МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Книжный антиквариат

Книжный антиквариат




Собирание старинных книг в Европе и России: от древности до наших дней.

Книги и карты, созданные вручную или при помощи технических приспособлений — весьма обширная область антикварных предметов. Книжный антиквариат — одно из наиболее дорогих и респектабельных направлений антикварного коллекционирования, свидетельствующее о достатке его владельца. Старинные книги — завершающий штрих в создании атмосферы старинного интерьера, оформленного антикварной мебелью, живописью, бронзой, фарфором. В то же время книжный антиквариат, как, впрочем, любая область антикварного коллекционирования, имеет свою специфику: книга, в отличие, например, от живописного произведения, после изобретения книгопечатания, часто не является уникальным предметом — она имеет определенный тираж. Это роднит книгу с такими видами антиквариата, как, например, фарфор или бронза, где целый ряд предметов может создаваться по одной форме и иметь аналогичный декор. Принципы, по которым коллекционеры собирают старинные книги, различны: это могут быть лишь книги определенного автора; или книги, оформление которых осуществлял один художник; книги, изданные определенным издательством; книги по какой-то тематике и тому подобное. Иногда предпочитают собирать первые тиражи или первые издания книг. Изданием являются все копии книг одного определенного образца, напечатанные в любое время. Тиражом считаются все экземпляры данного издания, напечатанные за один раз, если шрифт или матрица не удалялись со станка. Иногда ошибка выявлялась в начале процесса печатания и исправлялась на месте. Если потом все печатные листы использовались для выпуска книг — некоторые из них могли содержать страницы текста с ошибками. Такие издания гораздо выше ценятся некоторыми собирателями.

Коммерческим изданиям этого типа иногда предшествовали подарочные или нумерованные издания, в которых могло быть больше иллюстраций, или могли присутствоватьподписи автора, или они печатались на лучшей бумаге и переплетались дорогими материалами. Пробный тираж обычно труднее всего найти — создавая его, издатель еще не уверен в необходимости издания большого объема. Цензура, пожар, наводнение иногда уничтожали книги, находившиеся на складе и еще не успевшие поступить в продажу, поэтому такие книги, несмотря на свое содержание и качество становились редкостью, и, приобретали большую стоимость. Высоко ценятся книги с исправленными от руки ошибками или подарочными надписями автора, то есть с различными владельческими знаками. В настоящее время на антикварном рынке, как правило, обращаются издания XIX — начала XX века, хотя периодически попадаются и книги XVII-XVIII веков, которые оцениваются по другим параметрам. Если для изданий более позднего времени такие факторы, как издательство, тематика и прочее играют весьма существенную роль, то для книг, созданных до XIX века, часто, наиболее важным фактором, определяющим их ценность, является именно древность. Старопечатные и рукописные книги время от времени появляются на современном антикварном рынке, особенно в странах Европы. Многие произведения эпохи раннего книгопечатания и рукописного тиражирования книг еще существуют, но не все попали в коллекции или в руки торговцев книжным антиквариатом. Собирание старинных книг начинается в древние времена — в Древнем Египте и Передней Азии при дворцах и храмах были специальные книгохранилища, как, например, огромная библиотека в Ассирии при дворце Ашшурбанипала, в которой хранились книги-таблички с клинописными текстами. Хотя, однако, принцип собирания книг в древние времена отличался от современного. Книги собирали не как предметы старины, а, в первую очередь, как носители информации о предшествующих временах. В Древней Греции и Риме были огромные библиотеки, где хранились, например, египетские папирусы, созданные тысячелетием раньше, и существовала развитая книготорговля, в том числе — старинными памятниками письменности. В последние годы существования Римской империи все это пришло в упадок. Распространение христианства способствовало появлению обширного корпуса текстов соответствующей тематики, которые тиражировались в рукописном виде во всех странах, где эта религия была принята или только насаждалась. Уже со II века н.э. общепринятой формой книги становится кодекс, пришедший на смену свитку, а материалом для создания книги — пергамент (тонко выделанная кожа разных животных). В то же время, к литературным памятникам предшествующего времени интерес не пропал.

Несмотря на войны и пожары, небольшое число античных книг сохранилось в храмовых монастырях Европы, чему способствовало бережное отношение к ним монахов, а также то, что монахи занимались переписыванием книг. Например, в 531 году св. Бенедикт установил правило для монахов основанного им ордена: каждый из них ежедневно определенное время должен был проводить в скрипториуме, переписывая и украшая древние тексты. С увеличением числа монастырей традиция эта стала распространяться. Монастыри были первыми собирателями и хранителями старой книги в христианской Европе. Вторая достаточно многочисленная категория собирателей книжного антиквариата — университеты, возникающие в Европе повсеместно в эпоху средневековья.

До сих пор в библиотеках старейших университетов Европы, в частности, британских и французских, хранятся старинные книги, попавшие туда еще в средние века. В обоих случаях при собирании старинных книг руководствовались, опять-таки, в первую очередь, информацией, которая в этих книгах содержится, хотя часто редкость книг, богатство их оформления и их принадлежность в прошлом определенному владельцу (например, почитаемому святому или выдающемуся историческому деятелю) также играла важную роль.

В крупных центрах по переписыванию книг — монастырях в Винчестере, Кентербери, Сент-Олбени и других создавались копии литургий и музыкальных произведений, писались часословы для мирян, особенно для дам, и их украшенные варианты. Предназначенные для богатых покровителей экземпляры украшали иллюстрациями и часто дополняли календарями с изображениями сезонных работ и сюжетами средневековой жизни. Большинство книг писалось на пергаменте, который, как и в древние времена, выделывали из шкур овец, коз и телят. Специальные помещения для переписывания рукописей обустраивались и в университетских городах для снабжения студентов текстами.

Профессиональные переписчики открывали книжные лавки поблизости от крупных храмов. В средневековой и ренессансной Европе существовали переписчики, собиратели и знатоки древних книг, торговцы древними рукописями, которых называли антиквариями. Высокий спрос на старинные книги способствовал возникновению достаточно развитой торговли книжным антиквариатом. С началом книгопечатания в область интересов этих антикваров, или, как их еще называли — букинистов, попадают не только рукописные, но и первопечатные книги. С изобретением новой техники тиражирования книг происходит и введение нового материала — бумаги разных сортов, которая вскоре окончательно вытесняет столь долго использовавшийся пергамент.

С эпохи Возрождения в Европе, и с начала XVIII века в России, начинают формироваться крупные частные собрания старинных книг, владельцами которых являются аристократы, крупные ученые, представители духовенства и члены правящих фамилий. Книги в таких собраниях подбирались, главным образом, по тематическому принципу, в соответствии со вкусами владельца библиотеки. Причем, провести границу между теми книгами, которые хранились как ценные древности, и теми, которые по времени своего создания являлись книжным антиквариатом, но использовались владельцем как обычная книга для чтения, достаточно сложно.

В XIX веке с появлением музеев и библиотек, предназначенных для публичного пользования, владельцы частных книжных собраний нередко дарят или завещают свои библиотеки таким государственным или частным учреждениям, или же их собрание распродают наследники. Кроме того, агенты музеев и библиотек сами занимаются активным поиском книжных ценностей. В Европе и России XVIII-XIX веков одновременно с расцветом собирательства старинных печатных и рукописных книг наступает и вполне закономерный в сложившейся ситуации расцвет антикварной книжной торговли. На Руси центрами собирания и хранения старинных книг были монастыри, которые играли в то время роль своеобразных культурных центров на всей ее огромной территории. Это было достаточно бессистемное собирательство, в котором руководством служили личные вкусы и тематика книг. С началом петровских преобразований уже в первой четверти XVIII века собирание и хранение старинных книг, документов, архивных дел становится систематизированной деятельностью, регламентированной специальными государственными указами. По его распоряжению все древние рукописи, редкие книги и документы, хранившиеся в монастырях, необходимо было переписать и собрать воедино:«во всех монастырях, епархиях и соборах прежния жалованныя грамоты и другие куртиозныя письма оригинальныя, такожде и историческия рукописныя книги пересмотреть и переписать... и те переписныя книги прислать в Сенат». Отдельные указы касались собирания старинных вещей, их обмеров и зарисовки.

Со второй четверти XVIII века в России появляются такие собиратели, — дворяне, ученые, деятели культуры, — как В. Н. Татищев, Н. П. Румянцев, А. И. Мусин-Пушкин и другие, которые разыскивали старинные книги скорее с научно-историческими целями. Формируются многочисленные библиофильские коллекции, в которых хранятся печатные книги, рукописи, письма, гравюры. Собиратели книг объединяются по своим интересам. Например, в первой четверти XIX века Румянцевский кружок объединил ученых, разыскивающих старинные рукописные и печатные книги в архивах и частных собраниях по всей России и покупавших их у антикваров и населения. Ими была собрана богатейшая коллекция, они вели работу по переизданию старинных книг. Причем, эти коллекции нередко передавались владельцем при жизни или по завещанию библиотекам, музеям и становились национальным достоянием России. С появлением спроса на старинные книги и вещи появляются и продавцы-поставщики антиквариата. Многие из коллекций русских библиофилов стали основой для современных собраний. Например, основу собрания старинных книг Российской государственной библиотеки в Москве составила коллекция графа Н. П. Румянцева (1754-1826), включающая в себя 28000 книг, 710 рукописей и около 1500 географических карт по истории России и соседних с ней стран, которая была завещана им «на пользу отечества и благое просвещение»; а Государственный исторический музей в Москве получил коллекцию книг А. Д. Черткова (1789-1858), насчитывающую около 17000 книг, планов, карт, гравюр, портретов и 300 рукописей. Свои библиотечные собрания передавали музеям и институтам академик Н. П. Лихачев (1862-1936), академик В. М. Алексеев (1881-1951) и другие. Собирательство старинных книг в годы советской власти осуществлялось подпольно, хотя, коллекции антиквариата, в том числе книжного, были в России и у партийных деятелей в советские времена. В наши дни до сих пор крупнейшими собраниями старинных печатных и рукописных книг остаются государственные учреждения — библиотеки и музеи. Однако, в современной России, коллекционирование старинных книг и рукописей, а также антикварная книжная торговля переживают свой новый расцвет.

Источник:.antikvariatus.ru

15 октября 2013 г.
Комментарии