Искусство аутсайдеров: Николай Лёвочкин
Специально для «Фамильных ценностей» — Федор Пирвиц, иконописец
Когда несколько лет тому назад из жизни ушел обычный пенсионер Николай Лёвочкин, его наследники были поражены объектами, которые они обнаружили в его стандартной двухкомнатной квартире. Некоторые из них достигали двух метров в высоту. Материалы: бутылки, виниловые пластинки, детали радиоприемников, часов и пр. Сам того не зная, этот самодеятельный художник работал в русле концептуализма, собирая свои объекты из разнородных «обломков» советского быта.
Теперь его работы выставляет Музей архитектуры имени А.В.Щусева.
Неожиданный интерес к ним проявил Фонд известного олигарха и политика Михаила Прохорова...
Аутсайдеры
Аутсайдерами в искусствоведческой среде называют тех, кто не включен в функционирование обычного, «нормального», официального художественного процесса, то есть, не связан с галереями, музеями, выставками, вообще со всей этой разновидностью шоу-бизнеса. Аутсайдеры — это художники-самоучки, находящиеся в изоляции: либо они заперты в психиатрических лечебницах, либо по каким-то иным причинам отрезаны от мира искусства и в нем, как кажется, и не нуждаются. Существуют разные названия для этого феномена: Art Brut («грубое искусство») или Outsider Art. Как считает культуролог Андрей Горохов, есть различия в понимании того, кого следует считать графоманом, кого дилетантом, кого наивным художником, кого примитивистом, кого относить к Art Brut, а кого к аутсайдерам. Ясности тут нет, тем более нет критериев художественной убедительности, но в целом тема эта хорошо известная, издано много альбомов, посвященных этим художникам, существуют частные коллекции, галереи и музеи.
Искусство аутсайдеров вдохновляло сюрреалистов в 20-х годах, после Второй мировой войны на волне неодадаизма к нему опять пробудился интерес авангарда. Было даже такое движение Bad Painting, т. е. нарочито плохое и непрофессионально сделанное искусство, мазня дилетантов.
Тотальное творчество
Андре Робийяр более тридцати лет мастерит пистолеты, ружья и автоматы из подручного хлама: жести, бутылок, деревяшек, картона и гвоздей, склеивая их липкой лентой. Занимается он и музыкой: колотит по кастрюлям и железякам пальцами, на которые надевает гильзы или втулки. Играет он и на аккордеоне, иногда при этом поет. Художником и музыкантом себя не считает.
Марселла Дюмари попала в психиатрическую лечебницу в возрасте 18 лет, и провела там всю жизнь. Она умерла в 2006-м, когда ей исполнилось 69 лет. Марселла была очень набожна, она считала, что Дева Мария явилась ей, когда ей было семь лет, она пела исключительно об Иисусе и Марии. Она разработала ритуал песен: песни для пробуждения утром, песня для прогулки, песня для благодарности, песни для молитвы. День кончался вечерней песней. Для каждой ситуации в жизни существовала своя песня.
На этих примерах мы видим: вместо того, чтобы встраиваться в систему функционирования арт-бизнеса или порисовывать вечерами после работы, аутсайдеры пытаются превратить свою жизнь в Тотальное Творчество, они занимаются одновременно всеми им доступными искусствами — рисуют, изготавливают предметы, пишут стихи, играют музыку. Таким образом, оказывается, что ушедший в себя аутсайдер является идеальным художником. В нем до максимума доведено то, чего мы ожидаем от всех обычных, нормальных и привычных художников. Но с другой стороны, разве можно согласиться с тем, что мы считаем идеальным художником ушедшего в себя сумасшедшего, шизофреника или больного маниакально-депрессивным синдромом?
Наш герой: Николай Лёвочкин
В 2004 году, после смерти пенсионера Лёвочкина в возрасте 71 года, его наследники были поражены объектами, которые они обнаружили в его стандартной двухкомнатной квартире, некоторые из них достигали двух метров в высоту. Схожие по технике исполнения и темам, объекты Николая Лёвочкина образуют серию, представляющую собой проект целого города.
«Закон Божий». 1999 г.
Лёвочкин делал их из хорошо знакомых предметов: бутылок, виниловых пластинок, деталей радиоприемников, часов и пр. Все его работы разнообразны по материалу, он использует стекло, пластик, дерево, раковины, пенопласт и проч. Создавая фантазийные архитектурные объекты, он объединяет их общей темой русской исторической архитектуры.
Никто не забыт и ничто не забыто. 2000 г.
По словам родственников, передавших коллекцию в Музей после смерти Лёвочкина, создание макетов и памятных альбомов долгое время было единственным смыслом, единственным занятием, связывающим его с миром. Произведения Лёвочкина, безусловно, предметы памяти, но так же и произведения архитектурного искусства.
Фонд Прохорова ищет таланты
Архитектурными объектами заинтересовался Фонд известного олигарха и политика Михаила Прохорова. Недавно во французском Лионе завершился фестиваль «Неизвестная Сибирь», организованный Фондом. Музей архитектуры имени А.В.Щусева представил на нем необычные экспонаты, попавшие в музей в 2008 году после смерти их автора, Николая Лёвочкина. Это — архитектурные объекты, сделанные самоучкой Лёвочкиным, всю жизнь проработавшим в Московском метрополитене им.В.И.Ленина машинистом электропоезда.
Ставропигия. 2003 г.
Цитирую пресс-релиз: «Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева представляет уникальную коллекцию архитектурных объектов работника Московского Метрополитена Николая Левочкина (1933 – 2004) – «архитектора и машиниста будущего», непрофессионального художника, в работах которого отразилось его личное переживание времени и пространства, семьи и страны».
Руководитель проекта – Сергей Ситар (Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», Москва).
Дворец «Изобразитель». 1995 г.
Удивительные соборы, храмы и дворцы Лёвочкин складывал из самых разных предметов, наполняющих человеческую жизнь, — ящиков письменных столов, настольной лампы, глобуса, остова телевизора, рождественских колокольчиков, картинок из журнала «Огонек» и прочей всячины.
Церковь «Вековая. Священная». 2001 г.
По-видимости, творчество Николая Левочкина подпитывалось идеями народного христианства, также утопического социализма, твердой веры в рационализм и технический прогресс. По словам искусствоведов, сам того не зная, этот самодеятельный художник работал в русле концептуализма, собирая свои объекты из разнородных «обломков» советского быта. Он достиг в своем деле вершин тщательности и какого-то особого наивного одухотворения.
Дворец «12 месяцев». 1997 г.
В макетах Левочкина сочетаются традиционные для русской архитектуры формы и знакомые повседневные предметы, выступающие в роли материала, что вызывает двойной эффект узнавания, а объекты благодаря этому воспринимаются одновременно как архитектурные макеты и как составные реди-мэйды.
Эти сложные структуры, похожие на проекты архитектурных памятников для Москвы, тщательно продуманы, украшены различной духовной и светской символикой, нравоучительными высказываниями, а также репродукциями православных икон и картин европейских художников. Они являют собой нечто большее, чем просто безумновато-любительские работы в области «архитектурной скульптуры». Каждая работа имеет название, начертанное на табличке, похожей на те, что указывают названия станций в московском метро: «Московский собор», «Собор Святой Руси», «Дворец 12 месяцев», «Дворец Природы», «Памятник Великому Бегству», «Замок», «Фантазия».
Квартира Н.Левочкина. Съемка 2008 г.
Как сообщает сайт фонда Прохорова, «Самобытные объекты Левочкина занимают отдельное место в коллекции Государственного Музея Архитектуры им.А.В. Щусева, еще раз напоминая о том, что возможности синтеза изобразительных искусств и архитектуры безграничны и непредсказуемы».
Аминь.
(по материалам неофициального блога Музея архитектуры имени А.В.Щусева, сайта Фонда Мих.Прохорова, книги Андрея Горохова «Музпросвет»).