МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Ушел из жизни профессор из «Осеннего марафона».

Ушел из жизни профессор из «Осеннего марафона».

Печальная новость пришла из Германии. Там на 73-м году жизни скончался известный актер и журналист Норберт Кухинке. Российскому зрителю он запомнился ролью «тостуемого» профессора Хансена в фильме «Осенний марафон».

Об этом сообщил игумен Даниил, наместник Свято-Георгиевского монастыря в Гетшендорфе, на своей страничке в Facebook.

«Братия Свято-Георгиевского монастыря в Гётшендорфе с глубокой скорбью сообщает, что 3 декабря утром на 73-м году жизни, после продолжительной болезни, в столичной клинике Берлина скончался Норберт Кухинке — идеолог и вдохновитель строительства православной обители в Германии, журналист и актер», — написал игумен Даниил.

Он также отметил, что Кухинке был верующим католиком и другом России и Русской православной церкви.

Как отмечается, именно он содействовал строительству православного монастыря в Гетшендорфе, на территории которого он завещал себя похоронить.

Сам Кухинке говорил:»Я рано понял, чтó именно среди послевоенного ужаса нас больше объединяет, чем разъединяет, — это вера в Бога. Ведь корни немецкой истории и культуры, так же как и русской, — христианство. Два таких народа должны дружить, а не воевать. Поэтому я стал журналистом. Ведь журналист все-таки имеет на людей большее влияние, чем обычный человек, а мне хотелось повлиять на ситуацию хотя бы немного, в меру моих сил.

Я католик, но это не мешает мне чувствовать православие и понимать, что происходит во время службы. Когда я слушаю русское духовное пение или смотрю на православные иконы, у меня бегут мурашки по телу».

«На протяжении долгих лет Норберт был большим другом России и Русской Православной Церкви», — написал игумен Даниил. «Самым важным делом его жизни было строительство мужского православного монастыря в Германии, в селении Гётшендорф.

В этот день мы все скорбим о постигшей нас утрате и молим Жизнодавца Христа, да упокоит душу новопреставленного Норберта в Селениях Праведных», — добавил игумен.

После заключения Московского договора 1970 года отношения между СССР и ФРГ начали налаживаться. Итогом потепления стало открытие в Москве бюро западногерманского журнала «Штерн». Одним из корреспондентов журнала был Норберт Кухинке.

Родом он был из Силезии, где до 1957 года учился в русской школе. Кроме того, в их деревне проживало немало репатриантов из Украины, Белоруссии и России. Именно там, по признанию Кухинке, он, сам того не желая, прошел языковую школу, которую даст не каждый университет. Когда ему предложили отправиться корреспондентом в Москву, Кухинке с радостью согласился. Он тогда и подумать не мог, чем все это в скором будущем для него обернется...

В 1979 году Георгий Данелия приступил к съемкам фильма «Осенний марафон». На роль зарубежного профессора он просмотрел нескольких актеров, но ни один из них ему не понравился. В этот момент Юрий Кушнарев, работавший на «Мосфильме», и посоветовал ему обратить внимание на Норберта Кухинке.

Как таковых проб не было. Кухинке привели на «Мосфильм», где Данелия понаблюдал за ним издали. После чего режиссер подошел к ничего не подозревавшему журналисту и сказал, что тот ему подходит. Высокий лоб, длинные волосы — только на висках и на затылке, большой нос, массивный подбородок — описание внешности Норберта Кухинке можно было бы завершить, как у классика: «Словом, иностранец». На эту «нездешность» и обратил внимание Георгий Данелия.

«Он был славист, но не ученый-языковед, а шеф московского бюро журнала „Der Spiegel“, — рассказывал директор продюсерской компании „Ритм“ Юрий Кушнерев. — Сегодня, когда „гнать“ из России „чернуху“ — почти что редакционная установка, сложно представить в этой должности русофила, каким был Кухинке. И все-таки, конечно, пробивая на роль западного немца „засланного казачка“, как его априори воспринимали, пришлось побегать и в ЦК, и в КГБ, и, чтобы не обижать восточно-германских друзей, героя переделали из немца в датчанина».

Поначалу журналист наотрез отказался. Он был занят по работе, да и опыта съемок в кино у него не было. Однако режиссеру удалось его убедить, пообещав, что весь процесс займет не более 10 дней (в итоге съемки затянулись на месяц). Кухинке, поколебавшись, испросил разрешения у руководства своего журнала и согласился.

На этом злоключения с утверждением Норберта Кухинке на роль не закончились. До того момента в отечественных картинах никогда не снимались представители чуждого Советскому Союзу капиталистического Запада. Данелии пришлось преодолеть многочисленные бюрократические барьеры, получить всевозможные разрешения, вплоть до ЦК. Создатели фильма обратились в иностранный отдел Госкино. Оттуда их перенаправили в МИД, из МИДа — в КГБ, из КГБ — в Управление по делам дипкорпуса, а оттуда — снова в Госкино. Тогда Михаил Шкаликов, начальник иностранного отдела Госкино и знакомый Данелии, посоветовал ему не спрашивать ни у кого разрешения, потому что никто не хочет брать на себя ответственность и не даст его.

Итак, Кухинке снимали без разрешения, как, впрочем, и без последствий. А профессор Хансен в итоге разошелся на цитаты так, как никогда не смог бы журналист Кухинке («маленький раскардаш», «алкач», «ходок», «трезвеватель»).

На вопрос, тяжело ли ему, никогда не снимавшемуся в кино, было работать на съемочной площадке, Норберт Кухинке отвечал, что нет. «Я не играл совсем, — признается Норберт. — Просто был самим собой. И, когда меня хвалили во время съемок, был уверен, что все шутят». Кроме того, рядом с ним работали такие звезды российского кинематографа, как Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Евгений Леонов, Марина Неелова, которые всячески помогали новоявленному актеру.

Едва выйдя на экраны, картина мгновенно стала культовой. Особенно запомнился и полюбился зрителям забавный и нескладный датский профессор. И кто сегодня не знает знаменитой фразы «хорошо сидим»?!

Высоко оценили фильм и официальные власти. Многие актеры получили Государственную премию. Вот только Норберта Кухинке тогда обошли. Позже кто-то из его друзей поинтересовался в Госкино: «А почему Кухинке премию не дали?» На что последовал строгий ответ: «Иностранцам не положено»...

Норберт Кухинке стал первым иностранцем-«западником», снявшимся в советском кино, что весьма позитивно сказалось на его дальнейшей работе. Журнал «Шпигель», очень гордившийся этим фактом, опубликовал его репортаж о съемках. Намного проще журналисту стало налаживать контакты и с официальными властями. Стоит отметить, что в понимании советского человека Норберт Кухинке был совершенно не типичным западным журналистом. Он искренне интересовался нашей страной и старался писать объективные статьи, отчего у спецслужб обеих стран возникали вопросы. КГБ считало, что Кухинке маскируется под «друга», а немецкие спецслужбы интересовались — не стал ли он советским агентом. Кухинке признается, что для этого ему приходилось порой вставлять в свои статьи 2-3 «негативных» абзаца о коррупции, олигархах, нищих, преступниках, но общий тон повествования при этом всегда оставался положительным.

Успех в фильме Георгия Данелии привел и к тому, что Норберту Кухинке посыпались многочисленные предложения от других режиссеров. В планы Кухинке не входило становиться актерам, и он всем отказывал. И все-таки сняться в кино ему еще довелось. Первый раз он не смог отказать Сергею Бондарчуку. У знаменитого режиссера он сыграл друга Пушкина, барона Розена в «Борисе Годунове». А затем снялся в комедии все того же Георгия Данелии «Настя».

Но и на этом кинокарьера Норберта Кухинке не закончилась. Полученный опыт подтолкнул его заняться режиссурой в документальном кино.

Десятилетняя работа специальным корреспондентом в России ведущих журналов Германии «Штерн» и «Шпигель» помогла глубже понять русскую душу, познать российский менталитет, искренне полюбить нашу страну. Из-под его пера вышли книги: «Бог о России», «Россия под крестом», «Элита в России», «Вечная Россия», «От Чингисхана до Горбачева», «Образы старой России», «Воскресение России», «Мисса мистика». Одна из этих книг, «Элита в России», рассказывающая о деятелях культуры нашей страны (Сергее Бондарчуке, Майе Плисецкой, Илье Глазунове, Святославе Рихтере, семье Михалковых), была в советское время отпечатана тиражом 15 экземпляров специально для членов Политбюро ЦК КПСС.

Норберт Кухинке называет себя консулом Мира и Дружбы, и это не пустые слова. Он много сделал для налаживания диалога западного христианства и православной церкви. Почему именно православие привлекло его? Сам Норберт Кухинке объясняет это так: «Я — глубоко верующий человек. Всегда интересовался православием в России. Не мог понять, как могло случиться, что в великой православной стране разрушали храмы, уничтожали уникальные памятники культуры, преследовали верующих. Я ездил по монастырям, делал репортажи оттуда. Это было сопряжено с большими трудностями, ведь иностранцы могли путешествовать по России только по разрешению МИДа. Я убеждал чиновников: „Дайте показать, что в стране есть свобода вероисповеданий, а то ведь Запад думает, что у вас вообще религия уничтожена!“. Норберт Кухинке стал на Западе пионером выпуска сначала пластинок, а затем и компакт-дисков с русским православным песнопением. Более 10 лет он пытался привезти в Германию хор монахов, но советские партийные функционеры долгое время ставили ему палки в колеса. Его усилия увенчались успехом в год тысячелетия русского христианства. Тогда ему удалось провести турне из 26 концертов в крупнейших немецких соборах от Любека до Мюнхена. Успех был ошеломительным: более тысячи слушателей на каждом выступлении. Кухинке отмечал:»...я увидел слезы на глазах немцев... Концерты проходили в самых больших соборах в Германии. До этого немцы знали только «Калинку» и хор донских казаков. Они, католики и протестанты, выходили с концертов потрясенные. Через православное искусство им открылась частичка русской души».
Норберт Кухинке организовывал концерты, устраивал фотовыставки, снимал документальные фильмы, последний из которых «Мисса мистика и духовное искусство в России» неоднократно демонстрировался по германскому, французскому и российскому телевидению.

Партнеры Кухинке по фильму «Осенний марафон» оказались немногословны. Режиссер Георгий Данелия еще не пришел в себя после кончины Юрия Яковлева и не был настроен на долгие воспоминания.

«Это был мой хороший друг, очень интересный человек, — сказал „Вечерней Москве“ Георгий Николаевич. — Он очень много сделал для нашей страны, он коллекционировал и пропагандировал на западе нашу живопись, устраивал гастроли наших музыкальных коллективов, а также много сделал для распространения православия...»

Андрей Леонов, сын Евгения Леонова, не припомнит, чтобы Кухинке с его отцом «хорошо сидели» после съемок фильма. Но ему запомнилось другое — как Кухинке сидел у постели Евгения Павловича:

«Когда в 1988 году папа был на гастролях в Германии, у него случился обширный инфаркт и клиническая смерть. Ему сделали экстренную операцию коронарного шунтирования. Норберт приходил в госпиталь, был у отца в палате. Его присутствие очень помогло».

Русская православная церковь высоко отметила деятельность Кухинке, наградив (единственного из западноевропейцев!) двумя орденами Владимира и Даниила.

Марк Золотарь (для «Фамильных ценностей»).

06 декабря 2013 г.
Комментарии