МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Истоки коллекционирования

Истоки коллекционирования

Всех нас в жизни окружает огромное количество вещей. Но к некоторым предметам душа тянется особенно. Кто-то не может оторвать глаз от картины, кого-то восхищают фарфоровые статуэтки, а кто-то не может удержаться, чтобы не приобрести еще один магнит на холодильник. Почти в каждом из нас живет коллекционер. В этой статье вы узнаете об истории коллекционирования и о знаменитых людях — герцоге Берри, семье Амербахов, императоре Рудольфе II, о Петре I и братьях Третьяковых, которые, будучи собираталями, внесли огромный вклад в историю искусства.

Приобретая любую старинную вещь, становясь счастливым обладателем предмета искусства, вы оказываетесь в кругу коллекционеров. Коллекционирование — это общественный феномен, который сопровождает человека по крайней мере со времен античности.

Коллекционер — это одиночка, который в рамках своего жилища заботиться о сохранении унаследованных от прошлого предметов. Соответственно, коллекционирование служит скорее сохранению, а не хранению. Публичные собрания значительно превосходят частные по объему, но уступают им в численности, музеев намного меньше, чем коллекционеров. Исходя из этого факта можно судить о том, что значит небольшая коллекция для сохранения всего мирового фонда старинных вещей.

Коллекционирование предметов искусства и торговля ими были знакомы еще античности, но сведений об этом немного.

В Средние века коллекционирования в привычном нам смысле не было. Средневековые предметы искусства служили в основном религиозным целям. Это были предметы культа, предназначавшиеся для церковной службы и отвечали потребностям мессы, причастия, крещения, праздничных шествий. Благосостояние церквей и монастырей выражалось в качестве и числе литургических сосудов и орудий, алтарей, риз, мебели и рукописей. Благодаря распространенной в эти века вере в чудеса в собственности церкви оказывались разнообразные заморские диковины. Их обрамляли в золото и серебро, богато украшали жемчугом и драгоценными камнями. Но наряду с этими монастырскими кладами обнаруживаются и мирские сокровищницы. В замках феодалов постепенно накапливаются разнообразные ценные предметы: дорогая утварь, монеты, драгоценности, фамильные украшения и оружие. Появляются ценные вещи, привезенные из Крестовых походов. Но пока это были скорее клады.

Переход от накопительства к собраниям происходит постепенно. При дворах европейских правителей начинают упорядочивать накопленное, постоянно дополняя его специальными закупками.

Первые шаги от сокровищницы, где только хранят, к собранию, для которого специально приобретают происходят во Франции и Бургундии. Первенствовал герцог Берри Иоанн Французский (1340-1416). До наших дней дошли описи его имущества, составленные Робине д'Эстампом в 1416 году, причем наряду с драгоценностями, утварью, мебелью и разными заморскими диковинами в них значатся монеты, медали и резные камни античного происхождения, приобретавшиеся, видимо, за большие деньги. У герцога Берри был даже свой агент, Джованни Алкерио. Это был торговец художественными ценностями, курсировавший между Бургундией и Италией.

В эпоху Возрождения возникают новые основы для деятельности коллекционеров. В это время начинается обмирщение культуры и частичное ее обуржуазивание. Также, в связи с развитием научных интересов, появляется понятие исторической значимости предметов, отбор идет уже под определенным углом зрения. С середины пятнадцатого столетия, под влиянием гуманизма, знать и богачи Италии начинают интересоваться античностью и своим собственным предполагаемым прошлым. Появляются меценаты, которые не только поощряют художников, но и собирают коллекции. Знаменитое семейство Медичи, оставившее кровавый след в политической истории, в истории искусства предстает щедрыми меценатами, благодаря которым появились и дошли до наших дней замечательные произведения искусства.

В Возрождение становиться заметной и экономическая сторона коллекционирования. Зарождается торговля художественными изделиями в современном понимании. Появляются весьма образованные агенты, часто занимающие высокое положение в обществе, вхожие в дома европейских правителей и патрициев. Благодаря их дипломатичной предприимчивости всюду возникают собрания, многие из которых смогли лечь в основу будущих знаменитых музеев. Именно с эпохи Возрождения быть коллекционером значит сохранять художественное достояние прошлого, приумножая тем самым современную культуру.

Музей изящных искусств в Базеле. В основу музея положено частное собрание Базилиуса Амербаха.

Во Франции и Германии новые основы коллекционирования начинают распространяться с началом шестнадцатого столетия. Достойны внимания кабинеты двух жителей Нюрнберга — Валлибальда Имхоффа (1519-1580) и Пауля Прауна (1548-1616). Одним из самых знаменитых является семейное собрание Амербахов в Базеле. Особый интерес представляет то, что оно пережило время почти в полном составе,и, не будучи расформировано, и ныне относится к числу важнейших в Базельском музее. Иоганнес Амербах (1430-1513), будучи печатником, скопил до сотни графических образцов, а также коллекцию монет. Бонифациус Амербах собрал серебряную парадную утварь, украшения и он же стал хранить у себя произведения художников своего времени. Наконец, Базилиус Амербах (1533-1591) доводит семейное собрание до высшей точки. Его интересовали все виды художественных изделий, достойных коллекционирования. Он собирал античные монеты наряду с картинами и графикой современных ему художников. Базилиус Амербах, гуманистически образованный человек, был знатоком уже в том духе, который присущ коллекционерскому движению восемнадцатого века.

В эпоху Абсолютизма (17-18 вв.) позднесредневековое коллекционирование выливается в форму княжеских кунсткамер, служащих преимущественно целям экстраординарной репрезентации, считавшейся абсолютно необходимой. Самые знаменитые кунсткамеры находились в замке Амбраз в Тироле, в Мюнхенской резиденции, в Дрезденском дворе и на Градчанах в Праге. Все эти кунсткамеры были частями жилищ знатных вельмож. Например, в замке Амбраз хранилось снаряжение, которое носил король Франциск в битве при Павии и латы,в которых император Карл V совершал поход в Тунис. У Альбрехта V Баварского в собрании было до трех с половиной тысяч предметов, включая около восьмисот картин. Причем наравне с изображениями представителей знатных родов были портреты «замечательных» убийц. Также здесь было яйцо, которое содержало в себе другое яйцо, гидру и василиска. Кунсткамера, таким образом, представляла собой выставку, на которой географические, исторические, естественнонаучные, технические, курьезные и экзотические сведения того времени можно было получить на примере вещей и картин. Это было время соединения достопримечательностей с искусством, когда коллекционирование доставляло эстетическое удовольствие, возбуждало мистическую дрожь, сеяло тайный ужас и распространяло знания.

Одна из самых известных кунсткамер была устроена в Дрездене в 1560 году Августом I Саксонским. Занимала она семь комнат его дворца. Помимо картин и скульптур там были ландкарты, носовые украшения кораблей рога меч-рыбы, точеные пули, табакерки и кубки из слоновой кости, мрамора и серпентина, а также многочисленные книги и гравюры с изображением античных руин и с видами разных городов.

Особенно стоит отметить кунсткамеру императора Рудольфа II на Градчанах в Праге. В 1605 году этот монарх приобрел Амбразскую коллекцию, а в пражской придворной мастерской заказал регалии дома Габсбургов — корону, скипетр и державу ( они по сей день украшают Венскую сокровищницу). В собрание входило около восьмисот картин. Часть из них была создана в придворных мастерских, другую часть император закупил. В частности, его интересовали произведения Дюрера, Гольбейна и Тициана. В 1587 году в Венеции он приобрел « Праздник четок» Дюрера. Хлопотал Рудольф II и о знаменитом Изенгеймском алтаре Грюневальда.

Собрания самых значительных музеев Европы происходят из крупных коллекций королей и знати (собрания Колоннов, Дория Памфили и Паллавичини в Риме, Гаррахская коллекция в Вене, собрания Фюрстенбергов в Донауэшингене, Девонширов в Четсворте, Альба в Мадриде, Чарторыйских в Кракове).

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

В России коллекционирование появляется в эпоху Петра I. Вернувшись из Европы, наш император основал первый в России музей — Кунсткамеру в Санкт-Петербурге, созданную по образцу европейских. Последующие Романовы вносят свой вклад. Елизавета Петровна, а особенно Екатерина II заказывали и закупали огромное количество произведений искусства. Именно Екатерина Великая основала Эрмитаж. В это же время (конец 18-нач.19 вв.) появляются коллекционеры и меценаты среди русского дворянства. Огромный вклад внесли Шереметевы, Юсуповы, Строгановы, не только приобретавшие предметы искусства, но и помогавшие развивать русскую школу живописи и ваяния. Они посылают художников, часто крепостных, учиться в Италию, и благодаря этому у нас есть произведения Александра Иванова, Карла Брюллова, Сильвестра Щедрина и других.

В 19 — нач.20 вв в России действуют знаменитые коллекционеры-меценаты. Это, конечно же Павел и Сергей Третьяковы, Иван Морозов, братья Щукины. Тонкие ценители искусства, они поддерживают художников, выкупают целые выставки. Их собрания из частных, закрытых, становятся публичными. Так появляются в России Третьяковская галерея, Русский музей и Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина.

Во все времена коллекционирование вносило вклад в культурную жизнь государства. Возможно и многие современные частные коллекции пополнят собрания существующих музеев и лягут в основу новых.

В этой статье я постаралась кратко рассказать о развитии  коллекционирования в истории. Конечно, о многих интересных людях и их коллекциях надо говорить отдельно. В будущем мы еще не раз вернемся к этой теме и узнаем историю создания разных музеев, будем говорить об отдельных произведениях искусства.

Государственная Третьяковская галерея

Может создаться впечатление, что коллекционер — это человек, собирающий исключительно старинные, антикварные и, как правило, очень дорогие предметы. Но это не так. Во-первых, многие коллекции начинались с приобретения не имеющих в свое время особой ценности вещей. Во-вторых, в сегодняшнем мире предметом интереса коллекционера может быть почти что угодно. Помимо картин, скульптуры, монет, марок и открыток можно собирать и совсем, казалось бы, обыденные вещи: фантики от конфет, фигурки из «Киндер-Сюрприза», билеты на транспорт и многое другое. Все, что вам нравиться. Случайно найденный на бабушкином чердаке старый утюг, сохранившееся мамино красивое платье или чашка, купленная в обычном магазине иногда становятся первыми «экспонатами». И будет ли это собирательство серьезным хобби или просто «для души» неважно. В любом случае это доставит вам удовольствие и будет психологической разгрузкой. А станет ли ваша коллекция ценной, покажет время.   

Автор: Ольга Шелешнева.

13 марта 2011 г.
Комментарии