Народная артистка СССР Инна Чурикова отметит свой юбилей на сцене родного театра «Ленком», служению которому отдала почти 40 лет жизни.
По словам Инны Михайловны, она любит отмечать дни рождения интимно, в узком кругу. Но на этот раз решила сделать исключение. В свой день рождения, 5 октября, она выйдет на сцену в одной из любимых ролей — Алиеноры в спектакле «Аквитанская львица», а потом будет принимать поздравления близких, друзей и коллег. Случилось! Плакать иль смеяться, не знаю я, но в этот день спектакль должен состояться», — говорится в пригласительном билете на представление, которое состоится в «Ленкоме».
«Хочется в этот день пригласить людей, с которыми встречалась в жизни, и каким-то образом поблагодарить их, посмотреть на них», — сказала Чурикова.
Сегодня, когда с легкостью раздаются такие эпитеты, как «великая», «звезда», лишь единицы действительно заслуживают подобных званий. Одна из них — редкая звезда отечественного искусства Инна Чурикова.
Инна с юности серьезно увлекалась театром, но дорога, что ей была предназначена судьбой, оказалась не из простых. «Какая красавица! Наверное, актрисой будет...» Как вы догадываетесь, таких слов в свой адрес маленькая Инна не слышала. Более того, её, уже ставшую актрисой, — было такое! — запрещали снимать в кино с формулировкой «чтобы не порочила красоту советского человека» (удивительных душевных качеств были чиновники от кино!). Поддерживала её лишь мама — она воспитывала дочку одна. И сражалась за неё как львица. Семья сперва жила в глухой провинции, под Уфой (туда их отправили в эвакуацию). Но, когда отец, Михаил Чуриков, прошедший финскую и Великую Отечественную, из семьи ушёл, мать с маленькой Инной сумела перебраться из глухомани в Москву. Это мама, с её неукротимой энергией, потом сумеет добиться, чтобы её Инна, которая по распределению по окончании театрального училища должна была лететь на Камчатку, осталась в столице. Это мама внушила Инне, что на самом-то деле она красавица — просто красоту эту надо уметь разглядеть. «Мама мне всегда говорила, что я буду актрисой. Я не хотела её огорчать, — позже признавалась Инна Чурикова. — Она в жизни всего сама добилась — трудом, напором, волей. Бабушка почти безграмотная была, а мама — химик, профессор. Она всегда говорила: „Дочка, если что задумаешь, так тому и быть“. А у меня внешность не артистическая — что с такой внешностью задумывать? Мама же говорила: „Дочка, ты у меня красавица!“ Смешно... И знаете, если бы не она, я бы, возможно, в себя не поверила...» Но на самом-то деле Чурикова в себя верила. А как иначе, без веры в себя, можно пережить такие минуты, как на вступительных экзаменах в театральное училище? Во время экзамена один из преподавателей, перебив её, спросил: «Девушка, а вы знаете, кто такая Афродита? Не знаете? Это богиня красоты. А вы на себя посмотрите! Впрочем, читайте дальше...» Она тогда чуть не сломалась — расплакалась, забрала документы. А потом успокоилась: «Я была о себе хорошего мнения, знала, что у меня своеобразное лицо, которое не каждому дано оценить, поэтому, поплакав, забрала документы и больше туда не приходила. Не поняли меня — ну и ладно...» Приняли её в итоге в Щепкинское училище. А по его окончании начинающую артистку с красным дипломом взяли только в столичный ТЮЗ. Да и то на 45-рублёвую ставку суфлёра. Но она показала характер — и ставка мгновенно выросла до актёрской — 75-рублёвой. «Я поняла, что если сейчас не возражу и не защищу себя, то зачем вообще жить в театре? — вспоминала потом Инна Михайловна. — Дрожащим голосом я сказала: „Извините меня, пожалуйста, но ставка суфлёра меня не устраивает“. В ТЮЗе Чурикова, помимо зверюшек, сыграла Бабу-ягу, ухитрившись сделать её не банальной страшилкой, пугалом для детей, а „человеческой женщиной“. Эта дурацкая Баба-яга (от этой роли все нормальные актрисы шарахались) для Чуриковой стала ключиком к счастью — и женскому, и профессиональному. В этой роли её увидел молодой кинорежиссёр Глеб Панфилов — правда, не на сцене, живьём, а по телевидению. Но Чурикова и через экран пробивать умела — прямо в душу. Она вообще одна из немногих, кто сумел прославиться в, скажем так, отрицательных ролях. Это про её Марфушеньку-душеньку из „Морозко“. Эту роль она „отгрызла“ у Тамары Носовой. „На пробах, — вспоминала Инна Михайловна, — нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил. Потом, помню, со мной случился казус: зимнюю натуру снимали на Кольском полуострове, под Мурманском. Было очень холодно. И, когда я сидела под ёлкой в ожидании Деда Мороза, замёрзла по-настоящему. А в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его... Когда я пришла на озвучку фильма и впервые увидела себя на экране, то расплакалась. Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьёз подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино“.
В общем, Панфилов её, Бабу-ягу, запомнил. А когда начал работать над фильмом «В огне брода нет», Ролан Быков сказал ему: «Есть такая актриса — Инна Чурикова. Попробуй её». Панфилов дал задание разыскать актрису. И был крайне удивлён, когда к нему на пробы пришла та, что так зацепила его. Встреча с Панфиловым, признаётся сама актриса, стала для неё принципиальной: «Я, мучившаяся своей ненужностью, бессмысленностью того, что делаю, не удовлетворённая собой беспредельно, стала вдруг верить, что могу больше. И всё оттого, что в тебя поверили. У меня были такие моменты, когда я думала, что просто разорвусь от радости. „Что с тобой?“ — спросил как‑то Глеб. Я ответила: „Подожди, сейчас пройдёт — я счастлива!“ Правда, молодым, когда они поженились, временами бывало не до счастья. Жили, как и все молодые семьи, туговато — однокомнатная квартира, чемоданы вместо стульев. Самую дорогую вещь — ручку с золотым пером, которой Панфилов писал сценарии, сгрызла собака. Но постепенно всё наладилось — Панфилов стал одним из самых востребованных режиссёров, Чурикова — актрисой легендарного театра „Ленком“, куда её позвал сам Марк Захаров. Сегодня у неё десятки ролей в кино (лучшие — в фильмах супруга), на сцене, на ТВ. Но и несыгранного тоже много. „Сыграть Жанну Д'Арк так и осталось мечтой, — перечисляет она. — И Соня Мармеладова... Ну и что? Прошла, пробежала, иду дальше. Мечтала о мужских ролях — Гамлете, князе Мышкине“.
Фильмы, где она снималась, — «Начало», «В огне брода нет», «Военно-полевой роман», «Васса», «Идиот» и многие-многие другие — не отрываясь, смотрит уже не одно поколение зрителей.
«Конечно, я, прежде всего, театральная актриса. Это мой любимый труд, мой родной театр, в котором я живу все эти годы, мои дорогие люди, которых я люблю и считаю большими профессионалами», — отметила Чурикова.
Сейчас в жизни актрисы, в основном, работа именно в театре, однако она призналась, что мечтает все-таки и о киноролях. «Думаю, что, если бы предложили интересную для меня работу, в которой можно расти, узнать что-то новое, дали возможность сниматься у настоящего режиссера по хорошему сценарию, я была бы рада. Но сейчас такие подарки для артистов очень редки. Теряется класс — все торопятся, хотят заработать побольше, а в результате — что получится... Но мечтой живу», — сказала она.
В жизни актрисы есть два главных режиссера в театре и в кино — Марк Захаров (постановки «Тиль», «Три девушки в голубом», «Иванов», «Оптимистическая трагедия», «Мудрец») и Глеб Панфилов, с которым она работала не только в знаменитых фильмах «Начало», «Васса», «Мать», но и на сцене «Ленкома», где он по приглашению Захарова поставил «Аквитанскую львицу». Сама Чурикова поделилась, что с Панфиловым она росла как актриса.
«Он — мой наставник, воспитатель, друг, любимый. Мы работаем вместе не только в кино, но и в театре и не только в последнее время — были спектакли Sorry с Коленькой Караченцовым, „Гамлет“ с Янковским в главной роли... Встреча со „своим“ режиссером — великая удача, которая редко случается. Это режиссер, который доверяет тебе сложный материал, верит в тебя, ведет тебя к своему общему замыслу. Это вот, действительно, Господь послал, если так получается», — сказала актриса, добавив, что в театре для нее такой режиссер — Марк Захаров.
Сам Захаров вспоминает, что Чурикова быстро стала «украшением театра и кинематографа». «Помню, как она пришла в „Ленком“ — ее привел Янковский, и первый спектакль был „Тиль“, где она играла вместе с Николаем Караченцовым. Я с удивлением смотрел, как на сцене она превращается в настоящую красавицу. И я не отношу это к своим фантазиям. Видел ее в разных спектаклях и на разных площадках, и везде возникало это чудо. Никаких приспособлений, только внутренняя правда», — рассказывал режиссер.
По его мнению, «ее талант, мастерство, вдохновение, ее всенародная популярность сделали ее тем, о ком говорят: „человек — национальное достояние“. „Инна Михайловна в отличной форме, она полна сил, надежд, желания новых интересных ролей“, — поделился Марк Анатольевич.
В свою очередь, партнер Чуриковой по фильму «Военно-полевой роман» Николай Бурляев говорил, что ей ведома великая тайна. «Есть несколько человек, перед которыми я преклоняюсь. И первая среди них — Инна Михайловна Чурикова. Это великая актриса, и ей ведома великая тайна. Я был счастлив, когда узнал, что мы будем вместе сниматься в фильме у Петра Тодоровского», — сказал Бурляев, добавив, что во время поездки с картиной по странам Бенилюкса он даже посвятил ей стихи, которые прочитал прямо в самолете.
Сейчас Чурикова работает не только на сцене «Ленкома», но и в Театре Антона Чехова, где играет в спектакле «Смешанные чувства», в сентябре отметившем свое 10-летие. Руководитель театра Леонид Трушкин считает Чурикову «отдельной планетой». «Она существует параллельно нам, с нами и немножко без нас. Ее знают и любят миллионы — среди них и я», — сказал Трушкин.Он отметил, что «Чурикова — грандиозная актриса, интуитивная, не способная врать — это ее огромное преимущество даже перед очень хорошими артистами». «Можно лоб расшибить, прося ее сделать что-то, если она не чувствует это в себе. Ее природа такова. Есть в ней внутренняя чистота... Она не спешащая, не бегущая к результату. Она обожает сам процесс докапывания до самых истоков», — сказал Трушкин.
Это подтверждает и сама актриса, отмечая, что не стремится к быстрому результату. «Да и не могу так быстро докопаться до каких-то вещей. Если действие происходит в какую-то определенную эпоху, то мне надо туда как можно глубже окунуться. А это и живопись, и литература, относящаяся к этому времени и этим событиям. Например, готовясь к „Аквитанской львице“, я много читала о моей героине — Алиеноре. Это необходимо, чтобы была свободной фантазия. Сначала фантазия, потом идет постепенное приближение, проникновение в роль — это не быстрое дело, огромная многотрудная работа. И только в результате всех усилий иногда открывается то, что нужно. Я действительно люблю репетицию, где возможен поиск, импровизация. Конечно, многое зависит от режиссера и партнеров. И чем талантливее они, тем интереснее», — поделилась она.
«В оригинале пьеса Джеймса Голдмена называется „Лев зимой“, но в свое время мы сознательно изменили название в честь исполнительницы главной роли», — рассказал в интервью худрук «Ленкома» Марк Захаров.
«Она знает тайны подсознания, а только редкая актриса умеет к ним прикоснуться», — сказал о ней Марк Захаров. «Редкая» — вот это очень точно, но ещё вернее — «уникальная». Всё же иные превосходные расхожие степени в определении её дара банальны и бессмысленны. А всё банальное, пошлое настолько не соотносится с этой актрисой, с её прорывающимся в бездны, в космос талантом! С её вызывающе небанальной, нестандартной, нездешней внешностью инопланетянки: у кого ещё из актрис такой взгляд, такие бездонные, излучающие свет глаза? «Меня поразили её глаза...» — вспоминает первую встречу с будущей супругой режиссёр Глеб Панфилов. С самого начала её биографии в кино и на сцене стало общим местом упоминать о том, что она не красавица. Верно. Не красавица. Потому что она больше чем красавица — она прекрасна.
«Это кто — пацан или девка?» — спрашивали о ней в первом её фильме с главной ролью «В огне брода нет».
Диапазон ролей Инны Чуриковой безграничен, мастерство отточено до предела, а искусство перевоплощения неповторимо и индивидуально, что отмечено множеством наград. Среди них — Международная премия имени Станиславского и приз «Хрустальная Турандот», а также Государственная премия РСФСР в области киноискусства и Государственная премия РФ в области литературы и искусства, премии «Ника», «Триумф», «ТЭФИ», «Золотой орел», «Кумир» и многие другие. Чурикова — кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, и Петра Великого I степени.
«Никакая я не звезда — я нормальный труженик театра», — считает сама артистка.
Инна Михайловна — одна из немногих актрис, у которых не было ни одной неудачи — ни в кино, ни в театре. Спектакли с ее участием живут долго, на них мечтают попасть зрители. Более 40 лет она верна своему кинорежиссёру и по совместительству мужу Глебу Панфилову. И почти 40 лет верна одному театру — «Ленкому». Но самое важное — она всю жизнь верна себе. «Может, я действительно счастливая? — как-то сказала она. — Лучше поставить здесь многоточие». Поставим его и мы...
Марк Золотарь (по материалам aif.ru, ria.ru, vesti.ru).