Пуговицы которые мы потеряли
Не нужно обладать богатым воображением, чтобы представить, что в числе предметов, издавна необходимых человеку, была пуговица, точнее, её костяной или железный прообраз в форме крючка или заколки. Живой атрибут истории, она оказалась ровесницей наскальных рисунков, алфавитов и первых, написанных человеком, слов.
Интересно, что несмотря многообразие видов, семейств и групп, существующих в миллионах экземпляров, пуговицы только недавно стали предметом коллекционирования. Увы, немногие музеи и частные собрания располагают подлинно античными экспонатами, которым четыре- шесть сотен лет, и немногими глиняными древнеегипетскими с жуком-скарабеем — или каменными месопотамскими пуговицами в форме цветка. Прочие их медные, керамические или золотые сестры, рассыпанные по свету, спрятанные под землей или лежащие на дне моря в затонувших кораблях, ждут своего часа. Тем более ценными кажутся бронзовые пуговицы греческих воинов, которым более двух тысяч лет, дизайном не уступающим армейским пуговицам из прошлого века, прочные и оснащённые классическими U-образными ушками, облегчавшими жизнь не одному поколению домохозяек и военных портных. Тем более любопытными представляются венецианские пуговицы эпохи Возрождения, cделанные по технологии 16 века, cracle glass, когда стеклянная раскаленная пуговица резко погружалась в холодную воду , а образованные трещины снова заливались слоем стекла, оставаясь внутри и преломляя свет, почти как бриллианты.
Одни из первых документальных сведений о заколках, которые использовали в одежде жительницы древних Афин, относятся к 570 году до н.э. Длинный и жесткий стержень заколки в случае необходимости мог быть использован как кинжал. Одна из афинских легенд рассказывает о том, как женщины закололи булавками гонца, принесшего весть о гибели их мужей на поле брани, обвинив его в том, что он струсил и бросил друзей по оружию.
С течением времени заколки превращаются в броши, и в зависимости от уровня богатства и власти пуговицы могли быть и резными камеями из мрамора или агата, и даже инкрустированы бриллиантами, переходя по наследству и до сих пор хранясь в родовитых азиатских и европейских семьях.
В 16 – 17 веках наряду с ювелирными украшениями пуговицы и застёжки становятся составной частью светского костюма, украшая в том числе, туфли и мужские башмаки. Хроники 17 века описывают дам, носивших на одежде от пятидесяти до ста маленьких декоративных пуговок, наподобие бус и стекляруса.
Пуговицы часто являлись эмблемами социума, и со временем снобы и власть имущие тоже начали делить их на классы и разряды. Появились пуговицы-плебеи и пуговицы, прозванные “аристократы”. Тончайшая гравировка c мотивами цветов и растений по зеркальному чёрному стеклу, заполняемая комбинированными нитями золота и серебра, сделали эти пуговицы весьма дорогими в среде собирателей и антикваров.
Известные керамисты и ювелирных дел мастера относились к изготовлению пуговиц с той же тщательностью и выдумкой, с какой создавали свои вазы и подвески. Ручной дизайн был особенно популярен в работе с золотом, серебром и латунью. Позднее мастера cтали подкладывать под граненые стеклышки цветную фольгу, имитируя цветные бриллианты; эта техника называется “ Rhinestones”.
Новый этап в искусстве изготовления пуговиц начинается с появления в Италии, а потом и во всей Европе азиатского фаянса и фарфора, а вместе с ними нового материала, приглянувшегося дизайнерам и портным.
Искусство изготовления пуговиц в 18 веке достигает высокого уровня, и некоторые модницы именно их ставят во главу угла, убеждая портных подбирать под них ткани с золотым и серебряным шитьём, а не наоборот. Cтиль придворных художников и скульпторов диктует моду, и мастера миниатюры расписывают стеклянные или глиняные пуговицы в манере Ватто, Буше, Греза. Cамой известной страной в части эмалевой росписи пуговиц стала Франция, чьи мастера изобрели способы комбинирования гравировки и росписи. И по сей день одними из самых уникальных остаются немногие из сохранившихся пуговиц, сделанных в технике Plique-a-jour, смысл которой состоял в наплавлении стекла и фарфора на тонкую сетку из золотой или медной проволоки с их последующей росписью.
В то же время, чем больше собиратели узнают об истории севрской фарфоровой мануфактуры, основанной в 18 веке маркизой де Помпадур, тем меньше они верят, что многие из пуговиц “антик”, расписанных по эмали, сделаны именно там. И качество фарфора, и роспись говорят о том, что все они выпущены после 1860 года.
Известным поставщиком пейзажных пуговиц в европейские страны в 19 веке становится японская школа Satsuma. Еще в 15 столетии князь Сатсума привез в Японию плененных им корейских мастеров по фаянсу и фарфору. Задолго до венецианцев корейцы овладели техникой cracle glass, и изготавливали медальоны, глазурованные шпатом с сетью трещинок, находящихся внутри. Что касается пуговиц, то японцы стали пользоваться ими гораздо позже, веками подвязывая кимоно с помощью аналогов пуговиц , висячих резных миниатюр из кости, дерева или металла– нэцкэ. Так что фарфоровые пуговицы японские фабрики делали только на экспорт. Классические золоченые “сатсума” c мастерски исполненными пейзажами и букетами котируются и сегодня ; их часто подделывают, и коллекционерам при покупке следует быть внимательными.
В числе редких коллекционных пуговиц остаются китайские конца 18 века, именуемые china stencils (трафаретные) размером в 3/ 8- 3/4 дюйма. Сегодня в мире их уцелело всего несколько десятков: голубых, чёрно-белых и тёмно-зеленых. Удивительнее всего, что их дизайн опережает свое время лет на двести, напоминая нам об искусстве модернистов двадцатого века. Не случайно, что в 1930-х годах выпуск этой серии был повторен в пластмассе, хотя секрет оригинальной росписи и технологии так и остаётся неразгаданным.
Одним из дорогих природных материалов для пуговиц издавна был перламутр морских и речных раковин. Позднее было приложено немало усилий, чтобы отличать речной перламутр от морского по цвету и качеству, и значит, по цене. И хотя импортеры перламутра утверждали, что они практически идентичны, выяснилось, что пуговицы из пресноводных раковин быстрее тускнеют, и не так красивы, как те, что подняты с морского дна.
Основных плантаций, на которых “растут” океанские и морские раковины, обещающие стать коллекционными пуговицами, сегодня, в сущности, не так уж много. Раковины белого австралийского перламутра, лучшие в мире, и добываются в районе Порта Дарвин в Австралии. Их давними конкурентами являются обитатели Красного моря и Персидского залива, египетские белые или жёлто-зеленые раковины.
В сороковых годах на пуговичный коллекционный рынок пришёл перламутр раковин с побережья Калифорнии и мексиканского полуострова Бахa.
Раковины чёрного или “копчёного” перламутра лучше всего добываются возле островов Кука и Таити, вблизи лагун и коралловых атоллов, на глубине от шести до десяти метров. Сегодня профессиональные ловцы жемчуга и ныряльщики за раковинами используют современное оборудование, акваланги и подводные осветительные приборы.Поиск раковин продолжается, и спрос на них не падает.
Некоторые старые мастера и резчики, работающие с рогом и слоновой костью, изготавливли пуговицы, которые отличались от гемм и миниатюр только наличием ушка, просверленного на обратной стороне. И если в европейских и восточных пуговицах доминируют мифологические и орнаментальные мотивы, то американские эскимосы, работали с костью моржа, создавая чёрно-белые или бело-коричневые графические миниатюры, изображавшие лодки-каяки, охотников, оленей и сани на фоне безбрежной тундры.
В Новом Свете первые пуговицы были выпущены в Новой Англии в 1706 году; второе упоминание об их производстве появится в Филадельфии только полвека спустя. Вскоре после этого “дедушка американской серебряной пуговицы “Д. Хопкинс открывает магазин и мастерскую в Уотербери, Коннектикут. Именно в этом штате Б. Рэндолф начинает производство деревянных пуговиц, а братья Гриль в 1770 придумывают первые формы для отливки так называемых pewter buttons – пуговиц из смеси олова со свинцом или медью, оснащая их проволочными “ушками”. Спрос на пуговицы возрастает настолько, что в 1774 году Конгресс в Массачусетсе принимает указ о производстве пуговиц из папье-маше с тем, чтобы сократить экспорт металла из метрополии.
Собственно, техника папье — маше, “жёваной бумаги”, жестко укрепленной клеем, пришла из Азии, и переняв её, английские умельцы еще в 18 веке научились украшать их настоящими перламутровыми бусинами, покрытвая чёрным лаком и расписывая на манер “хохломы”.
Девятнадцатый век стал ”золотым веком” пуговицы; начинается её массовое производство в разных странах, приходит наполеоновский (ампир) и викторианский стили; вскоре открытие целлулоида, открывает новые горизонты, обещая замену дорогих металлов на штампованный и расписной пластик. Жаркая конкуренция разгорается в сфере производства пуговиц для армии и униформ различных компаний, охотничьих и спортивных клубов.
Любопытно, что идея полых пуговиц c секретом, изготовленных в Англии в начале 19 века по аналогии с медальонами, позднее послужила созданию специальных потайных пуговиц, в которых разведчики хранили информацию во время Гражданской и Первой мировой войн.
Одним из самых первых систематизаторов и собирателей пуговиц в мире и в США считается Л. Эмилио, капитан волонтёров из Нью-Йорка. Начав свою коллекцию униформ-пуговиц ещё в 1863 году, в 1908 он подарил её Музею Эссекс в Сайлеме, Массачусетс, где она экспонируется по сей день. Оформленная ещё владельцем в виде огромной книги, подвешенной на петлях, она расположена так, что подход к экспонатам, расположенным на “страницах”, возможен с разных сторон.Посетители имеют возможность познакомиться с широким спектром армейских и “ведомственных” пуговиц США, Англии, Испании, Франции. Каталог его коллекции неоднократно переиздавался и весьма популярен среди собирателей Каждому любопытно увидеть пуговицы с униформы лондонского полисмена времён Шерлока Холмса и Джека-Потрошителя или пуговицы пожарных . В числе самых ценных экспонатов собрания Эмилио знаменитые инаугурационные пуговицы Д. Вашингтона, которые для американских коллекционеров означают то же, что флаг для каждого из граждан этой страны.
Эти пуговицы были сделаны специально для участников двух церемоний вступления Д. Вашингтона на пост президента США. Они были ручной штамповки, изготавливалиcь из меди цинка и шеффилдского серебра, различались размерами и нашивались на сюртуки и форменную одежду. На некоторых из них изображены американский орел и солнце, на других инициалы и портрет президента. К настоящему времени уцелело и найдено чуть более двух десятков больших и малых пуговиц. Некоторые из них, “ Король от народа” и “Отец нации” 1789 года оцениваются в десятки тысяч долларов.
В рядах первых коллекционеров оказались запасливые домохозяйки и молодые девушки из провинции. В девятнадцатом веке существовал романтический обычай нанизывать редкие и самые красивые пуговицы на нити. Друзья и родственники девушки тоже могли пополнить нитку самыми изысканными экземплярами из найденных или имеющимися у них. Когда число пуговиц в такой “нити любви” (сhаrm string) достигало магической цифры в одну тысячу, девушка должна была встретить своего Принца. Экспертам и искателям фольклора посчастливилось отыскать несколько таких уцелевших нитей, и сегодня они украшают музейные и частные коллекции.
Официальной датой, определяющей коллекционирование пуговиц как хобби, считается 1937 год. Это произошло в Соединенных Штатах, в разгар Депрессии. Тогда на страну обрушилась безработица, и пуговиц в каждом доме было гораздо больше, чем пенни.
Всё началось с радиопередачи, в которой Г. Паттерсон рассказала о своей коллекции пуговиц и вдохновила тысячи американок пойти в свои закрома, где наверняка есть пуговицы необычные и удивительные. В 1939 году в Чикаго возникло “Общество коллекционеров пуговиц”. Организатором общества и его первой выставки стал менеджер О. Лайтнер, сплотивший вокруг себя группу энтузиастов, решивших начать новое хобби и бизнес . С первого дня общество объявило себя открытым для контактов с собирателями во всех уголках земли. Сегодня общество выпускает свой бюллетень, проводит выставки и презентации коллекций из разных стран.
Семья Кипс, прожившая в городе Монсон, Массачусетс более двух веков не только возделывала землю, но создала Кееp Homestead Museum, где кроме этнографических ценностей, собраны 1200 блоков пуговиц разных стран и исторических периодов. Среди них римские и флорентийские мозаичные пуговицы 17-го века dura mosaic из мельчайших кусочков камня или стекла, собранных на каркасе из золота и серебра, со стилизованными животными и цветами. Другими замечательными экспонатами являются перламутровые пуговицы 20-го века из Иордании и Палестины, именуемые в каталогах “Holly Land buttons”.
Самой большой в коллеции стал сувенирный экземпляр из пластика, покрытый перламутром , диаметром в 30 см и весом почти полкилограмма, подаренный собирателем и главой компании Shwаnda Button из Коннектикута.
Другой музей пуговиц под названием Just Button был открыт в этом же штате супругами Лускомб.
И если на Р.Лускомбе лежала обязанность хранителя музея, то С. Лускомб написала Энциклопедию Пуговицы, которая является прекрасным подспорьем для любого коллекционера. В коллекции музея Лускомб хранятся пуговицы, изготавливаемые американскими индейцами из терракоты, расписанной национальной и религиозной символикой, и серебряные с тонким и разнообразным орнаментом.
Испокон веков серебро пользовалось у индейцев большей любовью, чем золото, медь или латунь. Изготавливая пуговицы, они использовали серебряные монеты или пластинки, украшая их сетчатым рисунком, узором или изображением растений (чаще других, цветком граната). Иногда индейские пуговицы, вытянутые в изящную продолговатую пластинку, могли надеваться на шею как центральная часть колье. В 19-ом веке такими пуговицами индейцы рассчитывались за товары, которые покупали у поселенцев в лавках. Купля-продажа имела свои негласное правило: если “белый” поселенец держал на своей ладони монету дольше, чем полминуты, она считалась принятой к оплате.
В разделе “всё металлическое” особо ценными считаются алюминиевые пуговицы 19 века. Тогда сам процесс получения алюминия был настолько энергоёмким, что по себестоимости и цене обходился дороже золота и серебра. Дизайн таких пуговиц походил на индейские серебряные, а самые популярные в среде собирателей алюминиевые пуговицы выпускались именно в США.
Выдающийся английский керамист Д. Веджвуд изобрел технику и матовую глину jasperware ещё в 18 веке, но только в 1950 его компания начала выпуск фирменных пуговиц со своим классическим дизайном. Начинание было подхвачено в США, но таких пуговиц было выпущено немного, и они стали раритетами.
В России мода на нарядные “штучные” пуговицы появилась вместе с реформами Петра Первого, когда через окно в Европу стали видны королевские дворы и знать, носившая бесчисленные пуговицы и пуговки, обтянутые шёлком и расшитые парчой и золотой канителью.
И хотя в стране общество филобутонистов пока официально не зарегистрировано, энтузиасты и собиратели связаны территориально и по Интернету. Успехом у поисковиков пользуются походы с металлоискателями по местам походов наполеоновской армии в войне 1812 года, в районе обороны Севастополя в Крымской кампании. Также в цене царские армейские пуговицы и советские стеклянные из поселка Гусь-Хрустальный.
Собрание художника — коллажиста О. Матвеевой, в котором находится порядка 100 000 пуговиц, только самую малость не дотянуло до победителя рекорда Гиннеса, коллекционера Бу Джинфанга из Китайской провинции Шандунь, собравшего коллекцию в 110 000 пуговиц и открывшего один из первых музеев Пуговицы в Китае.
В поисках уникальных экземпляров коллекционеры посещают обычные и компьютерные аукционы, блошиные рынки, дома, идущие на снос. Вот уже семь десятков лет, как появились так называемые студийные пуговицы, изготавливаемые дизайнерами специально для коллекционеров, где последнее слово остаётся за оригинальным решением и мерой вкуса.
Вы можете собирать пуговицы архитектурные и спортивные, религиозные и театральные, плетеные или стеклянные, бронзовые или золоченые. Удачи вам, коллекционеры, и счастливой охоты!
Ваши любимые пуговицы живут в ожидании встречи с вами.
Семен Бурда