МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Юбилей Галины Волчек.

Юбилей Галины Волчек.

С именем главного режиссера, художественного руководителя театра «Современник» Галины Волчек связана целая театральная эпоха нашей страны... Сегодня ей исполняется 80 лет.
Уже больше 40 лет она руководит звездной труппой театра, и каждая премьера в «Современнике» становится событием. Сегодняшний юбилей необычный, впервые за долгое время Волчек изменила традиции отмечать день рождения за пределами Москвы.
Свое 80-летие она отметит вместе с труппой «Современника».

«Это действительно мой родной дом, где я прожила всю жизнь», — заявила режиссер.

Подарок к юбилею Галина Волчек сделала себе сама, поставив спектакль-дуэт «Игра в джин», в котором на сцену выходят Валентин Гафт и Лия Ахеджакова.

Сегодня это уже сложно даже представить, но трудовая книжка Галины Борисовны Волчек всю ее профессиональную жизнь так и пролежала в одном месте, и на ее страницах — лишь одна запись. Вернее, нет, записей все же две, ведь по первому штатному расписанию (да и по своему образованию) Галина Волчек была актрисой.

«Та смелость, с которой она играла свой эпизод в „Нюрке-хреборезке“... Галя — актриса выдающегося дарования», — говорил Олег Табаков.

Итак, во-первых, она — великая актриса. Почему об этом — «во-первых»? Потому что сегодня уже не так уж много людей, кто видел ее на сцене, а играла она так, что многие специально ходили на «Ревизора» — посмотреть на нее, как она играет Анну Андреевну, Городничиху, как они дрались с дочерью, которую играла Марина Неёлова, как она потом совершенно была уверена, ни секунды не сомневалась, что ревизор, конечно, признается в любви ей, а никакой не дочери, и вообще — с самого начала без ума от неё. А что касается Нюрки-хлеборезки — имя этой героини из пьесы Розова «Вечно живые» стало нарицательным именно после того, как ее сыграла Галина Волчек. А можно вспомнить Продавщицу — из спектакля «Всё в продаже», или героиню Волчек из спектакля «Без креста» по Виктору Тендрякову. Она — квинтэссенция типического, в том как это видел и понимал «Современник» и одновременно Волчек своими ролями решительно опровергла миф о «Современнике» как театре, который занимался на сцене «звукоподражанием», то есть — отражением жизни. Смотришь на Волчек, вспоминаешь ее игру — понимаешь: все не так просто. «Всё непросто» — так называлась книжка Олега Ефремова, основателя «Современника», за которым Волчек и другие ее товарищи, соратники пошли, как за Данко, впрочем, их-то никак не сравнишь с теми героями сказки Максима Горького, которые поверили Данко только тогда, когда он вырвал сердце. Они все готовы были повырывать свои сердца, в общем «Современник» — таким был театром, настоящей студией, где все были равны, все — идеалистами, настоящими идеалистами, не выдуманными.

Народная артистка СССР Галина Борисовна Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве.

Ее отец — известный режиссер и кинооператор Борис Волчек, мать — сценарист Вера Маймина.

К искусству Галина Волчек приобщилась еще с ранних лет: их дом посещали талантливые люди из мира кино, а соседями были великие кинематографисты Юлий Райзман и Михаил Ромм. Волчек мечтала о театре. Втайне. Была зажатой, стеснительной и совсем не походила на идеалы актрис тех времен. Но в результате с блеском поступила сразу в Щукинский институт и школу-студию МХАТ,

«На меня показывали: что мол, за чудо... Я была похожа на депутата Верховного Совета того времени из какого-нибудь села далекого», — говорила Галина Волчек.

Она окончила Школу-студию МХАТ в 1955 году, куда поступила во многом наперекор желанию своего отца, который мечтал о Литературном институте для дочери. Но тяга к театру оказалась сильнее.

В 1956 году вместе с Олегом Ефремовым организовала «Студию молодых актеров», из которой потом и родился «Современник».

Создание «Современника» стало для юной выпускницы школы-студии настоящим подарком судьбы. Хотя можно ли назвать подарком то, что создано своими же руками? Первые выходы на сцену, первый актерский успех и вдруг — предложение, если не сказать приказ, Олега Ефремова: каждый из актеров «Современника» должен испытать себя в режиссуре. Логика в этом была, ведь среди создателей молодого театра профессиональных режиссеров не было — с проб и ошибок начинал и сам Ефремов.

Попробовали действительно все — кто-то один раз, кто-то несколько; кто-то удачно, кто-то не очень, а вот Галина Волчек незаметно для себя самой стала режиссером.

Ее дебютным спектаклем стала постановка пьесы Уильяма Гибсона «Двое на качелях», которая просуществовала в репертуаре «Современника» более трех десятилетий. а следом — горьковское «На дне». Головокружительный прием, который зрители оказали «замшелой» классике, казался удивительным. Вообще спектакль «На дне» был первой попыткой «Современника» отойти от классической драматургии и попытаться найти актуальное, сегодняшнее в текстах прошлого. А для Галины Волчек эти поиски надолго стали главными в ее режиссерской карьере.

С 1957 года Волчек — актриса кино. Среди фильмов, в которых она снялась, —»Дон Кихот», «Берегись автомобиля», «Король Лир», «Осенний марафон», «Уникум», «Кто боится Вирджинии Вульф?» (фильм-спектакль), «Двадцать минут с ангелом» (фильм-спектакль).

В октябре 1995 года Галина Волчек была включена в качестве кандидата в общефедеральный список избирательного объединения «Всероссийское общественно-политическое движение „Наш дом — Россия“. Была избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, являлась членом комитета по культуре. В 1999 году Волчек покинула стены парламента.

В 1970 году Олег Ефремов ушел во МХАТ, и созданный им театр остался без руководителя. После ряда попыток управлять театром коллегиально стало ясно, что без единоначалия не обойтись. «Ребята устроили собрание, и на нем просто приговорили меня, если можно так сказать, взять на себя эту ношу», — вспоминала Галина Волчек. Она и взвалила на свои плечи весь груз ответственности, вот уже более сорока лет оставаясь во главе «Современника».

Кстати, 40-летие ее руководства театром отмечалось в Июне прошлого года. 21 июня 1972 года был подписан приказ о назначении Галины Борисовны главным режиссером «Современника» (затем она стала и художественным руководителем). С тех пор, как шутили в одном из капустников, Волчек прочно держит одну руку на штурвале театра, а другой щупает пульс времени.

Сорок лет назад Галина Волчек не просто возглавила «Современник», она к тому же попрощалась с кино и в каком-то смысле со своей актерской карьерой.

«Безусловно, вы знали, что это изменит всю вашу дальнейшую жизнь, — подчеркнул, выступая на чествовании Волчек Сергей Гармаш. Но дело, нам кажется, не только в вашем гипертрофированном чувстве ответственности, а прежде всего в вашем характере и тех внутренних установках, с которыми вы не расстаетесь по сей день. За эти годы благодаря вам и вашей инициативе театр сделал 116 спектаклей. Естественно, что-то получалось, что-то нет. Кто-то был счастлив, а кто-то наоборот. И тем не менее главное, что мы вместе. С нами все эти сорок лет наш любимый полный зал».

К сорокалетию коллектив театра выпустил большой фотоальбом, в котором артисты рассказывали о своей работе с Галиной Борисовной и признавались ей в любви.

А вот что сказали некоторые актеры к юбилею Волчек:

Валентин Гафт: «Галина Борисовна Волчек — это большая часть моей жизни и моя судьба. Последний наш спектакль „Игра в джин“ убедил меня, что мы еще много можем. Галя — полна сил. Она очень современный человек и режиссер. От нее еще можно ждать неожиданностей!»

Александр Филиппенко: «Волчек посвятила всю себя строительству театра. Она приняла эстафету от Ефремова в трудный момент и продолжила его дело. Галина Волчек — успешный руководитель, очень хорошая актриса и привлекательная женщина».

Нина Дорошина: «Я проработала с Галиной Волчек вместе более 50 лет. Я ее обожаю. Все мои самые лучшие роли сделаны с нею. За это я ей очень благодарна. Я желаю Галине Волчек счастья и здоровья. Приду на ее юбилей и поздравлю лично».

Поздравил Галину Волчек с юбилеем и Владимир Путин. В поздравительной телеграмме Президента, в частности, говорится:

«Вы вписали яркие, талантливые строки в историю отечественного драматического искусства, создали свой театр, своё творческое пространство, где неизменно царит дух свободы, созидания, смелого художественного поиска. И потому все Ваши спектакли вызывают искренний, неподдельный интерес публики, становятся впечатляющим событием в культурной жизни страны».

Галина Волчек — народная артистка СССР (1989), лауреат Государственной премии СССР (1967), премии президента РФ в области литературы и искусства (2001), премии «Своя колея» (2001), международной премии К. С. Станиславского (2002), премии «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2002, 2003), премии имени Г.А. Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2006), премии «Звезда Театрала» (2011) и др.

Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1976), Дружбы народов (1993), «За заслуги перед Отечеством» III (1996), II (2003) и I степеней (2008).

Академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА».

В 1978 году Галина Волчек стала первым советским режиссером, прорвавшим культурные барьеры между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Ее пригласили в Хьюстон для постановки пьесы Михаила Рощина «Эшелон», за которую она получила театральный «Оскар» — «Драма деск эворд». Начиная с этого момента, Галина Волчек неоднократно приглашалась на постановки в театры Германии, Финляндии, Ирландии, США, Венгрии, Польши и других стран. Много занималась театральной педагогикой за рубежом.

Именно ее театр впервые после МХАТа 20-х годов был приглашен с гастролями на Бродвей и снискал успех, пожалуй, не менее громкий. Вообще она объездила со своими спектаклями весь мир.

Именно Волчек одна из первых в Москве уже в XXI веке организовала при «Современнике» что-то вроде лаборатории для молодых режиссеров — недавних выпускников, а то и студентов режиссерского факультета ГИТИСа, с тем чтобы найти среди них достойных. «...В молодых режиссерах стараюсь воспитать интерес к человеку — самый глубинный, самый парадоксальный, самый невероятный»,- говорила Волчек. «Потому что именно это — самое интересное: что каждый из нас являет собой и как мы соотносимся друг с другом в этом мире».

Она нашла новых режиссеров — Валерия Фокина, Иосифа Райхельгауза, дала постановку Алову и Наумову, зазвала Товстоногова, который поставил в «Современнике» щедринского «Балалайкина», нашла и приютила новых авторов — сперва Рощина, позже — Николая Коляду, переехала с площади Маяковского в новое здание театра на Чистопрудном бульваре, сделала это место — как теперь это называют — местом силы. Ее бы, наверное, не стали «тащить» в главные режиссеры, если бы актеры не были уверены, что за нею — как за каменной стеной. Это правда. Про умение дружить: это ведь во многом следование тем самым представлениям «Современника» о правде и о прекрасном. Правда и красота в этом театре, кстати, были часто синонимами. Когда начали репетировать «Обыкновенную историю», у Табакова, совсем молодого, ему еще не было тридцати, вдруг — инфаркт. В больницу к нему приехала Волчек, сказала: давай, выздоравливай, мы тебя подождем. Потом в их отношениях случались разные периоды, но этого Табаков — он добро умеет помнить — никогда не забывал рассказывать. Как приехала, сказала. Как — правда, ждали и как он потом сыграл молодого Адуева. Наверное, нигде, как в театре, так часто не повторяют, что незаменимых нет, и нигде, как в театре, так часто не доказывают, что заменить можно любого, поскольку почти у каждого имеется на всякий случай второй состав, а даже если нет — введут за две-три репетиции... Но «Современник» был и остается во многом — другим театром. Волчек всеми силами, сказать даже грубее — зубами вцепившись, держится за дорогие ей идеалы, потому что прекрасно понимает: без них не то, что «Современника» не будет — в том, старом смысле. Без идеалов — театра нет. И быть не может.

Главное — ей удается то, что прежде, кажется, не удавалось никому: поддерживать жизнь своего театра на протяжении многих десятилетий, причем так, чтобы эта жизнь не застаивалась, но всегда обретала новый смысл.

Чтобы любой, порой вынужденный, простой оборачивался новым всплеском, новым ренессансом.

Такой ренессанс «Современник» благодаря Волчек переживает и сегодня. Труппа этого театра, кропотливо собираемая Галиной Борисовной, — одна из лучших в Москве. «...Если театр живой, он ищет пути постоянно. Ведь жизнь за окном меняется, и далеко не всегда это связано с глобальными революционными событиями... Поэтому театр должен иметь очень чуткое ухо и внимательно следить за тем, что происходит за окном...Я не хочу удивлять зрителей клоунадой или „фишками“. Театр — это только здесь и сейчас. Зритель приходит не для того, чтобы поразмышлять над историей, случившейся два-три столетия назад. Он хочет получить ответы на вопросы, которые волнуют».

«Подвести актера к чувству, чтобы это чувство было мощным и выливалось на сцену... Есть свое выражение: играть на разрыв аорты, но она умеет подвести к этому разрыву аорты», — говорит Лия Ахеджакова.

«Волчек может сделать спектакль, когда тебя будет катапультировать из кресла. Не хочу оригинальничать, ни в коем случае, но она непредсказуема», — добавляет Сергей Гармаш.

В работе у нее одна мизансцена — по центру зала, у маленького столика, с сигаретой в руке на эдаком изящном отлете. И одна форма одежды на весь репетиционный период вплоть до премьеры — неопределенного цвета и возраста растянутый свитер. В общем, никакого разнообразия. Чего не скажешь о ее именах — тут целая россыпь: Галя, Галюсик, Галина Борисовна, Хася, Волчек, Волчок, Волчица, Шеф, ГБ, Гэбэшка и даже Ребе — для каждого она своя.

Волчек — это поступок. Вот, например, история из ее жизни, случившаяся в 70-е годы теперь уже прошлого века. «Современник» приглашают на гастроли в Швецию, в Стокгольм, работать на сцене Королевского театра. Северная капстрана для редко и мало выезжающих советских граждан — по тем временам предел мечтаний. В театре эйфория в предвкушении успеха. Чемоданы пакуются, декорации «Вишневого сада» грузятся. И все бы хорошо, но КГБ без объяснения причин не дает разрешения на выезд артистам Кваше и Гафту. Волчек срочно собирает собрание и объявляет: «Вы как хотите, но я приняла решение — я не еду». В результате Стокгольм не увидел ни самый популярный московский театр, ни его «Вишневый сад» вместе с другими спектаклями.

А в наше время — такое релятивное, когда стакан может быть и наполовину пуст, и наполовину полон (это как кому захочется), — поступок Волчек вызывает законный вопрос: «Ну и зачем она это сделала?». Ее бескомпромиссность, между прочим, стоила театру потерь. Ясное дело, что, сыграв в Швеции выдающиеся спектакли (между прочим, и в ее постановке), коллектив вполне мог рассчитывать на новые приглашения, поехал бы в другие страны прославлять российское искусство». Но... Волчек была и остается человеком очень внятных понятий, точно понимающим, что такое хорошо и что такое плохо.

«Игра в Джин» — не последняя ее партия в этом сезоне. Сразу после юбилея начнется подготовка к новой премьере. Совсем новой интерпретации Золушки.

Марк Золотарь (для «Фамильных ценностей»).

19 декабря 2013 г.
Комментарии