Эльдар Рязанов умер
Советский и российский режиссер Эльдар Рязанов скончался в больнице в Москве в возрасте 88 лет.
Кинематографист умер в ночь на 30 ноября около 00:00. 29 ноября сообщалось, что состояние находящегося в медучреждении больного ухудшилось, врачи подключили его к аппарату искусственной вентиляции легких. Медики оценивали состояние Рязанова как крайне тяжелое. У него была диагностирована легочная и сердечная недостаточность.
Рязанов попал в одну из московских клиник 21 ноября. Отмечалось, что у 88-летнего режиссера развилась одышка, а в ходе обследования медики обнаружили жидкость в легком.
Перед этим Рязанова госпитализировали в октябре и сентябре этого года. В августе ему была сделана профилактическая чистка сосудов. В ноябре 2014 года режиссер попал в НИИ нейрохирургии имени Бурденко с диагнозом «острое нарушение мозгового кровообращения».
Жена режиссера Эмма Валерьяновна хотела бы увековечить память мужа. Памятник это будет или нечто иное, ей неважно — главное, чтобы имя его помнили и через многие годы.
Прощание Эльдаром Рязановым пройдёт 2 декабря. Место, где состоится гражданская панихида, пока не известно, но, по предварительным данным, это будет киноклуб «Эльдар». Точное время и место прощания назовут сегодня вечером.
Эльдар Рязанов родился Самаре (где жили родители матери) в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны Шустерман.
Вскоре семья Рязановых переехала в Москву. В первой половине 30-х годов семья распалась, и будущий кинорежиссёр с семи лет воспитывался матерью и отчимом, относившимся к Эльдару как к родному сыну. Эльдар Рязанов с детства любил литературу, хотел стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки он даже отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище. Но шла Великая Отечественная война, и ответа он не дождался.
Волею случая Рязанов стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева).
В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, его дипломной работой, получившей отличную оценку, стала документальная лентой «Они учатся в Москве», снятая совместно с однокурсницей З. П. Фоминой. На протяжении 5 лет Рязанов работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов.
В 1955 году Рязанов стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил (с Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды. А через год руководитель киностудии «Мосфильм» И. А. Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. Фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей — бюрократа Огурцова, а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвёздами.
В 1960-е годы стал складываться коллектив творческих единомышленников Э. А. Рязанова: сценарист — Эмиль Брагинский, композитор — Андрей Петров, оператор — Владимир Нахабцев; актёры Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, позднее также Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих.
Одна из лучших картин Рязанова — «Берегись автомобиля» (1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нём точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Самую широкую зрительскую аудиторию привлекали и дальнейшие работы Рязанова: «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975, телефильм), «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс» (по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»), вызвавший бурную полемику в прессе; лучший, на наш взгляд, фильм Рязанова.
Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы: «Гараж» и «О бедном гусаре замолвите слово» (телефильм) — оба фильма — остро критические по отношению к тогдашней действительности.
В 1980—1990-е годы Рязанов работал так же интенсивно, как и прежде. Он дал «путёвку в жизнь» многим молодым актёрам. Он был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес, опубликованы ряд книг. В 1979—1985 годах Рязанов работал в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама», автором и режиссёром которой была Ксения Маринина[3]. Кроме того, им создано более 200 авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы: «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о странностях любви» (цикл передач о выдающихся людях), «Парижские тайны Эльдара Рязанова (ОРТ)» (в этом цикле вышло, в частности, интервью Рязанова с Жаном Маре). В 2002 году Э. А. Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».
23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого Рязанова, как своеобразный центр отечественной комедии. В трёх залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли, проходят творческие встречи, концерты.
Эльдар Рязанов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (среди его учеников — режиссёры Ю. Б. Мамин, И. В. Дыховичный, Е. Цымбал, И. Фридберг).
Был членом основанного в 1990 году Союза кинематографистов России. В 2010 году Рязанов стал одним из учредителей КиноСоюза.
В марте 2014 года вместе с другими подписал письмо российского «Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений» своим коллегам с Украины, осуждающее «российскую военную интервенцию» на Украину.
Также, в марте 2014 г. вместе с другими подписал обращение инициативной группы по проведению Конгресса интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма».
Рязанов был Народныым артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР, имел 2 ордена Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов, орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, французские ордена Почётного легиона и Искусств и литературы, был награжден множеством кинематографических дипломов и премий.
Но самой главной его наградой был всегдашний интерес людей к его фильмам и к нему самому, как к интересной и глубокой, «штучной» личности. Интерес, который, как хочется надеется, не пропадет с годами.
По материалам https://news.mail.ru/ и https://ru.wikipedia.org.