Русское кино вышло в высшую лигу
Отечественное кино медленно, но верно выбирается из кризиса. От года к году снимается все больше картин, которые демонстрируют убедительный коммерческий успех.
Сегодня качественные русские фильмы вполне способны приносить их создателям десятки миллионов долларов. Но о существенном прорыве говорить пока не приходится.
В коридорах власти всерьез озабочены тем, чтобы увеличить популярность и конкурентоспособность русского кино. В качестве одной из мер рассматривается введение ряда ограничений по отношению к зарубежным, прежде всего, голливудским фильмам. Здесь обсуждаются разные сценарии, например, введение прямого квотирования или же установление заградительных пошлин на импортные картины категории В (малобюджетные коммерческие работы, которые не являются ни артхаусом, ни порнофильмом) и, соответственно, лимитирование доступа к тем работам, которые не отвечают определенному набору критериев. Впрочем, сам этот набор пока еще остается предметом дискуссии. Равно как и то, в ведении какой структуры он будет находиться. Прокатчики и российские продюсеры утверждают, что подобная политика не принесет ничего, кроме вреда, а эффект от нее будет ровно обратным.
По мнению экспертов, запрет тех или иных картин неизбежно подогреет к ним интерес со стороны зрителей. Эти фильмы — хотя бы из чувства протеста — все равно будут смотреть, например, в интернете и, большей частью, как водится, незаконно, с нарушением авторских прав. Но это лишь часть проблемы. Гораздо важнее то, что запреты неизбежно приведут к сокращению аудитории кинотеатров, особенно в регионах.
Следует учитывать, что строительство кинотеатров, равно как и продвижение киносетей в средних и малых городах, осуществляется на частные инвестиции прокатных компаний. Уход зрителей неизбежно сократит объемы финансовых вложений. И дальше по цепочке: снижение доходов прокатчиков не просто уменьшит инвестиции в новые кинотеатры — оно приведет к полной остановке существующих программ развития. А значит, современный кинопоказ так никогда и не придет в малые города.
Сегодня люди ходят в кино, в том числе и потому, что у них есть свобода выбора. В современном мультиплексе имеется, как правило, 8 — 12 кинозалов. Таким образом, физическая конкуренция за экран — вещь надуманная. Прокатчики утверждают: места всем хватает. Другое дело, что люди не желают смотреть плохое кино, вне зависимости от страны происхождения.
Отечественный зритель в массовом порядке вернулся в кинотеатры примерно десять лет назад, когда на экраны вышел «Ночной дозор». С тех пор в стране появилось немало блестящих киноработ. Эксперты констатируют, что россияне смотрят качественное русское кино с не меньшим удовольствием, чем самые популярные иностранные блокбастеры. Подтверждением тому служит, например, громкий успех «Сталинграда», сборы которого меньше чем за год превысили $50 млн и оказались выше, чем у многих голливудских картин. Вывод — снимайте интересно!
По данным Европейской аудиовизуальной обсерватории, в 2013 г. Россия заняла второе место в Европе по кинопосещаемости, а в мировом рейтинге стран, по данным IHS, занимает девятую позицию по кассовым сборам, составившим 42,6 млрд руб. ($1,3 млрд) — на 13% больше, чем в 2012 г. (на 10% — в долларовом эквиваленте). Рост посещаемости оказался очень впечатляющим на фоне нескольких предыдущих лет стагнации — 10,4% (до 177,1 миллиона зрителей). Причины такого роста эксперты как раз связывают с качеством вышедших в прокат кинофильмов, причем, в первую очередь, отечественных кинолент, лидерами среди которых стали уже упомянутый «Сталинград» и «Легенда №17».
Вместе с тем экспертное сообщество скептически относится к перспективам войны на чужой территории. Не стоит тягаться с Голливудом в создании масштабных блокбастеров, насыщенных спецэффектами и компьютерной графикой. Имеет смысл сосредоточиться на том, что у нас получается лучше всего: комедии, «умное кино» на грани art-house, исторические и семейные фильмы, анимация. Здесь материальная помощь государства была бы поистине неоценимой. Другое дело, что финансировать нужно не все подряд, для начала неплохо было бы просчитать коммерческий успех проекта.
Материальная поддержка со стороны государства вовсе не означает, что на создание одной картины необходимо выделять многие десятки миллионов долларов. Эксперты отмечают, что максимальный коммерческий успех приходится как раз на долю средне- и малобюджетных картин. Именно они, а отнюдь не блокбастеры, составляют основу годового box office (совокупные сборы от проката картины). Характерно, что сегодня тенденция к сокращению расходов наблюдается даже в Голливуде. По статистике, больше половины фильмов, номинированных на «Оскар» за последние пять лет, имели бюджет меньше $25 млн и только у шести картин-номинантов бюджет превышал $100 миллионов.
Разумеется, никто не сбрасывает со счетов художественные достоинства этих работ, но цифры сами по себе весьма показательны. По данным сотрудников Калифорнийского университета, ограничения идут на пользу кинематографу, поскольку стимулируют креативность, заставляя искать альтернативные художественные и технические решения. Именно этим обстоятельством объясняют, например, подлинный расцвет Голливуда, пришедшийся на 1960-е гг. и связанный с именами Мартина Скорсезе, Вуди Аллена, Фрэнсиса Форда Копполы и других. Вполне возможно, что из-за нынешней тенденции к сокращению расходов мы в скором времени вновь будем наблюдать нечто подобное.
Не менее полезной была бы помощь государства и в деле активного продвижения русских фильмов в регионах — через киносети и даже отдельные кинотеатры, особенно в средних и малых городах. Например, в плане организации премьер с привлечением известных актеров и режиссеров. Отдельно следует сказать о рекламной поддержке, прежде всего — на государственных каналах, где для отечественного кино можно было бы предусмотреть определенные льготы.
Впрочем, спасение утопающих есть дело рук самих утопающих. Российские продюсеры начали активно сотрудничать с крупными мировыми кинобрендами, такими как IMAX и 4DX. Результат не замедлил сказаться: 33 российских зала IMAX обеспечили более 20% от общего box office «Сталинграда» — впечатляющая цифра. Коммерческий успех «Сталинграда» и «Вия» не был бы возможен без современной прокатной инфраструктуры, которая прекрасно работает на качественный отечественный кинопродукт — при условии, что он есть.
Такого рода сотрудничество по продвижению и прокату киноработ надо непременно развивать. А попытки «перекрыть кран» иностранным фильмам неизбежно приведут к «засухе» и в российском кинопроизводстве.
По материалам http://www.utro.ru.