Винтажные голливудские украшения 30-50-х гг. 20 века
Людмила НЕНАШЕВА — крупнейший современный коллекционер винтажных украшений, владелица галереи «Винтаж Плаза». Она занимается этим направлением почти двадцать лет. И вряд ли кто-нибудь другой знает о таких украшениях больше
«Взрослые игрушки для маленьких модниц» из коллекции Людмилы Ненашевой
Известно, что маленькие девочки очень рано начинают подражать маме. Тюбики губной помады, духи, шляпки и шарфики — все попадает в поле зрения любопытных подростков. Но особенно привлекают их, конечно, шкатулки с драгоценностями. «Когда я вырасту, ты мне все это подаришь?» — вот главный вопрос, который их волнует. Коллекция, представленная Людмилой Ненашевой, дает возможность уже сегодня, уже сейчас сделать маленьким модницам милый подарок. Он обрадует их сегодня, но пригодится и тогда, когда они вырастут — ведь все эти броши сделаны известными ювелирами, дизайнерами прошлого века. Бижутерия очень модна сегодня, как, впрочем, и всегда. И, как знать, может быть, украшение, подаренное родителями в детстве, будет сохранено во взрослой жизни. А возможно, положит начало своей, личной коллекции.
Эти украшения могут носить и взрослые и дети. И мама будет счастлива обсуждать праздничный туалет и аксессуары с дочерью, и дочь будет рада «дать поносить» что-то из собственной шкатулки своей такой красивой маме.
Людмила НЕНАШЕВА, коллекционер, Лос-Анджелес-Москва
Людмила НЕНАШЕВА — крупнейший современный коллекционер винтажных украшений, владелица галереи «Винтаж Плаза». Она занимается этим направлением почти двадцать лет. И вряд ли кто-нибудь другой знает о таких украшениях больше... — Слово «винтаж» сегодня на слуху. Но далеко не все представляют, что включает в себя это понятие.
— Французы определяют словом «винтаж» высококлассное вино определенного года и многолетней выдержки. Так же называется и новая реальность старой и когда-то модной одежды. Винтаж — одна из молодых ветвей достопочтенного антиквариата. Винтажной вещи должно быть не менее двадцати лет. Она должна являть собой нечто уникальное, аутентичное, отражать моду того или иного периода и быть в отличном состоянии. В России винтажем называют ювелирные украшения, созданные в XX веке из недрагоценных металлов с использованием пластмассы, стекла и т.п. Эстетика этого направления дизайна — в соединении несоединимого, а его технологии родом из классического ювелирного искусства. Винтаж невероятно распространен в Америке, где и работали его первые, ныне признанные во всем мире, мастера. Его стремительное распространение в США связано с изобретением в середине прошлого века новых материалов. Речь идет об особых пластиках — бакелите, люците, целлулоиде и других.
— Есть немало примеров того, как изобретения талантливых людей совершали настоящие революции в сфере украшений. И заодно делали жизнь владельцев драгоценностей спокойнее.
— Выход в свет в семейных драгоценностях всегда являлся наглядным подтверждением финансовой состоятельности. Однако уже в XVIII столетии обладательницы ювелирных ценностей стали заказывать их дубликаты, которыми с легким сердцем можно было украшать себя в долгих и небезопасных путешествиях. Француз Жорж Страз, проведя многочисленные опыты со стеклом, изобрел особенную его форму. Он назвал ее «стразом». Стразы, заменившие бриллианты, сразу же приобрели невероятную популярность. А изобретенный примерно в то же время англичанином Кристофером Пинчбеком сплав меди и цинка визуально служил дубликатом золота. Более 300 ювелиров занимались производством таких изделий, что позволяло избежать высоких налогов на золото и бриллианты. На протяжении всего XIX века в Англии и Франции было произведено огромное количество новых «драгоценностей», именовавшихся бижутерией. Этот термин стали использовать для обозначения изделий из поделочных недрагоценных камней в сочетании с серебром или другим недорогим материалом.
— Как к вам пришло увлечение винтажем?
— В конце восьмидесятых годов я жила в Лос-Анджелесе, где мне удалось открыть небольшую галерею русского искусства. У нас, между прочим, семейная склонность к искусству: в нашей семье есть свои галеристы и антиквары. В детстве я училась в художественной школе и даже писала неплохие акварели. В Лос-Анджелесе моим партнером был американец, занимавшийся антиквариатом. У нас должна была пройти выставка бижутерии. И я совместно с ним начала заниматься этим проектом. Ходила по магазинчикам, внимательно рассматривала витрины. Так все было красиво! Собрав первую, совсем небольшую коллекцию, стала искать литературу, читать, изучать предмет. Очень интересно было находить сведения по истории мануфактур и компаний, выпускавших украшения. С той поры я по-другому стала оценивать вещи, их раритетность.
— И сколько предметов в вашей нынешней коллекции? Их число стабильно или, как у многих собирателей, «вещи гуляют»?
— Ядро моей коллекции — около ста вещей. Это колье, ожерелья, браслеты, брошки, кольца. Но, как и любой коллекционер, я постоянно «чищу» свое собрание. Это напоминает увлекательную игру. Бывает, какие-то украшения мне надоедают, утомляют глаз. В таком случае я перевожу их из коллекционного пакета в другой разряд: выставляю свой винтаж на продажу. В нашей области уже есть свои редкости, свои мэтры. Чтобы определить ценность предмета, нужно знать его происхождение — мастера и компанию, мануфактуру, где тот работал. Для определения времени создания украшений очень важно найти маркировку, клеймо фирмы. Сегодня коллекционеры гоняются за вещами Мириам Хаскель, Хетти Карнеги, Айзенберга, Трифари. Именных клейм они на своих ранних вещах не ставили. Так что их произведения можно узнать по особенностям фурнитуры — застежкам, заклепкам. Узнавание вещей приходит с опытом, когда в руках поддержал не одну сотню предметов и глаз уже наметан.
— Людмила, вы делитесь своим опытом с другими?
— Я регулярно организую выставки, участвую в различных проектах. Свою первую выставку сделала в 1996 году в московской галерее «Кино», совсем не надеясь на успех. Казалось, что в России мои американские «ценности» не поймут. Но успех был ошеломительным! Моими покупательницами тогда стали, в частности, Лариса Долина и Маша Шукшина. Спустя два года состоялась выставка винтажных украшений в галерее «Вместе». Выставляли мы свои вещи и в гостинице «Рэдиссон Славянская». Помнится, тогда к нам зашла гостившая в Москве Шэрон Стоун и купила несколько понравившихся ей вещиц.
— У вас уже появился свой круг покупателей?
— Несколько раз я принимала участие в антикварных салонах в ЦДХ. И туда, и в нашу галерею постоянно приходят ценительницы винтажа, дамы с утонченным вкусом. Я пополняю запасы во время поездок в США: там есть знакомые дилеры. Они подбирают определенного уровня вещи, оставляя их до моего приезда. А мои покупательницы здесь с нетерпением ждут свежего пополнения. Вместе мы рассматриваем новые приобретения, обсуждаем их достоинства. Я всегда стараюсь подобрать брошку или ожерелье, которые по цвету, форме и материалу больше всего подходят к стилю дамы, делают ее облик ярко индивидуальным. Ведь в одежде и украшениях каждая женщина воплощает свой взгляд на мир, свою неповторимость.
Надежда НАЗАРЕВСКАЯ