отправляется домой пешком. Около дома его поджидает подросток, который рассказывает Чижову, что он его племянник из Нижних Ямок, сын двоюродной сестры Чижова — Елены Царапкиной. Говорит, что его зовут Толик и он приехал в Москву поступать на курсы диджеев и хочет на время поселиться у Чижова дома. Владимир Николаевич, не зная никакой Елены Царапкиной, принимает Толика за афериста и пытается от него избавиться. В этот момент к ним подбегает босой человек с венком из ромашек на голове, протягивает прибор с кнопками, похожий на сотовый телефон, и спрашивает: «Скажите номер вашей галактики в тентуре? Какую кнопку мне нажать, чтобы домой переместиться?». Толик, принимая его за наркомана, говорит: «„03“ набери, там помогут». Тот возражает: «„03“ нельзя, „03“ — это Плюк», но Толик, не слушая его, нажимает «03» на приборе. Внезапно Чижов и Толик оказываются вдвоём в пустыне, которую освещают два солнца. Они понимают, что очутились на планете Плюк.

На Плюке герои знакомятся со странствующими артистами — чатланином Уэфом, пацаком Би и роботом Абрадоксом, которые путешествуют на летательном аппарате — пепелаце. Они, как и все другие жители этой планеты, владеют телепатией и очень быстро учатся говорить по-русски. Герои узнают, что на Плюке имеются две основные касты — пацаки и чатлане, принадлежность к которым определяется при помощи особого прибора — «визатора». Плюк — чатланская планета, и пацаки там находятся в подчинённом положении. Дядя Вова и Толик, согласно визатору, оказываются пацаками. По закону они должны носить в носу специальный колокольчик («цак»), а при встрече с чатланином выполнять особое ритуальное приседание с похлопыванием себя по щекам («делать ку»). Также выясняется, что на Плюке величайшей ценностью считается КЦ — нечто, содержащееся в сере обыкновенных спичек. К счастью, у Чижова оказывается с собой целый коробок спичек.

Уэф и Би договариваются с землянами, что они доставят их домой на Землю, если те дадут им в награду несколько коробков спичек. Однако выясняется, что для того, чтобы это сделать, требуется приобрести особое устройство, позволяющее пепелацу перемещаться на другие планеты, — гравицаппу. Уэф решает продать одну спичку местным контрабандистам, чтобы приобрести это устройство. Однако контрабандисты хотят вести переговоры не с Уэфом или Би, а с владельцем спички — Чижовым. В итоге они обманывают Чижова, похищают у него все спички и улетают.

Толик, который по случайности сохранил одну спичку, убеждает артистов отвезти их в столицу Плюка, чтобы там приобрести гравицаппу и воплотить их план. В столичном «планетарии» они узнают координаты Земли. Кроме того, Толику из «планетария» удаётся позвонить своей матери в Нижние Ямки. Во время разговора, который происходит по громкой связи, Чижов узнаёт в матери Толика свою двоюродную сестру Алёну, которая до замужества имела другую фамилию. Он признаёт Толика как своего племянника.

После ряда приключений, в которых Толику удаётся завладеть гравицаппой, он вместе с Чижовым, Уэфом, Би и Абрадоксом отправляются в космический полёт на пепелаце. Однако артисты отвозят Чижова и Толика не на Землю, а на безжизненную планету Хануд, на которой даже содержание кислорода составляет лишь 30 % от нормы. Артисты объясняют героям, что, согласно координатам, Земля находится в «антитентуре» и попасть туда на пепелаце, даже оснащённым гравицаппой, — невозможно. В качестве альтернативы артисты предлагают Чижову и Толику совместное предприятие — заработать деньги выступлениями, купить планету Хануд и воздух к ней, а затем устроить там собственное деспотичное правление над будущими переселенцами. Перспектива никогда не вернуться на Землю приводит героев в уныние, и они пытаются покончить жизнь самоубийством. В этот момент на Хануде появляется босоногий человек с венком из ромашек и возвращает Чижова и Толика на Землю.

Повторяется сцена знакомства Чижова с Толиком, когда тот пытается отвязаться от надоедливого малолетнего афериста. Внезапно мимо них проезжает снегоуборочная машина с оранжевым проблесковым маячком. Оба непроизвольно делают ритуал «ку» и вспоминают все свои приключения. Чижов разрешает Толику и его маме жить у себя дома.

Режиссеры: Георгий Данелия, Татьяна Ильина

В РОЛЯХ: Николай Губенко, Иван Цехмистренко, Андрей Леонов, Алексей Колган, Александр Адабашьян, Георгий Данелия, Игорь Кваша, Галина Данелия-Юркова, Вахтанг Кикабидзе, Полина Кутепова, Маргарита Рассказова, Виктория Радунская

ПРОДЮСЕР: Константин Эрнст, Сергей Сельянов, Леонид Ярмольник

СЦЕНАРИЙ: Александр Адабашьян, Георгий Данелия, Андрей Усачев, Татьяна Ильина

КОМПОЗИТОР: Гия Канчели

03 января 2014 г.
Комментарии