«В конце прибывает начало...»
Пушкинский музей совместно со Stella Art Foundation представит в Венеции специальный проект направления «Пушкинский XXI»» — выставку, посвященную 500-летию со дня рождения великого венецианского художника Якопо Тинторетто, которая получила название «В конце прибывает начало...». Проект заявлен для участия в параллельной программе 58-й Венецианской биеннале современного искусства.
Даты проведения: 10 мая — 10 сентября 2019
Место проведения: Италия, Венеция, церковь Сан-Фантин
Кураторы выставки: Марина Лошак, Ольга Шишко
В церкви Сан-Фантин будут показаны работы современных художников Дмитрия Крымова, Ирины Наховой, Гари Хилла и!Mediengruppe Bitnik. Инсталляции заполнят все пространство церкви и вовлекут зрителя в особую атмосферу. На выставке будет представлено полотно самого Тинторетто, а также работа одного из его последователей — художника-модерниста Эмилио Ведова.
Тема 58-й Венецианской биеннале — изречение «Не дай вам бог жить в эпоху
перемен», размышление о переломных временах, когда рушатся каноны и меняется
мировоззрение. Проект ГМИИ им. А.С. Пушкина и Stella Art Foundation посвящен
художникам, которые предопределяют эти перемены, изобретают новые формы и
нарушают существующие правила, готовя тем самым современников к новому этапу.
Эпоха Тинторетто — это время слома устоявшегося мировоззрения. Джордано Бруно,
современник художника, предложил новый взгляд на мироустройство: человек больше
не является центром мироздания, но лишь частицей бесконечной Вселенной. В своем
творчестве Тинторетто достигает ясности и цельности, динамического единения
человека и пространства, которого не знали предшествующие эпохи. Он стремится
вырваться из тисков традиций и авторитетов, найти новые идеи и способы их
воплощения.
Главный герой работ Тинторетто — пространство. Это не только место, для которого
создавалось произведение, но воплощенная в его живописи бесконечная вселенная.
Подход Тинторетто революционен для его времени и близок современным
медиахудожникам: на первый план в его творчестве выступает идея иммерсивности —
погружения в пространство. Такого подхода придерживаются и художники, которые
создадут четыре инсталляции специально для церкви Сан-Фантин.
Церковь Сан-Фантин в ее нынешнем виде была построена в XVI веке, а первые
религиозные строения на этом месте датируются X веком. Сейчас она находится на
реконструкции, после которой превратится в культурную площадку. Таким образом,
выставка Пушкинского музея станет первым событием, которое откроет широкой
публике доступ в это монументальное сооружение. Экспозиционное решение выставки
концептуально: работы художников будут показаны поочередно, заполняя собой все
пространство и целиком завладевая вниманием зрителей.
ГМИИ им. А.С. Пушкина принимал участие в параллельной программе 57-й
Венецианской биеннале в 2017 году, тогда был представлен первый международный
проект, созданный под эгидой направления «Пушкинский XXI», — «Человек как птица.
Образы путешествий».