МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Секреты старых мастеров

Секреты старых мастеров

«Есть краска, которая называется Кровь дракона. Оставь её в покое и не печалься » — гласит старинный манускрипт...

Федор Пирвиц для Альманаха «Фамильные Ценности»

При словосочетании «Секреты старых мастеров» воображение рисует картинки — вот, старый мастер с внешностью «папы Карло» передает секреты, передававшиеся из поколения в поколение, своему верному подмастерье, чтобы и тот, в свою очередь, передал эту премудрость своим ученикам. В советском кинематографе данный образ был убедительно воплощен в фильме «Визит к минотавру» (1987). Одна из сюжетных линий фильма — отношения гениального ученика и великого учителя, скрипичных дел мастеров Николо Амати и Антонио Страдивари. Роль Амати — последняя, и, по мнению многих кинокритиков, лучшая роль Ростислава Плятта в кино. По драматизму исполнения она напоминает своеобразное завещание:

В фильме мы видим, что мастер передает ученику не только и не столько рецептурные секреты, но свое отношение к ремеслу, к жизни, передает частицу себя. Таким образом, речь идет не об информировании (этим занимаются в современных школах, когда натаскивают к ЕГЭ), но о формировании человека. Подчас, такое обучение — это болезненный для ученика процесс, иногда он обижается/гневается на учителя, но, в конце концов, если выдержит испытания, то сам станет носителем внутренней Формы, способной плавить и выстраивать личность уже своих учеников.

УЧЕНИК, ПОДМАСТЕРЬЕ, ПОЛУФАБРИКАТ

Ученик, поступающий в обученье, это, как правило, еще не сформировавшийся человек, это полуфабрикат, эскиз человека; его еще нужно «приготовить», кнутом и пряником. Предварительно, личность ученика должна обладать некоторыми качествами, без которых обучение не сможет быть эффективным. Например, в античных философских школах наиболее годными для занятий философией считались активные, импульсивные юноши, наделенные сильной волей и лидерскими качествами. Вялые ботаники и книжные черви не котировались, ведь для занятий философско-аскетическими упражнениями требовалась упорство и внутренний огонь, где-то даже и агрессия. Как отмечает великий знаток античности Пьер Адо, именно в гимнастическом зале, то есть в том месте, где практиковались физические упражнения, также давались уроки философии, т. е. происходил некий духовный бодибилдинг, тренировка в философской гимнастике.

То, что хорошо для мальчиков (стойкость, мотивация), для девочек противопоказано. По крайней мере, так считают в традиционных японских школах для гейш. Там девочек «отсеивают» разнообразными проверками. Например, пускают резвую курицу в огороженный полигон и предлагают поймать. Если девочка начинает суматошно гоняться и злиться на курицу, её не принимают в школу. Аналогичны испытания с кольцом и палкой, бабочкой и сачком. Смысл подобных проверок: девочки подавляют мальчишеские склонности — настойчивость, целеустремлённость, раздражение от неудач и самое ужасное — тенденцию к превосходству над другими. Внимание педагогов привлекают ученицы, которые, во-первых, отказываются под любым, желательно остроумным предлогом, от такого рода испытаний, во-вторых, просят объяснить, как делать правильно.

                                               ***

Как мы видим, перед тем, как пройти обучение мастерству, ученик должен пройти некоторый экзамен, тест на профпригодность. Иногда, тест заканчивался трагически — смертью испытуемого. Так случалось в турецком аскетическом ордене суфиев.

Старинная фотография суфия (Иран)

Если юноша хотел стать шейхом, он должен был «знать Закон» (т. е. быть минимально грамотным в богословских вопросах), затем будущего суфия спрашивали о содержании его снов. Во сне должно было явиться благоприятное знамение (зеленый луг, цветы и тому подобное; или вообще ничего не явиться — тоже хорошо). После этого испытания, ученика принимали в общество, где учили молиться, сосредотачиваясь на имени Аллаха, и стараться произносить это слово в сердце сколь можно чаще. Повторение сие соединялось со специальными дыхательными техниками концентрации внимания. Правильное сосредоточение на имени Аллаха впоследствии приводило ученика к созерцанию божественного света, а неправильное — к умопомешательству и даже гибели. В последнем случае, старшие суфии утешали себя тем, что испытуемый, не приготовившись учением Закона, захотел вступить в их общество.

ГУРУ, УЧИТЕЛЬ, АВВА

Помимо требований к ученику, существуют и определенные требования к учителю (наставнику, гуру) — он должен быть квалифицирован, также он не должен что-либо скрывать от своего ученика из своих умений. В древних памятниках об этом написано черным по белому, вот постановления знаменитого московского «стоглавого» собора 1561 года: «Такоже [повелеваем] живописцам принимать учеников и их разсматривать во всем и учить во всяком благочестии и чистоте... Если кто от тех живописцев начнет талант сокрывать, еже ему Бог дал, и ученикам по существу того не отдаст, таковый осужден будет от Бога, как сокрывший талант, в муку вечную...».

Мастер и подмастерье. Старая вропейская гравюра.

Известно, что часто ученики жили в доме у учителя, становясь ему «своими», второй семьей. Как правило (особенно на востоке), ученики обязаны были оказывать беспрекословное послушание мастеру, смотреть на мир его глазами, и чуть ли не целовать землю, по которой он ходит; современному человеку это не всегда понятно (попахивает казармой и рабством), тем более что и у гуру случаются чисто человеческие слабости — здесь мне вспоминается рассказ одного известного китаиста, который много лет провёл путешествуя по Дальнему востоку, и имел духовного наставника. Так вот, когда он посещал разных очень авторитетных даосских учителей и при них упоминал имена прочих, то не было такого, который не проявил бы ревность и не стал бы высказывать скепсис...

НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ И РЕЦЕПТЫ

Авторы старинных рецептурных трактатов не торопятся раскрыть на бумаге секреты мастерства. Ченнино Ченнини, автор «Трактата о живописи» (XIV век) предупреждает: «Знай, что для того чтобы научиться, надо не мало времени: хотя многие и говорят что научились без помощи учителя, но ты им не верь; в качестве примера даю тебе эту [мою] книжечку: если ты станешь изучать ее денно и нощно, но не пойдешь для практики к какому-нибудь мастеру, ты никогда не достигнешь того, чтоб с честью стать лицом к лицу с мастерами». Возникает вопрос, а что делать, если мастера нет под рукой, а научиться премудрости хочется? Совет тут такой: надо постараться приконтачиться к оставшимся в живых представителям Традиции, также стараясь ориентироваться по хорошим книгам (а не Википедии), плюс осторожно советоваться с такими же самоучками, как ты сам.

О своих приключениях в поисках хороших книг вспоминает Евгений Головин (1938-2010), манерный московский поэт и алхимик: «...В те годы я освоил отдел редких книг Ленинской Библиотеки. Они сами не знали, что у них за книги. Я работал над ними, наверное, лет десять. Я знал все их так называемые каталоги для сотрудников, которые читателю не выдают. Там были редчайшие издания, которые стоят просто бешеных денег, они превратили их в труху. Мне приносили книги XVII века — те были уже пропавшими, с белёсыми страницами, с переплётами из телячьей кожи, проеденными вредителями просто насквозь. Я открываю книгу, допустим, Космополита, которая называется „Новый химический свет“, и вижу, что там какие-то жуки устроили целый лабиринт! У меня установились очень дружеские отношения с дамой, которая была директором этого отдела, я говорил ей, дайте мне эти книги, я их сохраню. Это были книги из монастырей, которые большевики свезли все сюда, в Ленинку, когда в двадцатые годы разоряли монастыри. Усилиями Луначарского всё это было свезено и брошено гнить в страшных сырых подвалах. Многие из тех книг, что мне приносили, были вообще не описанными, мне просто пачками их выдавали, а я уж сам там разбирался...

Например, книга одного довольно известного алхимика начала XVIII века (который потом изобрёл саксонский фарфор), начинается так: «Возьми сколько-нибудь какого-нибудь вещества». Как вы понимаете, строгой наукой в такой рекомендации и не пахнет. Это совершенно иное мировоззрение. Алхимик обладал внутренним огнём, позволяющим ему превращать вещества. Этот самый «философский камень» он нёс в себе. Если он может экстраполировать свою внутреннюю, очень тайную энергию, то ему действительно всё равно, какое вещество взять. Это напоминает рассказ Гофмана «Саламандра». Там, когда за столом кончилось вино, обратились к одному майору, о котором было известно, что он неравнодушен к магии. Вам, наверное, понадобятся ваши магические книги, сказали собутыльники, но майор ответил, что может обойтись любой книгой. Ему дали французский словарь, из которого он торжественным тоном зачитал несколько слов, и тут же на столе появились бутылки с вином. То есть решающее значение имеет не что читается, а кто читает. Важно не что написано в книге (по алхимии), а кто её пишет и кто читает. В этом смысле их бесполезно просто читать глазами рецепты, их может читать только тот, кто знает, как это надо делать».

                                               *** 

Естественно, секреты у старых мастеров существуют не только в сфере духовных упражнений, искусства и рукоремесленничества. На территории Российской Федерации также процветают богатые традиции милицейской коррупции, бюджетного распила и приватизации гос.имущества. Информацию об этих почтенных промыслах вы можете найти на других сайтах.

14 мая 2013 г.
Комментарии