МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Юбилей Олега Басилашвили.

Юбилей Олега Басилашвили.

26 сентября 1934 года, ровно 80 лет назад, родился великий русский артист Олег Валерианович Басилашвили.

Олег Валерианович Басилашвили родился в интеллигентной семье. Его мать Ирина Сергеевна Ильинская была известным в СССР лингвистом, дед — архитектором. Театром Олег был увлечен с детства и страстно мечтал стать актером. Побывав однажды в Московском художественном театре, он навсегда влюбился в театральный мир. По его словам, он даже был готов защищать МХАТ от фашистов, на случай, если они придут в Москву.

В 1956-м он без труда поступил в студию МХАТ. Его однокурсниками были Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев и Татьяна Доронина. Окончив вуз, приехал в Ленинград, да и так и задержался на его подмостках, работая сначала на сцене Театра Ленинского комсомола, а потом в Большом драматическом. Здесь Олег Валерианович выступил перед зрителями в таких легендарных спектаклях, как «История лошади», «Три сестры», «Горе от ума», «Варвары», «Океан».

Олег Басилашвили принадлежит к знатному роду, который очень давно владел большим наделом земли на границе Южной Осетии и Грузии. Говорят, что землю предкам Олега подарил грузинский царь. Однажды актер решил посмотреть, что ему принадлежит, и отправился на границу. Его радушно приняли и сказали, что он может делать на своей земле все, что захочет: строить дома, разводить сады и скот.

Кинематографическим дебютом Басилашвили стал фильм Григория Никулина и Владимира Шредера «Невеста» (1956 г.). Потом были работы с Роомом в фильме «Гранатовый браслет», с Натансоном в картине «Старшая сестра». Олег Валерианович снялся также у Никиты Михалкова в фильме «Раба любви». В период с 1956 по 1976 год на счету Басилашвили было около двадцати картин. Но настоящая слава пришла к акётру в конце семидесятых — начале восьмедесятых годов. «Служебный роман», «Несколько дней из жизни Обломова», «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих» — благодаря блестяще исполненным ролям в легендарных фильмах, Басилашвили стал одним из любимейших советских актёров.

Басилашвили не оставил без внимания не только советский, но и российский кинематограф. В 1991 году актёр снялся в пронзительной трагикомедии Эльдара Рязанова «Небеса обетованные». Через два года — в фантасмагоричной комедии Карена Шахназарова «Сны». В 2003 году зрители увидели артиста в «Идиоте» Владимира Бортко, где Басилашвили великолепно сыграл генерала Епанчина. А ещё через два года Бортко пригласил Олега Валериановича на роль Воланда в картину «Мастер и Маргарита».

Олег Басилашвили очень любит классическую музыку и литературу. Среди книг, которые ему интересны, — Библия, произведения Достоевского, дневники Михаила Булгакова.

«Честно говоря, мне очень бы хотелось побыть в этот день одному, походить по Москве — я в ней родился и люблю этот город», рассказал Басилашвили.

Он отметил, что терпеть не может публично отмечать дни рождения, поэтому постарается сделать все как можно скромнее.

В наше время на творцах сцены, кинематографа, других искусств и культуры вообще лежит, по словам юбиляра, огромная ответственность.

«Сегодня у нас кризис. Я убежден, что все только по одной простой причине — забыты основы человеческих взаимоотношений. Главное сегодня — это погоня за прибылью, выгода. И во имя этого можно пойти на все: отравлять атмосферу, строить небоскребы в центре Санкт-Петербурга, уродуя первозданный вид города, являющего собой музейную редкость. Вот из-за этого такая жизнь, и именно это и приводит к кризису. И задача современного театра и кино новаторским, андеграундным или классическим языком говорить на эту тему, говорить о нравственности», — подчеркивает артист.

А вот еще некоторые мысли Олега Валерьяновича:

О РАБОТЕ

— Я все время в работе и мечтаю о том, как бы просто полежать на диване, ничего не делая. Но мне это не удается.

О СЧАСТЬЕ

— Счастье, когда мы женились. Мое счастье — это когда родилась дочка, потом вторая дочка. Счастье — когда появились внуки. Счастье бывает и после работы, когда ты чувствуешь, что правильно сыграл роль сегодня. Это счастливые мгновения. Но они очень быстро кончаются.

ОБ АКТЁРСКОЙ СВЕРХЗАДАЧЕ

— Как говорил Горький устами Сатина: «Человек рождается для лучшего». Ну вот, я об этом думаю каждый раз.

ОБ АНДРЕЕ МАКАРЕВИЧЕ

— Он высказал свободно свое мнение, а те, кто подвергал его травле, — высказали свое мнение. А я высказал по этому поводу свое мнение, защищая Макаревича. Я считаю, что он совершил, наоборот, благородный поступок, играя благотворительный концерт для детей беженцев. Так что вот вам пример свободы изъявления своих чувств.

ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ЕМУ ИДТИ ОДНОМУ ПРОТИВ ТОЛПЫ?

— Бывало такое, да. Это происходило в основном, когда у власти был Борис Николаевич Ельцин, а Егор Тимурович Гайдар был и.о. председателя Совета министров. Тогда демократическое крыло российского Съезда народных депутатов делало все, чтобы поддержать Гайдара и Ельцина в их стремлении к реформам и чтобы помочь им эти реформы начать, ибо без проведения реформ страна просто гибла. И за это мы испытывали к себе всесокрушающую ненависть очень многих, кого эти реформы должны были оторвать от государственной халявной кормушки.

ПОЧЕМУ НЕ СМОТРИТ ТЕЛЕВИЗОР?

— Нет, просто неинтересно, там много гадости. Я иногда смотрю фильмы, где играют мои товарищи артисты. А если вы имеете в виду программы о политике... Мне не хочется оскорблять свой взгляд фигурами, которые ведут себя недостойно.

О ВОЗВРАЩЕНИИ В СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

— Видите ли, когда-то при Ельцине был принят замечательный гимн, написанный Глинкой, великим русским композитором. Мы его приняли на съезде специально как Гимн России. Он звучал довольно долго, несколько лет. Правда, слов к нему еще никто не написал, он был бессловесен. Гимн очень красивый, очень торжественный и талантливо написанный. А потом вот пришлось нам слушать Гимн Советского Союза. С этого, мне кажется, все и началось. Для чего нужно было это изменять, я не очень понимаю. Именно когда изменили гимн, мне показалось, что это было предвестие шагов в обратную сторону. Так оно и произошло. Но я не боюсь воскрешения Советского Союза. Советский Союз был замешан на коммунистической идеологии. А эта идеология гласит, что частная собственность недопустима, ибо она порождает капитализм. Ну как же мы можем вернуться в СССР, руководимый коммунистами, когда сейчас у многих коммунистов гигантские состояния в частной собственности — и угодья, и поля, и дома, и за границей, и здесь... Тогда надо от всего отказаться, но вряд ли они это сделают. Я имею в виду не только коммунистов, но и тех, кто покинул эту партию, желая жить полегче.

Басилашвили поздравляют с юбилеем все. Не остался в стороне и президент:

«Вас — выдающегося артиста, яркого представителя „товстоноговской“ школы, обаятельного и по-настоящему интеллигентного человека искренне любят миллионы людей в нашей стране. Вы всегда трудитесь вдохновенно, с полной душевной отдачей, покоряете публику неподражаемым актерским мастерством и темпераментом, умением быть убедительным в каждой своей роли».

Марк Золотарь (для «Фамильных ценностей»).

26 сентября 2014 г.
Комментарии