Константин Богомолов покидает МХТ
Причиной конфликта стал спектакль «Карамазовы» по роману Достоевского. Именно эту постановку ранее режиссер называл «крайне злой» и писал, что его команда, возможно, «пережестила». О конфликте стало известно несколько дней назад, когда Богомолов заявил о том, что прогон отменяется из-за требований театра «внести в спектакль изменения, требующие перестройки спектакля и существенного времени для дополнительных репетиций».
О каких именно изменениях идет речь и кто именно этого требует, Богомолов не уточнил. Но зато Дарья Мороз, жена режиссера, которая работает в этом же театре, назвала случившееся цензурой. Тогда же стало известно и о том, что Богомолов уже написал заявление об уходе. Чуть позже выяснилось, что требование изменить спектакль исходило от художественного руководителя театра — Олега Табакова. Впрочем, комментируя ситуацию, представитель пресс службы МХТ имени Чехова Алла Шполянская назвала все это «нормальной рабочей атмосферой» и сообщила, что в Понедельник Богомолов и Табаков встретятся, чтобы все обсудить. Видимо, встреча прошла не то чтобы гладко: режиссер от намерения покинуть театр не отказался. Зато сообщается о том, что теперь речи о вмешательстве театра в спектакль не идет. Тем не менее, точная дата премьеры еще не названа.
Режиссер оставил короткую в своем «Фейсбуке» запись о том, что покидает Московский художественный театр, но спектакли 25 и 26 ноября состоятся.
В ночь с 25 на 26 ноября, после первого прогона «Карамазовых» «на зрителя», в «Фейсбуке» появились хвалебные отзывы о спектакле. Зрители и критики, побывавшие на показе, называют «Карамазовых» «выдающимся событием», мощным и интересным спектаклем. Некоторые понадеялись, что спектакль останется в репертуаре МХТ, потому что «театру жизненно необходимы новые формы». Помощник худрука МХТ по спецпроектам Павел Руднев отдельно отметил реакцию на спектакль Владимира Сорокина. По его словам, писатель наблюдал за постановкой «как благородный отец на экзамене за своим детищем». Руднев назвал «Карамазовых» воплощением почти всех сорокинских идей. Сам Богомолов неоднократно говорил о намерениях поставить Сорокина: после премьеры в МХТ он будет инсценировать роман «Лед» в Варшавском национальном театре.
Богомолов, звездный и провокативный режиссер МХТ им. Чехова, заявил, что решение покинуть театр является окончательным, а спектакль продолжит идти и без него. «Судьба спектакля не под угрозой, она будет определяться театром, в соответствии с тем, насколько он будет успешен, удачен. Речи о вмешательстве театра в спектакль сейчас нет», — сказал театральный режиссер. Актерам, занятым в «Карамазовых», он посоветовал «поберечься ситуации» и «заниматься своим делом».
В руководстве МХТ отказались давать комментарии, актеры, занятые в спектакле — а это Филипп Янковский, Дарья Мороз, Марина Зудина — также ничего особо комментировать не стали.
Были в итоге требования театра внести изменения в постановку или нет, теперь уже окончательно неясно, но в принципе это обычная практика. Про «Идеального муж» тоже все кричали, что «Ах! Ах! Потрясает устои» и что запретят, потом выяснилось, что это в принципе вполне невинный КВН. Когда показывают первый прогон, часто в спектакле бывает, смыслы не сходятся друг с другом, длинноват, ну и как-то потом надо еще порепетировать, сократить его, что-то уточнить. Это тоже нормальная театральная практика. В «Идеальном муже» тоже были сделаны изменения, смягчающие остроту ассоциаций. И они были сделаны режиссером. И об этом никто не знал, и потом спектакль вышел, и было все нормально. «Идеальный муж» с одной стороны злой, а с другой — безопасный. На него ходят министры, сидят и смеются. Премьера «Идеального мужа» в феврале этого года сопровождалась восторженными отзывами критиков и демонстративным уходом зрителей с показа. В этой постановке Богомолов показал и распил бюджета Олимпиады, и усыновленных сирот, и проворовавшихся чиновников с их гламурными женами, и прототип Стаса Михайлова. В «Карамазовых» режиссер обещал ад (это цитата из его «Фейсбука»), и те, кто видел постановку, в принципе это подтверждают. Если суть спектакля «Идеальный муж» сводилась к тому, что такого на сцене МХТ еще не было, то со спектаклем «Карамазовы» ставится новый рекорд. После этого спектакля можно будет повторить эту фразу: «Да, действительно, такого не было даже в „Идеальном муже“».
Формально Константин Богомолов проработал в МХТ им. Чехова под руководством Олега Табакова недолго — всего пару лет. Помимо «Карамазовых» режиссер выпустил в театре всего два спектакля — «Событие» по Владимиру Набокову и «Идеального мужа» по Оскару Уайльду. Однако Богомолова и Табакова связывает более долгая история отношений. Режиссер начал сотрудничество с «Табакеркой» в 2007 году и поставил там восемь спектаклей, три из которых из-за нехватки места в зрительном зале вышли на большой сцене МХТ: дебют состоялся в 2009 году со спектаклем по Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», затем были постановки «Чайка» и «Год, когда я не родился». Опробовав молодого режиссера в «Табакерке», ее создатель позволил Богомолову выступить под эгидой Московского художественного театра (по похожей схеме в свое время выстраивалось сотрудничество мхатовского руководителя с нынешним худруком «Маяковки» режиссером Миндаугасом Карбаускисом — будучи штатным режиссером «Табакерки», Карбаускис выпустил две премьеры в МХТ).
Провокативными спектакли Богомолова были не сразу. Та же «Женитьба Фигаро» по Бомарше — традиционный спектакль со звездным составом (Безруков, Зудина, Пегова), пышными декорациями и костюмами от историка моды Александра Васильева. «Фигаро» неизменно собирал полные залы, хотя был признан критикой неудачным и по сути представлял собой бенефис Табакова — графа Альмавивы. Прорывом оказалась чеховская «Чайка»: пародийный и саркастичный спектакль Богомолова заставил театралов обсуждать не только его художественные достоинства и недостатки, но и сам факт появления постановки на сцене МХТ.
Скандал вокруг «Карамазовых» можно было бы связать с заботой театра о своем имидже — да вот только за последние годы имидж МХТ был серьезно изменен тем же Богомоловым. Пусть представители театра постоянно подчеркивали, что их интересы прежде всего совпадают с интересами зрителей — однако ведь и публике провокатор Богомолов полюбился. За билетами на спектакль по переписанному режиссером Уайльду спустя почти год после премьеры продолжают выстраиваться очереди. На ноябрьские и декабрьские показы «Карамазовых», задолго до появления каких-либо отзывов в прессе, билеты были раскуплены мгновенно. Раз уж буржуазной публике МХТ пришелся по вкусу «Идеальный муж», то и похожий спектакль, да еще по каноническому тексту Достоевского, наверняка сделал бы МХТ хорошую кассу.
Ни поклонники, ни ненавистники режиссера не сомневаются, что у него большое будущее. У двух предыдущих потенциальных «наследников Табакова», — Миндаугаса Карбаускиса и Кирилла Серебренникова — карьера после ухода из МХТ сложилась как нельзя лучше. Оба сейчас заведуют крупными столичными театрами. Богомолову тоже прочат свой театр, возможно, даже не в России. Литовская и латвийская постановки режиссера имели большой успех, а впереди у него еще выпуски спектаклей в Польше и Германии.
Константин Богомолов родился в Москве, в семье кинокритика Юрия Богомолова в 1975 году. В 1997 году окончил филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, а в 2003 году — ГИТИС им. А.В. Луначарского (курс Андрея Гончарова).
В 2007 году Константин Богомолов стал лауреатом театральной премии «Чайка» за спектакль «Много шума из ничего» в номинации «Сделай шаг» за нетрадиционное прочтение классического произведения.
Стоит сказать, что Константина Богомолова принято относить к сторонникам наиболее радикального пересмотра философии театра. Так, например, в эфире «Дождя» он объявил классический театр мертвым.
Эмоциональные поклонники режиссера немедленно начали делать соответствующие выводы. Не иначе как Богомолов — жертва давления, да такого сильного, что даже не может откровенно написать обо всем в фейсбуке. Кровавым цензором в этой ситуации выступает, разумеется, Олег Павлович Табаков — который по-настоящему отличал Богомолова (в 2012 году тот был назначен помощником худрука МХТ и получил премию Олега Табакова за «оригинальное прочтение отечественной классики») и при чьем непосредственном участии в течение последних нескольких лет режиссер становился главной театральной звездой. При этом комментариев от самого Табакова не поступало; неизвестно даже, произошел ли у режиссера конфликт непосредственно с худруком или с кем-то еще из руководства театра. Неопровержимым остается один факт — вольно или невольно Богомолов выставил своего (уже бывшего) начальника в плохом свете. Очевидно, это наконец понял и сам режиссер, написавший 26 ноября в «Фейсбуке»: «У меня нет конфликта с Табаковым. Я благодарен ему за все».
В итоге получается, что режиссер и театр расстаются вроде бы полюбовно и без взаимных претензий, а на деле устроив огромный скандал. Выступления Богомолова в «Фейсбуке», одно пронзительнее другого, так ничего и не объясняют. Табаков молчит, театралы негодуют и снова расходятся по двум враждебным лагерям, а ничего как будто и не произошло. Невольно вспоминается любимое слово автора «Братьев Карамазовых» — надрыв. Сплошной надрыв — и в «Фейсбуке», и в прессе, и в театре. «Карамазовы» спокойно стоят в репертуаре, а режиссер миролюбиво рассказывает журналистам о своих планах на будущее, пока среди любителей театра в очередной раз происходят чуть ли не междоусобные войны. Впору заподозрить Богомолова в переходе на новый уровень режиссуры — кажется, один из актов «Карамазовых» происходит далеко за пределами спектакля.
Марк Золотарь (по материалам baltpp.ru, vashdosug.ru, lenta.ru, utro.ru, tvrain.ru).