МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Любимов не придет на юбилей Театра на Таганке

Любимов не придет на юбилей Театра на Таганке

В четверг Любимов сообщил, что в день празднования юбилея Театра на Таганке намерен быть на репетиции в «Новой опере».

В этом театре вместе с композитором Владимиром Мартыновым Юрий Любимов собирается ставить оперу-буфф по «Школе жен» и «Школе мужей» Мольера, мировая премьера которой намечена на 20 мая будущего года. Отвечать за сценографию будет Борис Мессерер.

«23 апреля они (Таганка) будут отмечать юбилей, в этом закрытом театре. Им дали много денег. Они мне прислали приглашение, что „наш театр открыт для вас“, этого я понять не могу, поэтому я буду в „Новой опере“», — сказал режиссер. Любимов высказал пожелание директору театра «Новая опера» Дмитрию Сибирцеву назначить на 23 апреля открытую репетицию.

«Они же там (в Театре на Таганке) собирают всяких высоких лиц, вот пусть приедут сюда (в „Новую оперу“), посмотрят, как я работаю», — добавил он.

Юрий Петрович Любимов — актер, театральный режиссер, создатель и художественный руководитель Театра на Таганке — родился 30 сентября 1917 года в городе Ярославле. По отцовской линии он происходит из крестьян. Его дед, человек трудолюбивый, набожный и строгий, обретя в 1861 году свободу, сумел создать крепкое хозяйство. Сильной и независимой личностью был и отец. Женившись вопреки воле родителей, он перевез семью в Ярославль и работал в одной из торговых фирм. Мать получила педагогическое образование и стала учительницей.

В 1922 году семья переехала в Москву. С началом репрессий под арест попадают мать и отец, а Юрий, его старший брат и младшая сестра становятся детьми «лишенцев» (тех, кто был лишен гражданских прав). Семья в сложившейся ситуации выстояла, никто ни от кого не «отказался».

Первые театральные впечатления Ю. Любимова связаны с «Синей птицей» и «Горем от ума» во МХАТе, видел он и знаменитые спектакли Мейерхольда «Лес», «Ревизор», а затем и «Даму с камелиями». Как выходцу из непролетарской семьи, ему пришлось оставить школу и поступить в электромеханический техникум. Одновременно он занимался в хореографической студии, где учили по методу Айседоры Дункан.

В 1934 году Ю. Любимов был принят в студию при МХАТ-2, у истоков которого стоял М. Чехов. Уже через год на сцене этого театра в спектакле «Мольба о жизни» Ж. Дюваля Ю. Любимов сыграл свою первую, пока эпизодическую роль. Но «Мольбе о жизни», несмотря на шумный успех, суждено было стать последним спектаклем МХАТ-2. В русле начавшейся кампании по борьбе с формализмом 27 февраля 1936 г. МХАТ-2 был закрыт. Власти не утруждали себя разъяснениями — во время вечернего спектакля артисты услышали эту новость по радио. Труппа была раскидана по разным театрам, а театральная студия упразднена.

В 1936 году Ю. Любимов поступил в училище при Театре им. Евг. Вахтангова и сразу же был введен на одну из эпизодических ролей в легендарную «Принцессу Турандот» в канонической еще постановке Евг. Вахтангова 1922 года. Одновременно он заметно для театральной общественности дебютировал ролью Клавдио в спектакле «Много шума из ничего» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт). А еще через год сыграл небольшую роль Связиста на одной сцене с Б. Щукиным в спектакле «Человек с ружьем» Н. Погодина (реж. Р. Симонов). Именно в этой роли на Ю. Любимова и обратил внимание В. Э. Мейерхольд и попросил Р. Симонова представить ему молодого актера. Встреча состоялась. В этом же 1937 году студент Ю. Любимов присутствовал на нескольких репетициях Мейерхольда, работавшего над «Борисом Годуновым» А. С. Пушкина.

В 1939 году, сыграв роль Пекаря в дипломном спектакле «Мещане» М. Горького, Ю. Любимов окончил театральное училище и был призван в армию. С 1941 по 1946 год он служит в Ансамбле песни и пляски НКВД, организованном для поддержания духа войск. Программы для Ансамбля ставили С. Юткевич, Р. Симонов, Н. Охлопков, танцы — К. Голейзовский, музыку и песни писал Д. Шостакович, тексты Н. Эрдман и М. Вольпин, руководил актер М. Тарханов. Вместе с Ансамблем Ю. Любимов прошел через всю войну, выступая в роли конферансье, читая поэмы и разыгрывая интермедии порой в непосредственной близости от передовой. Ю. П. Любимов награжден Орденом Великой Отечественной Войны II степени (1996 г.) и медалями.

После демобилизации Ю. Любимов вернулся в Театр им. Евг. Вахтангова и был зачислен в его труппу. На сцене этого театра с 1946 по 1964 год он сыграл свыше 30 ролей в спектаклях, поставленных Б. Захавой, Р. Симоновым, Н. Охлопковым. В 1951 году Ю. Любимов принимает от Р. Симонова творческую эстафету его «звездных ролей» — Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, постановка 1942 г.), а в 1952 году — роль Бенедикта («Много шума из ничего» У. Шекспира, постановка 1936 г.).

Параллельно с работой в театре Юрий Любимов много снимается в кино, дебютировав в 1941 году. Его приглашают в свои фильмы режиссеры: Г. Александров («Композитор Глинка», 1952 г.), Г. Козинцев («Белинский», 1952 г.), А. Довженко («Мичурин», 1949 г.; «Прощай, Америка», 1950 г.), И. Пырьев («Кубанские казаки», 1950 г.), М. Жаров (Беспокойное хозяйство», 1946 г.), Н. Кошеверова («Каин XVIII», 1963 г.). Ю. Любимов снимается в фильме «Три встречи» (1950 г.) режиссеров А. Птушко, В. Пудовкина и С. Юткевича и в фильмах-спектаклях, в основе которых знаменитые постановки Театра им. Евг. Вахтангова «Егор Булычов и другие» (1953 г.) и «Много шума из ничего» (1956 г.). Он играет Графа Зефирова в картине «На подмостках сцены» по сценарию Н. Эрдмана (реж. К. Юдин, 1956 г.) и роль Пятницы в «Робинзоне Крузо» (реж. А. Андриевский, 1947 г.). В 1975 году Ю. Любимов сыграл центральную роль в телевизионном фильме-спектакле А. Эфроса «Всего несколько слов в честь господина де Мольера». Всего у Юрия Любимова более двух десятков актерских работ в кино.

Первый режиссерский опыт Ю. Любимова относится к 1959 году: на вахтанговской сцене он поставил пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». Два года Ю. Любимов посещает семинары любимого ученика К. С. Станиславского, актера и режиссера М. Кедрова, а затем становится преподавателем Театрального училища им. Б. Щукина. В 1963 году за шесть месяцев работы со студентами третьего курса он поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, показанный на учебной сцене Щукинского училища и ставший выдающимся явлением театральной жизни. Постановка потрясала, имела ошеломляющий успех, и резонанс был настолько велик, что усилия всех, кто включился в поддержку свежего начинания, не пропали даром. В результате Юрию Любимову было предложено возглавить Театр драмы и комедии, располагавшийся на Таганской площади и влачивший тогда жалкое существование. После долгих проволочек разрешили взять в труппу выпускников курса и снять спектакли прежнего репертуара театра.

Через год, 23 апреля 1964 года, спектаклем «Добрый человек из Сезуана» в Москве открылся новый театр — Театр на Таганке. С этого момента начинается стремительный и мощный режиссерский взлет Юрия Любимова. «Добрый человек из Сезуана» стал поистине революцией в театральном искусстве.

На сегодняшний день Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке более 50 спектаклей.

С момента рождения Театр на Таганке Юрия Любимова стал «островом свободы в несвободной стране». (Н. Эйдельман). К середине семидесятых годов Таганка становится одним из театральных центров мира. На Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии (1976 г.) спектакль «Гамлет» в постановке Ю. Любимова с В. Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при. Первую премию Ю. Любимов получает и на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи» (1980 г.).

В 1974 году в Ленинградском Малом театре оперы и балета Ю. Любимов ставит балет «Ярославна» на музыку Б. Тищенко. А в 1975 году на сцене миланского театра «Ла Скала» он поставил свой первый оперный спектакль «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно. С тех пор Ю. Любимовым поставлено около 30 новаторских оперных спектаклей на лучших сценах мира: миланской «Ла Скала», парижской Гранд Опера, лондонского театра Ковент Гарден, оперных театров Гамбурга, Мюнхена, Бонна, Карлсруе, Штуттгарта, Цюриха, Неаполя, Болоньи, Турина, Флоренции, Будапешта, Чикаго.

В 1980 году умирает Владимир Высоцкий. Юрий Любимов готовит спектакль памяти легендарного артиста и поэта. Этот спектакль власти запрещают. В 1982 году запрещают и следующую постановку Ю. Любимова — «Борис Годунов» А. С. Пушкина. С запретами Любимов встретился не впервые. Раньше, в 1968 году, был запрещен спектакль «Живой» Б. Можаева, в 1970 году спектакль «Берегите ваши лица» А. Вознесенского был запрещен уже после премьеры и прошел только три раза. К 1983 году в театре складывается невыносимая ситуация: запрещены не только подряд два новых спектакля, но и репетиции «Театрального романа» М. Булгакова. По приглашению Ассоциации Великобритания — СССР Юрий Любимов выезжает в Англию для постановки «Преступления и наказания» Ф. Достоевского в лондонском театре «Лирик». После интервью Брайану Эпплъярду, опубликованном в газете “Times” в марте 1984 года, Ю. П. Любимова освобождают от должности художественного руководителя созданного им Театра на Таганке, затем последовал указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1984 года за подписью К. Черненко о лишении Юрия Любимова советского гражданства. Само имя его не только снимают со всех афиш и программок Театра на Таганке, но даже упоминание о нем ставят под запрет.

За годы вынужденной эмиграции Юрий Любимов много работал на Западе. Его постановки «Преступления и наказания» в Австрии, Англии, США и Италии удостоены высших театральных премий, «Бесы» в исполнении артистов лондонского театра «Альмида» гастролировали по всей Европе. С изменением политической ситуации в стране стало возможным возвращение Ю. П. Любимова в Россию. В мае 1988 года Юрий Любимов приехал в Москву. После возвращения Мастера в страну на Таганке им были поставлены спектакли: «Пир во время чумы» А. С. Пушкина (1989 г.), «Самоубийца» Н. Эрдмана (1990 г.), «Электра» Софокла (1992 г.), «Живаго. (Доктор)» Б. Пастернака (1993 г.), «Медея» Еврипида (1995 г.), «Подросток» Ф. М. Достоевского (1996 г.), в котором уверенно заявили о себе принятые в труппу выпускники набранного Ю. Любимовым в 1990 году нового актерского курса Щукинского училища.

С 1997 года Любимов сознательно отказывается от ряда контрактов на Западе, решив целиком посвятить себя только своему театру. Спектакли словно помолодели, а к Таганке пришло второе дыхание. В 1997 году создатель Театра на Таганке отметил свое восьмидесятилетие премьерой спектакля «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. В 1999 году к 35-летию театра Юрий Любимов поставил с молодыми актерами новую редакцию брехтовского «Доброго человека из Сезуана», ставшего в 1964-м году символом Таганки.

Последовавшие затем одна за другой премьеры Театра на Таганке — спектакли «Хроники» У. Шекспира, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Театральный роман» М. Булгакова в 2000 году и новая редакция «Живаго (Доктор)» Б. Пастернака и «Сократ/Оракул» К. Кедрова и Ю. Любимова в 2001 году — стали ярким событием как для традиционных таганских зрителей, сохраняющих верность театру Юрия Любимова на протяжении десятилетий, так и для нового поколения театралов.

Разработавший собственную систему воспитания актеров, Юрий Любимов проводит мастер-классы и за рубежом. Лишь в Италии он работал с актерами в Риме, Милане, Болонье, Турине, Аквиле, Неаполе.

В июле 2011 г. Любимов покинул основанный им Театр на Таганке из-за конфликта с труппой.

И хотя главным делом своей жизни он продолжает считать Театр на Таганке, вспоминать об этом периоде жизни ему не хочется, несмотря на то, что его бывший кабинет в театре решено превратить в музей. Великого режиссера не удивило даже то, что на Таганке тоже собираются отмечать его юбилей. Глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков пытался, но не смог уговорить вернуться в театр знаменитого режиссёра. Но, якобы, от приглашения на юбилей Театра на Таганке Юрий Любимов не отказался. Однако, теперь стало очевидно, что это не соответствует действительности.

У мэтра большие планы на будущее. Кроме выпуска спектакля в «Новой опере», он приступает к репетиции оперы Бородина «Князь Игорь», премьера которой назначена в Большом Театре на 16 декабря.

Также его пригласили в киевский Театр оперы и балета для постановки «Волшебной флейты» Моцарта.

Марк Золотарь (по материалам portal-etud.ru, argumenti.ru, taganka.theatre.ru, ria.ru, utro.ru).

11 октября 2013 г.
Комментарии