Крик Эдварда Мунка
Картина «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка продана на торгах Sotheby's в Нью-Йорке за рекордную сумму – 119 млн 922 тыс. 500 долларов. Эта сумма является абсолютным рекордом для произведений искусства.
Самый дорогой КРИК.
Вечером 2 мая в Нью-Йорке аукционный дом Sotheby's провел самые успешные торги за всю свою историю, посвященные импрессионизму и модернизму. В этот день было установлено несколько мировых рекордов, а больше всего шуму наделала картина норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик», получившая в итоге статус самого дорогого произведения искусства из когда-либо проданных на открытом аукционе.
К весенним торгам «Искусство импрессионистов и модернистов» Sotheby's на зависть конкурентам и на радость коллекционерам подготовился основательно: всего аукцион выставил 71 лот, из которых, правда, 15 не нашли покупателя. Однако и 56 произведений искусства хватило для того, чтобы побить предыдущий рекордный показатель данного сегмента, установленный Sotheby's в 1990 году. Тогда, также в Нью-Йорке, импрессионисты и модернисты принесли более 286 миллионов долларов; на прошедших же торгах благодаря произведениям Пикассо, Дали, Миро, Бранкузи и, конечно, Мунка произведений искусства удалось продать на 330 миллионов.
Именно мунковский «Крик» («Skrik», норвеж.), одна из четырех работ одноименного цикла художника, написанного им в 1893-1910 годах, стала топ-лотом аукциона, вызвавшим небывалый ажиотаж как представителей арт-сообщества, так и СМИ. Картина была продана почти за 120 миллионов долларов, что позволило Мунку обойти Пикассо в списке самых дорогостоящих художников на аукционах. Беспрецедентное внимание к картине, подарившей один из самых известных образов искусства XX столетия, названных в Sotheby's «иконой глобальной визуальной культуры», объяснялось несколькими факторами.
Например, тем, что это единственная работа из серии, находившаяся в частных руках. Пастель более полувека провисела в столовой норвежского миллионера Петтера Олсена, чей отец Томас Олсен, друживший с Мунком, коллекционировал работы художника. Три остальные версии — одна, также выполненная пастелью, и две, написанные маслом, — хранятся в двух музеях Осло: в Национальной галерее Норвегии и в Музее Мунка. Таким образом, признанные шедевры принадлежат государству и не участвуют в торгах.
Возможность приобрести «Крик» представилась в каком-то смысле уникальная. Известно, что в среднем цикл, который произведения искусства «проживают» от аукциона к аукциону, достигает 30 лет. В данном же случае, вероятность того, что картина в ближайшие годы и даже десятилетия будет вновь выставлена на торги, ничтожна мала. Столь высокую цену переплюнуть будет уже непросто, у Мунка на рынке (и вне его) нет картин, по уровню подобных «Крику» и способных еще больше поднять стоимость автора. Да и смысла избавляться от картины, аналоги которой висят в музеях, новоиспеченному владельцу нет.
Перед аукционом специалисты Sotheby's избегали давать оценку стоимости «Крика». Некоторыми экспертами называлась сумма в 80 миллионов долларов, однако заранее было понятно, что черта в сто миллионов, скорей всего, будет пройдена. Подобные прецеденты уже были — последний рекорд, принадлежащий картине Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст» (1932), превысил отметку в 106 миллионов долларов. Главная интрига как раз и заключалась в том, сможет ли Мунк обойти Пикассо, и очень быстро стало понятно, что в списке самых дорогих произведений искусства лидер все же сменится.
Торги, которые вел аукционист Тобиас Майер (Tobias Meyer), продолжались 12 минут и начались с отметки в 40 миллионов долларов. Через две минуты цена выросла до 70 миллионов. На картину претендовали восемь покупателей, но финальная стадия борьбы развернулась между двумя коллекционерами, торговавшимися по телефону — в зале сидели их представители. Традиционно аукционы не называют имена своих клиентов, вот и на этот раз имя нового владельца «Крика», сотворившего историю, осталось неизвестным, однако в числе потенциальных покупателей до торгов в СМИ фигурировали Роман Абрамович, сын Эсте Лаудер Рональд, греческий магнат Филипп Ниархос и королевская семья Катара. В действительности никаких точных указаний на то, кто бы мог купить картину Мунка, нет; среди перечисленных — просто известные коллекционеры, которые уже прославились какими-то рекордами на открытых или закрытых торгах.
Установивший рекорд «Крик» считается особенным благодаря нескольким деталям. За все время существования работы она, не считая последних торгов, выставлялась на публику, по данным The New York Times, лишь дважды — в 1980-х годах в галерее в Вашингтоне и уже непосредственно перед нынешним аукционом. Во-вторых, эта работа является единственной из серии, на раме которой присутствует авторская надпись — несколько поэтических строк о «крике природы», объясняющих появление картины (естественно, подобный автограф влияет на стоимость произведения). Сама деревянная рама также сделана Мунком. Интересно и то, что только на этой картине из серии одна из фигур на заднем плане, стоя у перил, смотрит на пейзаж.
Надпись, оставленная на раме, соответствует строкам из дневника художника, которые датируются 1882 годом, когда родился замысел произведения. Мунк пишет о том, что задумал написать «Крик» во время прогулки с друзьями, когда увидел красный закат. «Садилось солнце, небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Смертельно уставший, я стоял на фоне темной синевы. Фьорд и город пронизали языки пламени». Художник отстал от друзей, продолжавших идти вперед. Его охватил страх, и он услышал «великий крик природы».
По первоначальной идее, картина и должна была называться «Крик природы», однако позднее название сократилось до «Крика», из-за чего некоторые полагают, что изображенное на ней бесполое существо с открытым ртом, закрывающее руками уши, кричит. В действительности фигура словно сжимается в ужасе от дикого шума, который издает именно природа.
На стоимость того или иного произведения искусства влияют несколько факторов — от провенанса арт-объекта до роли художника в истории искусств и роли самой картины. В данном случае показатели по всем критериям оказались настолько «сильными», что картина смогла побить рекорд.
Историю происхождения и хранения полотна, например, можно восстановить по месяцам. Известно, что «Крик» из коллекции Олсена изначально принадлежал немецкому кофейному магнату, всего же картиной за это время владели три разные семьи. После того как нацистская Германия объявила творчество Мунка «дегенеративным искусством», работу приобрел Олсен — он же спрятал свою коллекцию произведений Мунка в некоем сарае, где она пролежала до 1945 года.
Однако самое важное другое. Специалисты Sotheby's ставят «Крик» Мунка на второе место по узнаваемости среди всех произведений искусства, когда-либо созданных художниками (первое занимает «Мона Лиза» Леонардо да Винчи). Произведение считается ключевым для экспрессионизма и знаковым для всей эпохи модернизма — из «Крика», в гротескной форме выражавшего сугубо личное состояние и эмоцию автора, по сути вырос весь немецкий экспрессионизм.
Картина Мунка на рубеже веков, когда за плечами уже были эксперименты с цветом у импрессионистов и искажением формы у постимпрессионистов, стала демонстрацией тех самых новых линий и цвета в живописи, которые позволили родиться целому направлению. Интересно, что проданный «Крик» — самое яркое по палитре произведение из цикла Мунка, именно это сближает его с более поздними произведениями норвежского мастера, созданными в 1920-х, когда он обращался к броским краскам и мощным линиям.
Одновременно картина Мунка, которого постоянно интересовали экзистенциальные темы жизни, смерти, надвигающейся опасности, выполненная хоть и в очень индивидуальной манере, затронула глобальную проблематику. И коллекционеры, и владельцы картины Мунка, и специалисты называют художника провозвестником всех тех катастроф, которые пережил мир в XX веке, начиная от мировых войн и заканчивая загрязнением планеты. На картине фигура с «обнаженной душой» (по словам самого художника) изображена в тот момент, когда она осознает, какой разрушительной силой обладает цивилизация.
Мунк страдал от депрессии и даже в какой-то момент лечился в психиатрической клинике — в картине, разумеется, присутствуют его личные переживания, тревоги и разнообразные индивидуальные смыслы. Однако созданный им образ стал визуальным воплощением страха в сознании современного человека, что, собственно, и делает произведение Мунка столь исключительным. Картина вызывает слишком сильные эмоции — уже бывший владелец «Крика» Олсен признавался, что от картины испытываешь страх и шок.
И здесь, конечно, важно понимать, что рекорд на аукционе в первую очередь установил «Крик», а не художник Эдвард Мунк. Если в случае с Пабло Пикассо платят за имя творца, то здесь — за произведение искусства.
Популярность «Крика» настолько велика, что произведение не раз становилось объектом пародий и подражаний. К картине норвежского экспрессиониста обращались как знаменитые художники вроде Уорхола, так и обычные любители. Шедевр Мунка дошел и до массовой культуры: появился в мультсериале «Симпсоны», в одноименном фильме ужасов Уэса Крейвена, а также на афише ленты «Один дома», где маленький Маколей Калкин от ужаса открывает рот. О небывалой популярности картины свидетельствует и то, что «Крик» дважды крали из музеев в Осло, однако, к счастью норвежцев, оба раза полиции удавалось найти картины.
Несмотря на то что Мунк стремительно вошел в пятерку самых дорогих авторов, говорить об абсолютном рекорде нельзя, потому что есть еще результаты закрытых торгов, а там, как известно, лидирует Сезанн. За его «Игроков в карты» щедрая королевская династия Катара заплатила четверть миллиарда долларов. Однако можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы внимание к Мунку будет приковано огромное — на 2013 год запланирована юбилейная ретроспектива его творчества, которая теперь уже без «крика» не обойдется. Олсен же на вырученные деньги собирается открыть еще один музей теперь уж точно самого дорогого норвежского живописца.
Татьяна Ершова