МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Народная артистка СССР Инна Чурикова отметит свой юбилей на сцене родного театра «Ленком», служению которому отдала почти 40 лет жизни.

Народная артистка СССР Инна Чурикова отметит свой юбилей на сцене родного театра «Ленком», служению которому отдала почти 40 лет жизни.

По словам Инны Михайловны, она любит отмечать дни рождения интимно, в узком кругу. Но на этот раз решила сделать исключение. В свой день рождения, 5 октября, она выйдет на сцену в одной из любимых ролей — Алиеноры в спектакле «Аквитанская львица», а потом будет принимать поздравления близких, друзей и коллег. Случилось! Плакать иль смеяться, не знаю я, но в этот день спектакль должен состояться», — говорится в пригласительном билете на представление, которое состоится в «Ленкоме».

«Хочется в этот день пригласить людей, с которыми встречалась в жизни, и каким-то образом поблагодарить их, посмотреть на них», — сказала Чурикова.

Сегодня, когда с легкостью раздаются такие эпитеты, как «великая», «звезда», лишь единицы действительно заслуживают подобных званий. Одна из них — редкая звезда отечественного искусства Инна Чурикова.

Инна с юности серьезно увлекалась театром, но дорога, что ей была предназначена судьбой, оказалась не из простых. «Какая красавица! Наверное, актрисой будет...» Как вы догадываетесь, таких слов в свой адрес маленькая Инна не слышала. Более того, её, уже ставшую актрисой, — было такое! — запрещали снимать в кино с формулировкой «чтобы не порочила красоту советского человека» (удивительных душевных качеств были чиновники от кино!). Поддерживала её лишь мама — она воспитывала дочку одна. И сражалась за неё как львица. Семья сперва жила в глухой провинции, под Уфой (туда их отправили в эвакуацию). Но, когда отец, Михаил Чуриков, прошедший финскую и Великую Отечественную, из семьи ушёл, мать с маленькой Инной сумела перебраться из глухомани в Москву. Это мама, с её неукротимой энергией, потом сумеет добиться, чтобы её Инна, которая по распределению по окончании театрального училища должна была лететь на Камчатку, осталась в столице. Это мама внушила Инне, что на самом-то деле она красавица — просто красоту эту надо уметь разглядеть. «Мама мне всегда говорила, что я буду актрисой. Я не хотела её огорчать, — позже признавалась Инна Чурикова. — Она в жизни всего сама добилась — трудом, напором, волей. Бабушка почти безграмотная была, а мама — химик, профессор. Она всегда говорила: „Дочка, если что задумаешь, так тому и быть“. А у меня внешность не артистическая — что с такой внешностью задумывать? Мама же говорила: „Дочка, ты у меня красавица!“ Смешно... И знаете, если бы не она, я бы, возможно, в себя не поверила...» Но на самом-то деле Чурикова в себя верила. А как иначе, без веры в себя, можно пережить такие минуты, как на вступительных экзаменах в театральное училище? Во время экзамена один из преподавателей, перебив её, спросил: «Девушка, а вы знаете, кто такая Афродита? Не знаете? Это богиня красоты. А вы на себя посмотрите! Впрочем, читайте дальше...» Она тогда чуть не сломалась — расплакалась, забрала документы. А потом успокоилась: «Я была о себе хорошего мнения, знала, что у меня своеобразное лицо, которое не каждому дано оценить, поэтому, поплакав, забрала документы и больше туда не приходила. Не поняли меня — ну и ладно...» Приняли её в итоге в Щепкинское училище. А по его окончании начинающую артистку с красным дипломом взяли только в столичный ТЮЗ. Да и то на 45-рублёвую ставку суфлёра. Но она показала характер — и ставка мгновенно выросла до актёрской — 75-рублёвой. «Я поняла, что если сейчас не возражу и не защищу себя, то зачем вообще жить в театре? — вспоминала потом Инна Михайловна. — Дрожащим голосом я сказала: „Извините меня, пожалуйста, но ставка суфлёра меня не устраивает“. В ТЮЗе Чурикова, помимо зверюшек, сыграла Бабу-ягу, ухитрившись сделать её не банальной страшилкой, пугалом для детей, а „человеческой женщиной“. Эта дурацкая Баба-яга (от этой роли все нормальные актрисы шарахались) для Чуриковой стала ключиком к счасть­ю — и женскому, и профессиональному. В этой роли её увидел молодой кинорежиссёр Глеб Панфилов — правда, не на сцене, живьём, а по телевидению. Но Чурикова и через экран пробивать умела — прямо в душу. Она вообще одна из немногих, кто сумел прославитьс­я в, скажем так, отрицательных ролях. Это про её Марфушеньку-душеньку из „Морозко“. Эту роль она „отгрызла“ у Тамары Носовой. „На пробах, — вспоминала Инна Михайловна, — нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил. Потом, помню, со мной случился казус: зимнюю натуру снимали на Кольском полуострове, под Мурманском. Было очень холодно. И, когда я сидела под ёлкой в ожидании Деда Мороза, замёрзла по-настоящему. А в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его... Когда я пришла на озвучку фильма и впервые увидела себя на экране, то расплакалась. Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьёз подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино“.

В общем, Панфилов её, Бабу-ягу, запомнил. А когда начал работать над фильмом «В огне брода нет», Ролан Быков сказал ему: «Есть такая актриса — Инна Чурикова. Попробуй её». Панфилов дал задание разыскать актрису. И был крайне удивлён, когда к нему на пробы пришла та, что так зацепила его. Встреча с Панфиловым, признаётся сама актриса, стала для неё принципиальной: «Я, мучившаяся своей ненужностью, бессмысленностью того, что делаю, не удовлетворённая собой беспредельно, стала вдруг верить, что могу больше. И всё оттого, что в тебя поверили. У меня были такие моменты, когда я думала, что просто разорвусь от радости. „Что с тобой?“ — спросил как‑то Глеб. Я ответила: „Подожди, сейчас пройдёт — я счастлива!“ Правда, молодым, когда они поженились, временами бывало не до счастья. Жили, как и все молодые семьи, туговато — однокомнатная квартира, чемоданы вместо стульев. Самую дорогую вещь — ручку с золотым пером, которой Панфилов писал сценарии, сгрызла собака. Но постепенно всё наладилось — Панфилов стал одним из самых востребованных режиссёров, Чурикова — актрисой легендарного театра „Ленком“, куда её позвал сам Марк Захаров. Сегодня у неё десятки ролей в кино (лучшие — в фильмах супруга), на сцене, на ТВ. Но и несыгранного тоже много. „Сыграть Жанну Д'Арк так и осталось мечтой, — перечисляет она. — И Соня Мармеладова... Ну и что? Прошла, пробежала, иду дальше. Мечтала о мужских ролях — Гамлете, князе Мышкине“.

Фильмы, где она снималась, — «Начало», «В огне брода нет», «Военно-полевой роман», «Васса», «Идиот» и многие-многие другие — не отрываясь, смотрит уже не одно поколение зрителей.

«Конечно, я, прежде всего, театральная актриса. Это мой любимый труд, мой родной театр, в котором я живу все эти годы, мои дорогие люди, которых я люблю и считаю большими профессионалами», — отметила Чурикова.

Сейчас в жизни актрисы, в основном, работа именно в театре, однако она призналась, что мечтает все-таки и о киноролях. «Думаю, что, если бы предложили интересную для меня работу, в которой можно расти, узнать что-то новое, дали возможность сниматься у настоящего режиссера по хорошему сценарию, я была бы рада. Но сейчас такие подарки для артистов очень редки. Теряется класс — все торопятся, хотят заработать побольше, а в результате — что получится... Но мечтой живу», — сказала она.

В жизни актрисы есть два главных режиссера в театре и в кино — Марк Захаров (постановки «Тиль», «Три девушки в голубом», «Иванов», «Оптимистическая трагедия», «Мудрец») и Глеб Панфилов, с которым она работала не только в знаменитых фильмах «Начало», «Васса», «Мать», но и на сцене «Ленкома», где он по приглашению Захарова поставил «Аквитанскую львицу». Сама Чурикова поделилась, что с Панфиловым она росла как актриса.

«Он — мой наставник, воспитатель, друг, любимый. Мы работаем вместе не только в кино, но и в театре и не только в последнее время — были спектакли Sorry с Коленькой Караченцовым, „Гамлет“ с Янковским в главной роли... Встреча со „своим“ режиссером — великая удача, которая редко случается. Это режиссер, который доверяет тебе сложный материал, верит в тебя, ведет тебя к своему общему замыслу. Это вот, действительно, Господь послал, если так получается», — сказала актриса, добавив, что в театре для нее такой режиссер — Марк Захаров.

Сам Захаров вспоминает, что Чурикова быстро стала «украшением театра и кинематографа». «Помню, как она пришла в „Ленком“ — ее привел Янковский, и первый спектакль был „Тиль“, где она играла вместе с Николаем Караченцовым. Я с удивлением смотрел, как на сцене она превращается в настоящую красавицу. И я не отношу это к своим фантазиям. Видел ее в разных спектаклях и на разных площадках, и везде возникало это чудо. Никаких приспособлений, только внутренняя правда», — рассказывал режиссер.

По его мнению, «ее талант, мастерство, вдохновение, ее всенародная популярность сделали ее тем, о ком говорят: „человек — национальное достояние“. „Инна Михайловна в отличной форме, она полна сил, надежд, желания новых интересных ролей“, — поделился Марк Анатольевич.

В свою очередь, партнер Чуриковой по фильму «Военно-полевой роман» Николай Бурляев говорил, что ей ведома великая тайна. «Есть несколько человек, перед которыми я преклоняюсь. И первая среди них — Инна Михайловна Чурикова. Это великая актриса, и ей ведома великая тайна. Я был счастлив, когда узнал, что мы будем вместе сниматься в фильме у Петра Тодоровского», — сказал Бурляев, добавив, что во время поездки с картиной по странам Бенилюкса он даже посвятил ей стихи, которые прочитал прямо в самолете.

Сейчас Чурикова работает не только на сцене «Ленкома», но и в Театре Антона Чехова, где играет в спектакле «Смешанные чувства», в сентябре отметившем свое 10-летие. Руководитель театра Леонид Трушкин считает Чурикову «отдельной планетой». «Она существует параллельно нам, с нами и немножко без нас. Ее знают и любят миллионы — среди них и я», — сказал Трушкин.Он отметил, что «Чурикова — грандиозная актриса, интуитивная, не способная врать — это ее огромное преимущество даже перед очень хорошими артистами». «Можно лоб расшибить, прося ее сделать что-то, если она не чувствует это в себе. Ее природа такова. Есть в ней внутренняя чистота... Она не спешащая, не бегущая к результату. Она обожает сам процесс докапывания до самых истоков», — сказал Трушкин.

Это подтверждает и сама актриса, отмечая, что не стремится к быстрому результату. «Да и не могу так быстро докопаться до каких-то вещей. Если действие происходит в какую-то определенную эпоху, то мне надо туда как можно глубже окунуться. А это и живопись, и литература, относящаяся к этому времени и этим событиям. Например, готовясь к „Аквитанской львице“, я много читала о моей героине — Алиеноре. Это необходимо, чтобы была свободной фантазия. Сначала фантазия, потом идет постепенное приближение, проникновение в роль — это не быстрое дело, огромная многотрудная работа. И только в результате всех усилий иногда открывается то, что нужно. Я действительно люблю репетицию, где возможен поиск, импровизация. Конечно, многое зависит от режиссера и партнеров. И чем талантливее они, тем интереснее», — поделилась она.

«В оригинале пьеса Джеймса Голдмена называется „Лев зимой“, но в свое время мы сознательно изменили название в честь исполнительницы главной роли», — рассказал в интервью худрук «Ленкома» Марк Захаров.

«Она знает тайны подсознания, а только редкая актриса умеет к ним прикоснуться», — сказал о ней Марк Захаров. «Редкая» — вот это очень точно, но ещё вернее — «уникальная». Всё же иные превосходные расхожие степени в определении её дара банальны и бессмысленны. А всё банальное, пошлое настолько не соотносится с этой актрисой, с её прорывающимся в бездны, в космос талантом! С её вызывающе небанальной, нестандартной, нездешней внешностью инопланетянки: у кого ещё из актрис такой взгляд, такие бездонные, излучающие свет глаза? «Меня поразили её глаза...» — вспоминает первую встречу с будущей супругой режиссёр Глеб Панфилов. С самого начала её биографии в кино и на сцене стало общим местом упоминать о том, что она не красавица. Верно. Не красавица. Потому что она больше чем красавица — она прекрасна.

«Это кто — пацан или дев­ка?» — спрашивали о ней в первом её фильме с главной ролью «В огне брода нет».

Диапазон ролей Инны Чуриковой безграничен, мастерство отточено до предела, а искусство перевоплощения неповторимо и индивидуально, что отмечено множеством наград. Среди них — Международная премия имени Станиславского и приз «Хрустальная Турандот», а также Государственная премия РСФСР в области киноискусства и Государственная премия РФ в области литературы и искусства, премии «Ника», «Триумф», «ТЭФИ», «Золотой орел», «Кумир» и многие другие. Чурикова — кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, и Петра Великого I степени.

«Никакая я не звезда — я нормальный труженик театра», — считает сама артистка.

Инна Михайловна — одна из немногих актрис, у которых не было ни одной неудачи — ни в кино, ни в театре. Спектакли с ее участием живут долго, на них мечтают попасть зрители. Более 40 лет она верна своему кинорежиссёру и по совместительству мужу Глебу Панфилову. И почти 40 лет верна одному театру — «Ленкому». Но самое важное — она всю жизнь верна себе. «Может, я действительно с­частливая? — как-то сказала она. — Лучше поставить здесь многоточие». Поставим его и мы...

Марк Золотарь (по материалам aif.ru, ria.ru, vesti.ru).

05 октября 2013 г.
Комментарии