МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Почему современные российские марки дороже советских?

Почему современные российские марки дороже советских?

Специально для «ФЦ» Андрей Коньков

Какая она вообще современная марка и почему так дорого ценится?

Современная российская марка вызывает огромный интерес. Она стала привлекательна для инвестиций и создания хорошей коллекции. Понятно, что не все серии и выпуски участвуют в этом ажиотаже, создающем вес и уважение к сегодняшним отечественным маркам. Некоторые из них продают на развес мешками, тогда как другие не могут найти даже владельцы филателистических магазинов. И в данной статье будет рассказано о том, как блуждая в потоке отечественной филателии и пытаясь найти нужное, отличить эти два берега: высокий и низкий и при этом не сесть на мель.

Прежде всего, хотелось бы понять, какая она — современная российская марка? О чем она рассказывает, какие у нее сюжеты, что ее волнует? Каждая страна неосознанно выражает свои амбиции в марке. Изучение этого может помочь проникнуть в ту невидимую область спектра, выявить скрытые грезы и мечты нашего общества, а возможно даже осветить и вычистить этот пыльный угол.

Итак, какие же темы присутствуют в малой графике почтовых знаков нашей страны? Первое важное замечание, которое напрашивается после обзора всех годовых выпусков постсоветского времени, состоит в том, что произошла некоторая эволюция сюжетов, и к концу этого периода она изменилась далеко не в лучшую сторону. Большая часть сюжетов в марках 90-х годов достаточно нейтральна — это природа, искусство, архитектура, флора и фауна, заповедники. В начале же 2000-х годов появляются достаточно сомнительные выпуски, посвященные юбилеям министерств и госорганизаций. Наряду с этим, пусть и не резко, усиливается общий государственный и великодержавный пафос.

Я действительно пишу это без иронии, у меня вызывает огромное уважение внимание к современным героям России на планируемой серии майских марок 2012 года, подобную марку стоило выпустить гораздо раньше. Но внимание к героям России, каслинскому литью или природе острова Врангель это одно, а внимание к годовщинам ведомств и сакральным фигурам монархов — это совсем другое. Мне, честно говоря, ближе первое. Совершенно непонятен совместный выпуск марок с КНДР 2005 года, к тому же, посвященный фауне, явно не самой ключевой области в отношениях с Северной Кореей. Может, это было сделано в пику прозападным настроениям первого периода ельцинской демократии, выразившим себя на изданных в 1995 году общих марках России и Финляндии? Тогда был похожий выпуск, посвященный природе Севера, с изображенными животными.

Впрочем, надо отдать должное, что существует немало хороших тем и сюжетов в сегодняшних российских марках. Да и порой просачивающимся настроениям о мощи и превосходстве очень далеко до сладкозвучия гимнов о сплоченности и единстве у некоторых наших ближайших соседей. К счастью у нас нет как у Белоруссии марки с Лукашенко размером 5×4 см., а с Туркменией нас и вовсе разделяет целый «океан», так как ни одна наша марка не сообщила о событии равном запуску в космос “Рухнамы”, величайшей книги человечества, написанной “отцом всех туркмен”.

Почему так ценят современные Российские марки и мало ценят выпуски, скажем, 70-х или 80-х годов? Причина этого очень проста: марки тех лет выходили очень большими тиражами. А марки современные, как и выпуски, изданные до 60-х годов, имеют небольшие тиражи. Вроде бы из этих двух групп, марки РСФСР и раннего периода СССР должны быть привлекательнее, там больше раритетов, они старше, и в хорошем состоянии их осталось немного. Но почему тогда марки 20-х или 30-х годов не лидируют в сравнении с марками нашего времени, и имеют равный с ними интерес среди филателистов? А потому, что любому коллекционеру, за каким бы он редким материалом не гонялся, хочется все-таки создать полную коллекцию, по объективным причинам сделать это с почтовыми марками последнего периода нашей истории легче. Более того, он включает достаточно уникальных экземпляров, чтобы заниматься им было интересно, но в то же время и не имеет заоблачно недоступных образцов, которые сделают коллекционирование почтовых знаков этого времени непосильным. Среди марок царского периода, первых лет советской власти и особенно раннего сталинского времени таких недостижимых экземпляров очень много.

Если покупать только годовые наборы, самым дорогим выйдет 1997 год (его общая стоимость около 7 тысяч), а самый дешевый — 1994 год (около 700 рублей). Такая десятикратная разница показывает неравноценность по стоимости среди современных отечественных почтовых знаков. В буклетах высоко ценятся марки, посвященные первой переписи населения (20 тысяч рублей), хотя в эстетическом отношении эти марки невыразительны.

К одним из самых желанных среди российских коллекционеров марок относятся довольно скромно оформленные монохромные марки 1996 года Екатерины Дашковой и Софьи Ковалевской по цене 1500 рублей за марку. Самые дорогие и редкие марки стоит приобретать в больших листах, или еще лучше собирая серию в малых. Многие образцы в таком состоянии на порядок увеличивают свою стоимость по сравнению с разорванными и разделенными экземплярами. Декоративные кустарники 1997 года стоят в листах 30 тысяч.

В ту же цену, 30 тысяч рублей, обойдутся и тюльпаны в большом листе от 2001 года. Монастыри 2001 года будут уже немного дешевле, их цена равна 28 тысячам. Санкт-Петербург 2003 года на 6 листах стоит по 10 тысяч каждый. Цена на малый лист орденов Российской империи непрерывно растет каждый год, сейчас она составляет около 30 тысяч и пока не видно, чтобы этот процесс замедлялся. Очень дорогими образцами являются вертолеты 1997 года, их полная коллекция в малых листах стоит 150 тысяч.

Но рекорд принадлежит неразрезанным вертикальным и горизонтальным блокам, посвященным 50 -летию первого полета человека в космос, они стоят 350 рублей каждый. Впрочем, существует мнение, что их появление в каталогах не обошлось без спекуляций и махинаций. Но, как бы то ни было, спрос на них среди многих коллекционеров существует, и его игнорировать нельзя.

Вообще, стоит заметить, что изготовители марок идут навстречу интересу филателистов к редким образцам, необычным сериям, нестандартным выпускам, и пытаются не только ему подыграть, но стимулировать этот интерес еще больше. Если эксклюзивы старых царских и советских времен появлялись сами из-за ошибок печати, исторических казусов, то в нынешнее время существует тенденция создавать редкий материал на заказ сознательно, изначально программируя его возникновение. Это не обязательно какой-то обман, обычно это появляется вполне легальными способами за счет дробления и размножения серии одной марки, которую издают в сцепке, большом листе, малом листе, в марке в наклейке. В последнее время важно стало обращать внимание на зубцовку марки, редкий рельеф может увеличить цену марки в 10 раз.

Не смотря на возможный потенциал интереса для филателистов, выпуски с допечатками названий национальных республик Российской Федерации, которые делали некоторые региональные почтовые ведомства в начале 90-х годов, например, в Якутии и Дагестане ценятся мало. Невысокую стоимость имеют и марки Чечни, в эпоху ее независимости.

Как купить свежие выпуски российских марок? Прежде всего, смотрите на сайте ИТЦ “Марка” www.rusmarka.ru/ какие будут годовые серии марок. Каталоги для этого покупать не обязательно, они скорее нужны для обнаружения подделок и поиска редких серий, полученных из-за ошибок в печати. Не лучшим решением отправляться в фирменный магазин в районе м. Алексеевская по адресу проспект Мира, д.118, (тел. (495) 687-43-48). Гораздо удобнее и надежнее оформить годовой абонемент на главпочтампе по адресу 101000, ул. Мясницкая, 26 (тел. (495) 623-41-63, телефоны для вопросов: (495) 624-02-50, (495) 628-72-06) и получать марки по номиналу, т.е. по той цене, которая указана на самом образце. Жителям других городов, надо обратиться по адресу 123242, Большая Грузинская д. 4/6, стр.9 (тел. (499) 254-03-28). Если вы покупаете марки в филателистическом магазине, то очень осторожно сверяйтесь с ценами в каталоге Загорского, не стоит им доверять, т.к. там они бывают переоценены порой на 20%-25%, а иногда и на 50%.

Российскими марками сейчас больше всего интересуются в самой России, поэтому имеет смысл также покупать уже выпущенные тиражи дорогих отечественных марок за границей. Ввоз марок в нашу страну ничем не ограничен, лишь при превышении суммы 65 000 рублей необходимо написать специальную декларацию о перевозе культурных ценностей. А вот при вывозе отечественных марок могут возникнуть проблемы. За любые почтовые знаки старше 50 лет придется уплатить 10% налог и взять справку из министерства культуры. А российские марки старше 100 лет вообще не могут быть вывезены за границу, но современным выпускам это пока не грозит.

Очень приятно, что интерес к современным маркам России, растет, а ценность их даже повышается по сравнению с советскими выпусками предыдущего периода. Это говорит о том, что в филателии существует эволюция поступательное движение, когда новое, прирастая к старому, обогащает его, а не только тратит и использует запас его прошлых достижений. Но хочется, чтобы цена марок определялась не только отсутствующим тиражом, формой зубцовки, и ошибками перфорации, но и интересными сюжетами и если не высокой художественной ценностью, то, по крайней мере, достойной декоративностью. В этом случае и для инвестиций она будет привлекательнее, т.к. это откроет в ней новый уровень и масштаб. Высокое качество и цена шведских или немецких марок в немалой степени определяется и вниманием самих филателистов к своим маркам, поэтому изменить или улучшить облик и характер российской марки вполне возможно, и это отчасти в ваших руках.

01 июля 2012 г.
Комментарии