МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Высшая и научная школа

Высшая и научная школа

Для начала расставим детерминанты: школы были всегда, но какие? Обычно считается — учебные школы существовали еще в древних Египте, Греции, в основном, развивались они как учебные заведения, однако их формирование проходило вокруг знаменитого в то время ученого или философа. Так, известны школы Сократа, Аристотеля, Архимеда, Пифагора...

Автор: Панкратова Лидия Николаевна, к.х.н., старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова;

Специально для «ФЦ»

Природа проста и не роскошествует излишними причинами

И. Ньютон

Высшая школа, то есть университет, академия — одни из самых старых человеческих институтов. Высшая школа в современном понимании сформировалась в Древнеримской империи с самого начала новой эры, т.е. с I в. н.э. Интересно, что Юлий Цезарь фактически определял политику Рима к началу новой эры. Он и предложил организовать высшие школы по всей территории Рима. Это должно было связать центральную власть с провинциями. И связало! В нашей работе приведены фактические материалы о работе бесплатных высших школ, о зарплате преподавателей и организации жизни студентов.

Не раз за время работы высшей школы за два тысячелетия делались попытки ее перестроить, изменяя форму высшей школы. Такие попытки во второй половине XIX века делались в США в связи с недостаточным количеством специалистов, что нашло отражение даже в художественной литературе (О.Генри, М.Твен). При этом возникали коммерческие учебные заведения, образовательные курсы. Это движение проявилось после окончания гражданской войны между Севером и Югом в США, когда потребовались высококвалифицированные специалисты. Такие попытки успеха не имели. В России был создан университет А.Л.Шанявского, работали высшие женские курсы, для обучения на которых не требовалось специального гимназического аттестата, что было обязательным для обучения в императорских (государственных) университетах. Возможно, результатом анализа работы таких учебных заведений и была книга профессора Московского и Варшавского университетов И.В.Цветаева в 1902 году.

Рис. 1.Обширность территории Римской империи привела к необходимости создания системы управления и проведения коммуникаций, что обусловило создание высшей школы.


В современном понимании, высшая школа — это государственное регламентированное высшее учебное заведение, которое занимается подготовкой дипломированных молодых специалистов высокой квалификации по обширному комплексу дисциплин.

В задачу настоящей работы входит проследить, какие составляющие способствовали становлению высшей школы римской империи и определили ее успешную работу.

Начало такой школы относят к переходу старой и новой эры — времени Юлия Цезаря и далее к эпохе Римской империи — I-IV вв. н.э.

Предпосылки необходимости подготовки большого числа специалистов высокой квалификации, получающих систематическое образование: 1) обеспечение коммуникаций на обширной территории Рима, расположенной на 3 континентах — Европе, Азии, и в северной Африке. Это означает подготовку топографической основы, дорожное строительство, включая акведуки, строительство административных зданий, стадионов, бань, муниципальное строительство; 2) юриспруденция, необходимость получения статистических данных, ведения учета, экономика, информация, почтовые службы; 3) правительственная служба, административные службы на всей территории Римской империи. Всё это потребовало организации университетского образования не только в метрополии, но и на окраинах Римской империи.

Необходимо отметить, что римляне приобщали новых подданных к своей культуре, и не забывали заимствовать у завоеванных народов освоенные этими народами производства: добычу металлов, производство кирпича, стекла, строительные растворы, гончарное и другое дело. С начала нашей эры территория Римской империи равнялась 3,5 млн. км2,, население составляло ~ 54 миллионов, из них граждан Римской империи ~ 5 млн. Это большое хозяйство необходимо было организовать! Очевидно, без большого числа квалифицированных специалистов это сделать невозможно. Требуется государственная организация высшей школы. И высшая школа была создана.

Начало высшего образования относится ко второй половине V века до н.э., в Греческом мире появились публичные преподаватели начал философии — софисты, которые считаются первыми профессорами в истории высших наук, а их слушатели — первыми студентами. Преподавание имело форму отдельных публичных лекций и систематических курсов, прохождение которых обусловливалось уже денежной платой, впервые тогда введенной в практику высшего преподавания. Школы философии, обнимавшей целую энциклопедию знаний, возникли по частной инициативе и оставались частными во всё время существования греческих школ. Их курсы были свободными и стояли вне всякого отношения к государству. Не принимая на себя материальных забот о преподавателях высших наук, муниципальные органы власти не поддерживали материально и студентов. Эти школы собирали довольно много слушателей. Так, у Теофраста, непосредственного преемника Аристотеля собиралось в аудитории до 2 тысяч человек. Обучение высшему знанию греческими философами было бесплатным [1-2], Сократ допускал только подарки хлебом и вином; начиная с Исократа и Спевсиппа (племянник Платона) преподаватели брали плату за весь курс риторики всего 10 мин (~313 руб. по курсу 1900 гг). Греческие правительства не принимали на себя материальных забот ни о профессорах, ни о студентах, но поддерживали денежной помощью студентов в редких затруднительных случаях. Гонорар вошел в практику преподавателей в Греции в 5-4 вв до н.э. Софисты поставили преподавание высших наук (400-е гг до н.э.) на коммерческую основу, например, софист Исократ ввел понятие гонорара. Так гонорар вошел в практику преподавания греков, и через римлян был перенесён в Западную Европу.

Рассказывают, у Зенона был очень бедный студент. Афинский ареопаг, узнав о чрезвычайном прилежании его, предложил помощь 10 мин (~313 руб по курсу 1902 г.), но Зенон отсоветовал ему принимать пособие, чтобы сохранить независимость духа и научиться с юности выносить испытания судьбы [1 с.60]. Живя на собственные средства в течение почти 500 лет философские школы Афин дорожили своей независимостью.

Заботы о материальном обеспечении процветания наук и распространении научного знания в возможно более широких кругах населения составляли в древнем мире заслугу монархических правительств. В Александрии при первых двух Птолемеях с основанием Музея и библиотеки ряд знаменитых ученых был приглашен на полное содержание, и ничем не стеснялась возможность заниматься наукой и преподавать её другим 1.

Начиная с Юлия Цезаря (100-44 гг. до н.э.) римские властители совершенствуют быт высшей школы по всей империи, увеличивая число таких школ и поднимая по мере сил и обстоятельств материальное и нравственное положение учащего сословия — преподавателей: денежное содержание преподавателей из казны (или муниципальных средств), права и преимущества по освобождению от различных государственных повинностей. Центральные власти обеспечивали этими мерами условия для ведения научной работы, кроме того, обеспечивали контроль муниципальных властей в вопросах материального вознаграждения.

Учреждаются новые или поддерживаются старые школы и в Риме, и по всем провинциям. Создаются государственные университеты в Афинах, Риме, Константинополе, по Греческому востоку, западной части Испании, Галлии и даже в Британии.

Получению правительственной кафедры предшествовал конкурс. Соискатели официального звания профессора должны были доказать способности и знание перед соперниками. Питомником кандидатов на этот пост были профессорские помощники и частные преподаватели высших наук — приват-доценты. Профессора довольно часто засиживались на занимаемых кафедрах, а жили они долго. Так, Аспасий Равеннский, профессор красноречия в Риме, осуждался за то, что не хотел уступить кафедру другому соискателю (заметки Филострата) 2. Кафедр не столичных университетов, оплачиваемых из казны, было не так уж много, обычно официальные профессора провинциальных университетов получали свое содержание из городских средств.

Власти следили за нравственностью профессоров, безнравственные философы изгоняются и выселяются на родину. Отметим, что профессора занимались и благотворительностью, но всех превзошел Герод Аттик — на свой счет он строил водопроводы, общественные термы, стадионы. Его благотворениями пользовались Троя, Дельфы, Фессалия, Эпир, Беотия и другие города Пелопоннесса. Лучшим профессорам ставили по классическим образцам статуи на публичных местах — Героду Аттику, Лоллиану, Проэрсию — с надписью: «Рим, царь мира, царю красноречия».

Первым императором, определившим путь правительственного дотирования, был Веспассиан (69-70 гг), он назначил профессорам по 100 тысяч сестерциев в год (~11 000 руб по ценам 1900-х гг.), эту систему усовершенствовали Квинтиллиан, Траян и Адриан (117-138 гг). Марк Аврелий (161-189) учредил в Афинах в 176 г. 10 кафедр для университета. Позднее Александр Север назначил жалование для профессоров кафедр риторики, грамматики, медицины, математики, механики, архитектуры, астрономии (астрологии). Отметим, что такое жалование в 1890-1900 годы: ~ 10000 — 11000 рублей в год получали кроме профессоров императорских университетов только министры, директора банков, так, городскому голове города Москвы определяется жалованье 12 тыс. рублей, по курсу настоящего времени это составляет ~ 10-12 млн рублей в год.

3.

Такая достойная оплата труда профессорско-преподавательского состава поднимала престиж ученого сословия и помогла осуществить проведение промышленной революции в Римской империи: проведена топографическая съемка территории, проложены дороги ~ 100 000 км, построены акведуки более чем в 100 городах, проведены водопроводы, построены туннели, мосты, общественные термы, развита керамическая промышленность, литье железа и многое другое; Рим обеспечивал себя серебром из шахт Испании. Активно развивалось сельское хозяйство, римский флот имел корабли, на которых размещалось до 600 человек. В Риме в окна вставлялись стекла в свинцовых переплетах вместо слюды [4]. Население Рима в 1-2 вв. составляло более миллиона человек — были созданы государственные пожарные команды, создана почтовая служба и бесперебойное обеспечение продовольствием. Выходила газета Acta diurna (ежедневная хроника) «тиражом» более 1000 экз.

Академическая жизнь била ключом в Масилии (Марселе), Бордо, Трире, Милане, Неаполе, Тулузе, городах Испании, Карфагене, в III в. юридические высшие школы организованы в Антиохии, Аполлонии, Эфесе, Смирне. Эдикт о ценах издал Диоклетиан в 301 г — установил месячную плату с ученика 50 динар — чтение и письмо, 75 — счет, 200 — греческая и латинская грамматика и геометрия, учебный год состоял из 6 учебных месяцев. Время уплаты гонорара установлено 1 января + жалованье (salarium) со стороны правительств менялось в связи с экономическим и политическим положением.

Высшая школа классических народов к IV веку вылилась в форму императорского университета с регламентом, строго определенными правами и обязанностями профессоров, а в период 370-425 гг регламентировала жизнь студентов Римской империи. Цицерон говорил, что, по мнению великих мужей, научная работа дает право на освобождение от государственных повинностей. Начиная с Юлия Цезаря право Римского гражданства было даровано всем преподавателям «благородных наук» (liberatium artium doctors). В перечень «благородных наук» входили: философия, риторика, математика, геометрия, механика, медицина, агрономия, архитектура, правоведение, астрономия.

Экономическое значение деятельности профессоров для университетских городов было весьма значительным, поручение бывшим профессорам самых высоких государственных должностей было распространенным явлением. Профессора были назначаемы главами дипломатических представительств, начальниками имперских канцелярий, воспитателями принцев, приглашались для решения юридически сложных вопросов.
Отметим, что профессора и тогда были разными: надменными, тщеславными, скромными, нестяжателями, как и во все времена, но все они обязаны были соблюдать принятые нормы, иначе их изгоняли.

Высококвалифицированные специалисты требовались при управлении императорской канцелярией, при воспитании императорских детей и детей сановников. Так, учителями императора Марка Аврелия были — Фронтон — латинское красноречие, Герод Аттик — греческое, Юний Рустик — стоическая философия, юрист Л.В. Мециан — правоведение и т.п.

Рис. 2. Юлий Цезарь определил развитие государственных институтов, коммуникаций с отдаленными территориями и строительства дорог; при нем была создана топографическая основа для обеспечения коммуникаций.

Рис. 3. И.В. Цветаев — знаменитый латинист, один из самых крупных специалистов по «латинской культуре» и, в частности, по истории высшей школы Римской империи.

Было принято ограничение возраста студентов. В Римской империи студентами могли быть молодые люди с 16 до 20 лет, в 370 году эдиктом установлено, что питомцы высших школ Рима к 20 годам должны проходить собеседование и отбывать по месту назначения. Правильные занятия в высших школах были установлены с 1 января до конца июня. Студенты высшей школы делились на союзы или корпорации, группировались около «своих» профессоров, объединялись и по принципу землячеств. Создавались корпорации и для научных целей, и приятного провождения времени. Во главе стоял старший, староста (προςτάτηζ, senior) из наиболее влиятельных студентов сообщества. Понятно, что бывало достаточно грубости, вражды, «дедовщины». Поведение многих молодых людей, приезжавших в высшую школу Рима и ведущих беспорядочную жизнь, послужило причиной публикации строгого эдикта императоров Валентиниана I, Валента и Грациана к префекту Рима в 370 году — первый закон, регулирующий жизнь римского студента.

По поводу дисциплины студентов известен эдикт императора Валентиниана I. Этот указ предписывал начальнику ценза г. Рима: 1) потребовать от будущего студента документ от своего провинциального начальства с разрешением на выезд, 2) указать, каким наукам абитуриент намерен обучаться, 3) сообщить свой адрес податному присутствию, 4) студент обязан вести себя должным образом, не вступать в противозаконные общества, 5) студентов, унижающих своим поведением достоинство науки, подвергать телесному наказанию, сажать на корабль и выдворять на родину, 6) трудолюбивые студенты имеют право жить в столице до 20 летнего возраста (ведется учет прибытия и отправления в родной город), 7) представлять в императорский архив краткие характеристики, по коим император мог судить о достоинствах и занятиях каждого студента, чтобы им воспользоваться, когда придет надобность. Такие эдикты показывают серьёзную потребность в молодых специалистах, и серьёзное отношение к молодым специалистам во всех провинциях Римской империи.

Наиболее заметную группу среди серьёзных студентов представляли молодые люди, работающие под руководством наставников и вместе с ними занимающиеся решением какого-либо вопроса, например, усовершенствованием в искусстве красноречия — общество «Клепсидрион».

В государственных высших школах плата за обучение со студентов не взималась, но содержание, т.е. жилье и пропитание было за счет самих студентов. Серьёзные студенты даже во время вакаций путешествовали с научной целью, занимались сбором растений, беседами с философами.

Известно стремление к образованию эллинских и римских женщин: до нас дошли имена жены и дочери Пифагора; последовательниц пифагорейской философии было много, известны Сосипатра из Пергама, Ипатия из Александрии, Эдессия, Феодора и еще другие женщины, в основном, дочери, сестры и жены профессоров — носительницы идеальных устремлений. В общем, те, кто очень хотел заниматься научными исследованиями, занимались ими. Необходимо отметить, что во времена Римской империи женщины пользовались равными правами: они владели в браке своим имуществом, если оно было, после развода, который был разрешен в Риме, женщины моги забрать свое имущество. То есть, женщины пользовались самым существенным условием свободы — финансовой независимостью. Во времена Римской империи в высшей школе могли учиться и бедные — образование было бесплатным.

Традиции высшей школы Римской империи сохранили старейшие университеты Европы. Государственным языком римской империи была латынь. Во Франции, например, естественнонаучные работы получали двойную оценку: первая ставилась преподавателем французского языка — правильности языка и орфографии, и вторая — оценка работы по существу.

В Римской империи прекрасно совмещались фундаментальная и прикладная наука. Так, купол римского Пантеона диаметром 44 м не мог быть построен без знания законов механики.

Во все времена большие ученые всегда прекрасно совмещали и прикладную, и фундаментальную науку. Так, И. Ньютон был назначен сначала хранителем, а затем управляющим монетного двора, и прекрасно поставил дело, а Д. И. Менделеев сэкономил большие средства правительства, изобретя «свой» бездымный порох. Противопоставление теории и практики, по мнению Дж. М. Ранкина, ученого-механика XIX в., ведет начало от древних греков. Греческие школы были частными, не зависели от финансирования правительства, и оберегали свою независимость [6, с.300]. Мы считаем не лишним уточнить, что в Древнеримской высшей школе такого противопоставления фундаментальной и прикладной науки, очевидно, не было! Отметим также, что римские власти считали необходимым введение государственного языка — латыни на всей территории римской империи. Это способствовало консолидации населяющих империю народов и созданию научной литературной речи. В течение полутора тысяч лет научные работы писались на латыни.
Итак, устоявшиеся формы жизни и быта высшей школы оправдали себя в течение полутора тысяч лет. Успешная работа высшей школы была обусловлена четкой постановкой учебного процесса, достойной оплатой труда преподавателей и поддержанием престижа образования предоставлением права гражданства римской империи и отменой государственных повинностей для специалистов высшей квалификации.

Авторы считают необходимым привести заключение речи профессора Московского университета И. В. Цветаева о жизни высшей школы римской империи: «Многие формы и явления высших школ переживают третье тысячелетие. Школа, как показывает нам история, была и остаётся доселе одним из самых консервативных установлений человеческих обществ. И в то время как создавались новые государства и падали прежние, проходили чередования разных правительственных форм, школа шла всё своим, издавна начертанным, проторенным путем. Потому последующие исторические эпохи дали сравнительно мало того, чего не знали бы здесь древние. Постоянно движущимися вперед усилиями человеческой мысли непрестанно обогащается сокровищница науки всё новыми и новыми завоеваниями, а формы и порядки высшей школы в сущности остаются всё прежними, в сущности они — все одни и те же» [5].

Послесловие: стимулом к работе послужил развал работы высшей школы — ЕГЭ вместо экзаменов и собеседования, создание огромного количества коммерческих вузов, провальный опыт заочного обучения в 30-70 гг. 20 в. Отсутствие хороших современных учебников, плохая подготовка выпускников средней школы, разрушение общеобразовательной средней школы. Выпячивание второ- и третьестепенных вопросов — гендерного, т.е. женского обучения. Это по нашему мнению, просто не вопрос, если женщина хочет, она добивается. И ещё — образование должно быть систематическим, следует выпускать профессионально подготовленных специалистов, способных решать поставленные задачи достаточно широкого профиля.

Список литературы
1. И.В. Цветаев. Очерки по истории древнеримской высшей школы. 1902. 143 с.
2. Вернер Штайн. Хронология мировой цивилизации. Т II. С.157. Москва. СЛОВО.2003.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. «Мысль». 1979г.
4. А.П. Боткина «П.М. Третьяков в жизни и искусстве». М. 1951 г.
5. И.В. Цветаев Речь, произнесённая в торжественном собрании Императорского Московского университета 12 января 1902 г. заслуженным профессором И.В. Цветаевым
6. А.Н. Крылов. Мои воспоминания. Л. Судостроение. 1979 г.

Авторы благодарят зав. отделом рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина Маргариту Борисовну Аксененко и с.н.с. Ольгу Борисовну Полякову за предоставленные материалы из архива профессора И.В. Цветаева

Bibliography
1. IV Tsvetayev. Essays on the History of Roman high school. 1902. 143.
2. Werner Stein. Chronology of world civilization. T II. S.157. Moscow. SLOVO. 2003.
3. Diogenes Laertius. On the life, teachings and sayings of famous philosophers. M. Misl. 1979.
4. A.P Botkina, «P.M Tretyakov, in life and art». M. 1951.
5. I.V. Tsvetayev. A speech delivered at the solemn meeting of the Imperial Moscow University on Jan. 12, 1902 by Distinguished Professor I.V. Tsvetaev.
6. A.N. Krylov. My memories. L. Sudostroenie. 1979.

12 марта 2012 г.
Комментарии