МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Три истории об опасностях коллекционирования

Три истории об опасностях коллекционирования

Какие опасности подстерегают коллекционера на пути к Прекрасному? На свет слетаются не только мотыльки, но и мрачные ночные создания...

ОПАСНОСТЬ ПЕРВАЯ: ПОДДЕЛКА

Арманд Хаммер был известный американский миллионер, арт-дилер, фальсификатор, короче, хитрый был жучила. В свое время он выпросил у Ленина официальную бумажку, предписывающую всем должностным лицам Советской России «оказывать товарищу Хаммеру всяческую помощь и содействие». Его коллекция вызывала сомнения у многих музейных экспертов. Известно, что картина «Маха» Франсиско Гойи, которую Хаммер, «лучший друг советского народа» подарил СССР, почти стопроцентный новодел.

Некоторые эксперты считают, что подлинный у этого полотна Гойи только фон.

Правда, реставратор из Пушкинского музея Василий Яковлев сумел «отомстить» Хаммеру, обведя того вокруг пальца. Когда миллионеру захотелось прикупить в СССР Рембрандта, то «великого голландца» ему уступили по сходной цене. Радость американца была недолгой, пока в США под рентгеном не проступило... слово из трех букв под верхним слоем краски... (Эту занятную историю рассказывала заведующая научно-экспертным отделом Третьяковской галереи Мильда Петровна Виктурина.) Око за око, зуб за зуб, Рембрандта за Гойю!

На Западе тоже знали «цену» и Хаммеру, и его коллекции, поэтому британские коллеги и обратились к той же Виктуриной, когда зашла речь о покупке «Супрематической композиции» Малевича, подаренной миллионеру советским правительством.

Cпустя много лет, госпожа Виктурина, уволившаяся из Третьяковки по собственному желанию, рассказала журналистам и другие истории, творившиеся внутри экспертного сообщества: «Несколько месяцев назад к нам на экспертизу принесли картину „Работа в саду“ предположительно Натальи Гончаровой. После проведения тщательной экспертизы все члены нашей экспертной группы сочли, что работа не имеет к Гончаровой никакого отношения. Но потом начались странное.... Сначала мне предлагали взятку в $500, а потом, когда я отказалась, была назначена повторная экспертиза, от которой отстранили всех экспертов нашей группы. В итоге картина была атрибутирована как подлинная. Подобных случаев было немало. Выводы делайте сами».

На фото: американский турист у картины художника Верещагина.

Там где крутятся большие деньги, существуют определенные правила игры. С теми, кто нарушает эти правила, особо не церемонятся. Если эксперт признает чью-то работу подделкой, у него могут быть неприятности, ведь некоторым коллекционерам очень невыгодно оказаться владельцами фальшаков. Говорят, что в России отрицательное экспертное заключение выносится крайне редко, и то только если попадается заведомо полное фуфло. Умный эксперт не будет давать отрицательное заключение «в лоб». Обычно говорят в стиле туманного гороскопа: «может быть... у нас нет достаточной полной информации...» и прочие фуэте в таком духе.

Художник Александр Чернов и его дочь Дина, которых обвиняли в изготовлении и продаже более 800 поддельных картин русских авангардистов.

ОПАСНОСТЬ ВТОРАЯ: «СЕКОНД ХЭНД»

Бывает нечто и похуже подделки. Бывает, что вещь оригинальная, но... вусмерть «ношеная». В самом прямом смысле. Художник Алексей Смирнов любил прибарахлиться на Старом Арбате в компании какой-нибудь дамы и откровенничал, перебирая коллекционные значки и латунные пуговицы: «Здесь, дорогая, на Арбате, распродаются остатки советской империи — знамена, вымпелы, фуражки, ушанки — можно в том числе найти и генеральские мундиры с шитьем. Один опытный человек при мне перебрал несколько таких мундиров и указал на два из них: посмотрите на спины, это мундиры, выкопанные из гробов, у них другой цвет, чем спереди... Помните, еще при Горбачеве служил в Кремле маршал Ахромеев? Так вот, он прошел войну, на которой сделал свою карьеру. В ящике его письменного стола всегда лежал заряженный пистолет. Ахромеев был решительный человек, он мог принять самостоятельное решение и по Варшавскому договору, и по выводу советских войск из Германии и стран Восточной Европы. Единомышленники Горбачева повесили его на крюке для люстры при помощи электрического шнура в собственном кабинете. Насколько я помню, это было последнее политическое убийство в Кремле. А могилу маршала кладбищенские хорьки раскопали, сняли с трупа маршальский мундир и отволокли продавать на Арбат».

Бррр.

Маршал Советского Союза Сергей Фёдорович Ахромеев

ОПАСНОСТЬ ТРЕТЬЯ: УГОЛОВНИКИ

Жила в Петербурге Валентина Михайловна Голод, владелица шикарной коллекции. Свою квартиру В. М. Голод превратила в музей: все комнаты были оформлены в ее любимом стиле — ампир. Сюда приходили на экскурсии важные иностранные гости, у Валентины Михайловны был специальный журнал для записей посетителей... Никто не знал, когда она родилась («очень, ОЧЕНЬ давно!»), мои родители называли ее меж собой не иначе как «старуха-голодуха». У Валентины Михайловны был брат во Франции (по тем временам это было шиком — целый брат ВО ФРАНЦИИ!), и она кое-что у него даже покупала заграницей. Она была очень богата, помимо всяких предметов дворянского быта, многочисленных овальных старинных медальончиков и картин XVIII века, имелся у нее целый «малахитовый кабинет», где даже камин был из малахита.

Часть коллекции В. Голод. На столе — всякие малахитовые штучки...

Незадолго до смерти, госпожа Голод всю свою коллекцию отписала, кажется, Государственному Эрмитажу, и оттуда за ней присматривали. Была у нее на кухне специальная кнопка — нажмешь — и тут же явится наряд милиции. Однажды эта кнопка пригодилась... Дело было так. Кто-то позвонил в дверь. Владелица спросила кто. Ответили, что вам, как блокаднице, полагается от СОБЕСа продуктовая посылка, откройте дверь. «Зачем владелице малахитового кабинета халявная копеечная посылка?» — этот вопрос себе Валентина Михайловна не не задала, а зря. Дверь открыла, а оттуда на нее напрыгнула с кулаками какая-то девица и стала избивать. Тут бы старушке и конец, но на счастье, на кухне оказалась домработница, которая услышала шум и нажала заветную кнопку: «Пиип!». В квартиру, вслед за рецидивисткой, явился и подельник, чтобы обчистить квартиру, но тут всю эту кодлу накрыла милиция...


Конечно, не всегда «волшебная кнопка» и домработница были панацеей от грабителей. Многие коллекционеры проживали в коммуналках, хотя имели все возможности для приобретения отдельной квартиры. Очень уж жалко было расставаться даже с одной вещью... Да и бедность — отличный камуфляж. Так, у одного коллекционера на стене в коммуналке висел подлинный Шагал. Приходили сантехники, спрашивают:

— Что за картина?

— Да висит у меня, мазня какая-то, племянник нарисовал...

— Какой талантливый у вас племянник!

— Спасибо. А вы идите-идите. Ходют тут всякие, а потом галоши пропадают...

Федор Пирвиц, специально для «Фамильных Ценностей», Санкт-Петербург

15 сентября 2013 г.
Комментарии