Травля Табакова православными.
Движение «Божья воля», которое недавно пыталось сорвать спектакль «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, собрало около пяти тысяч подписей под письмом президенту с требованием уволить Олега Табакова.
Это письмо они планируют передать и в Госдуму. Активисты уверены, что два спектакля Константина Богомолова — «Идеальный муж» и премьерные «Карамазовы» — нарушают новые законы: об оскорблении чувств верующих и о пропаганде гомосексуализма. При этом «Карамазовыми» возмущаться начали заблаговременно, еще до первого показа, который с успехом прошёл 5 декабря 2013 года. «В МХТ на сцене — содомия, хула на священство. Голая баба изображает распятие, на которое молятся и прочее. Мы положим этому конец!», — еще 28 Ноября писал в своем Твиттере Дмитрий Энтео, позиционирующий себя как православный миссионер.
«Дело в прецеденте. Если будет один прецедент осуждения виновных по уголовной статье „оскорбление чувств верующих“, это будет предупреждением для других, которые хотят таким образом прославиться», — заявил «Metro» глава «Божьей воли» Дмитрий Энтео.
Во время спектакля «Идеальный муж» Дмитрий Энтео выбежал на сцену с неизвестной девушкой, «устроив истерику». Об этом в своем Твиттере сообщил музыкальный продюсер Александр Чепарухин, пришедший посмотреть спектакль.
«В конце второго акта на сцену вышел плачевно известный провокатор Энтео с командой поддержки. Они кричали: „Как вы можете терпеть издательство над вашей верой? Зачем вы так ненавидите Христа, ведь его распяли за нас“, — говорится в сообщении МХТ им. А.П. Чехова, опубликованном на странице театра в социальной сети Фейсбук.
На авансцене началась потасовка. Зрители, монтировщики, администраторы Художественного театра стащили провокаторов со сцены, далее говорится в сообщении. Через 10 минут начался третий акт.
«Большая часть публики уверена, что монолог Энтео — удачнейшая находка режиссера и продолжение бурной пиар-кампании Богомолова», — написал в Твиттере Чепарухин.
Однако данный факт — не просто информация — это тест-драйв на уродливо исказившееся лицо общества. Нет даже разговора о бредовости самой инициативы, о том, что такие обращения сильнее, чем авторов, компрометируют адресатов. Да и о том, что православные активисты — это оксюморон. В Церкви их не бывает. Активисты бывают в партии и на Селигере. А уж православные — только в «Союзе Михаила Архангела», упокоившемся, как мы еще недавно уповали, в истории.
Важно другое. В России ХХI века театр снова становится площадкой потенциального погрома. Еще вчера в кошмаре не привиделось бы, а нынче же «представители „Божьей Воли“ считают кощунственными постановки спектаклей „Идеальный муж“ и „Братья Карамазовы“ в МХТ и требуют отправить в отставку всех, кто имел к этим постановкам отношение, а сами спектакли — отменить. И этот бред распространяют средства массовой информации!
«Казалось бы, в сегодняшнем цивилизованном мире — место активистам на общественных работах. За что? Да за оскорбление чувств! Моих, например, — постоянного (по роду занятий) посетителя храма искусств. А еще — прав потребителя-зрителя, который пришел в театр, купив билет за деньги (от полутора до 10 тысяч), вовсе не для того, чтобы смотреть из зала на сцену, где выражает себя некое Энтео. И о чувствах своих готова с удовольствием и подробностями рассказать в суде, если их оскорбители будут сидеть на соответствующей скамье.
Но они не сидят, а пишут. Притом на высочайшее имя. Оно и понятно. Это ведь именно теперь, на третьем сроке нынешнего президента, сложилась особо ароматная атмосфера, в которой это все стало возможно. Прямо как в спектакле Богомолова «Карамазовы», где черт варит в кастрюле мерзкую слизь и вытаскивает из нее младенца-Смердякова. Вот в таком бульончике и возникают активисты, смеющие считать театральные постановки кощунственными, требующие отправить в отставку всех, кто имел к ним отношение, а сами спектакли — упразднить. К чему приводят такие публичные экстазы, знаем из истории. В канун первой русской революции, сто восемь лет назад, в ноябре 1905 года, основатель Художественного Константин Сергеевич Станиславский подробно описал это в своем письме. Вторжение на сцену МХТ во время спектакля повторено, как в кривом зеркале. И другие реалии столетней давности: думал ли звездный бедняга Томас Остермайер, когда договаривался о демонстрации своего спектакля «Смерть в Венеции» на Зимнем Петербургском фестивале, что дикое российское казачество окажется так чувствительно к прозе немецкого классика Томаса Манна? До такой степени, что станет осквернять стены петербургского Малого Драматического театра — Театра Европы гнусными надписями и рисунками?
Оттого, что мы то и дело сегодня оторопело наблюдаем, многое постепенно становится дозволено. Не говорю, что надо вмешиваться в свалку — но реагировать, полагаю, необходимо. Как не вспомнить тут любимую цитату из Пастернака: «Мы гибнем от собственной готовности»...
А между тем молчит, как воды в рот набравши, правительство в лице креатора нашего и знатока черных мифов российской истории министра Мединского. Ну и кто будет при общем безмолвии пресекать тенденции и принимать меры, чтобы неповадно было лезть на сцену и в кадровую политику, писать на стенах и в соцсетях?
Неужто России сегодня нужна специальная хартия, чтобы отстаивать права художников?! Чтобы заново осознать роль театра? Об этом заговорил в Петербурге после событий на фестивале Лев Додин.
И под занавес. Странно мне, что безмолвствует театральный народ. Что никто из крупных режиссеров и общественных деятелей не вступился за Табакова. Не возвысил, что называется, голос. Но это как раз тот случай, когда требуется цеховая солидарность, энергия общего негодования»,-написала Марина Токарева, обозреватель «Новой Газеты».
Справедливости ради, надо отметить, что министр культуры Владимир Мединский недавно сказал:» Я Табакова успокоил, это же чушь какая-то! Ничто так не вредит православию, как его активисты, — заявил министр.
За это «Божья воля» планирует призвать консервативную общественность «развенчать» министра.
Следует отметить особенность православного лицемерия, где ни генералы, ни рядовые ни минуты сами не верят до конца в провозглашенный идеал, а первые лишь используют его, чтоб нажиться и отвалить куда-нибудь подальше от империи, вторым же, которым отвалить не светит, достаточно лишь выпустить звериную злобу, все равно как и на кого — на кого укажут первые, то есть.
Русский коммуно-православный фашизм и сегодня способен даже вполне разумным, казалось бы, людям, показаться если не привлекательным, то терпимым, пригодным для компромисса.
Сам Табаков ситуацию комментировать отказывается и, по словам его пресс-секретаря, «даже дело иметь не хочет». А вот комментарии других столичных режиссеров.
«В психоневрологическом отделении химкинской больницы начат сбор подписей за смещение папы римского со святого престола в ад. И это комментируем?» — заявил Кирилл Серебренников.
«Бесконечное муссирование запретительных законов активизировало всех этих черносотенцев. Наш народ проще собрать на консервативные действия, если не сказать мракобесие. Я бы на срывы спектаклей реагировал вызовом милиции. Должно быть наказание. Вон „Pussy Riot“ сидят, и эти тоже — вбежали в храм искусства, начали орать. Значит тоже должны понести наказание», — считает Евгений Писарев.
Марк Золотарь (для «Фамильных ценностей»).