«Я фотографировал правду» — выставка фотографий Давида Рубингера
Выставка «Я фотографировал правду» открывается в Тель-Авиве 26 октября и продлится до мая 2019 года. Сайт музея Эрец-Исраэль (MUSA) — http://www.eretzmuseum.org.il/. Часы работы: понедельник, среда — с 10:00 до 16:00; вторник. Четверг — с 10:00 до 20:00; пятница — с 10:00 до 14:00, суббота — с 10:00 до 16:00; воскресенье — закрыто.
«Я фотографировал правду» — так называется фотовыставка в Музее Эрец-Исраэль (MUSA), посвященная Давиду Рубингеру — самому, пожалуй, знаковому фотографу Израиля, снимок которого — «Парашютисты у Стены плача» в Иерусалиме в 1967 году — стал одним из национальных символов. А сам Рубингер — национальным фотографом страны, лауреатом Премии Израиля, летописцем эпохи и ее легендой, одним из известнейших в мире израильских фоторепортеров, снимки которого знакомы даже тем, кто не слышал его имени. Давид Рубингер скончался в марте 2017 года. Выставка «Я фотографировал правду» — первая его посмертная экспозиция. Представлены на ней работы за пять десятилетий — с 1947 по1997 года — 70 фотографий, каждая из которых — момент и вся жизнь, конкретное событие и срез истории. Его фотографии стали цитатами — цитатами истории в ее критические моменты. А эта выставка — путешествием по памяти — его и поколений, общий альбом многих жизней. Итак — какова наша правда?
70 снимков были отобраны из огромного наследия Рубингера, архива в 500.000 единиц хранения. Эта потрясающая кураторская работа — сразу отдам дань вкусу и знаниям — проведена Гаем Разом, известным израильским историком и исследователем фотографии, автором многих книг, фотографом, недавно возглавившего новый отдел музея Эрец-Исраэль — отдел фотографии, и уже курировавшего прежде в музее пару десятков выставок. Выставка сделана согласно его видениию, компактно, красиво, умно и так, чтобы показать ТО, что важно зрителям уже нашей эпохи, показать КАК в этих фотосвидетельствах Рубингера отражены его эстетические и художественные взгляды. Гай Раз на этой выставке открывает посетителям нового Рубингера, и напоминает, что сам Давид Рубингер открыл миру Израиль — открыл его великолепие и печаль, его отчаяние и надежду, его лидеров и его людей (знаменитый снимок Голды Меир на кухне также сделан Рубингером). Его снимками верили и верят, потому что он фотографировал правду и делал это правдиво. «Эмет циламти» — так звучит одна из фраз Рубингера на иврите, и перевести это можно двояко: и как «Я снимал правду», и как «Действительно, я фотографировал». Правда и правдиво — в этом, наверное, одна из тайн его снимков. Одна из многих тайн человека, правда, фотографировавшего. Но, Рубингер не просто фотографировал, не просто запечатлел 60 лет жизни Израиля. Джим Келли, редактор журнала Time, фотокорреспондентом которого Рубингер был почти полвека, писал о нем: «Давид Рубингер сделал одни из самых мощных снимков своего времени. Никто лучше него не показал историю Израиля во всей его красоте и боли».
Sound, звукоряд выставки — это голос самого Рубингера, несущейся с двух экранов, в двух крылах-отделах павильона «Мигдаль». В одном из отделов павильона собраны снимки портретные, интимные, камерные. Во втором — снимки групповые, динамические, полные энергии и движения. Напротив входа — портрет самого Рубингера, сделанный фотографом Габриэлем Бахаралья. Рубингер — из своего уже далека — смотрит на нас очень внимательно, смотрит через камеру — отстранено, доброжелательно. От такого взгляда не скрыться — да и не хочется скрываться.
Куратор выставки Гай Раз развесил фотографию попарно. Одна часть пары — известнейшие снимки, те, которые сам Рубингер отбирал для своих выставок, каталогов, книг и альбомов. Вторая — на контрасте — менее известная, есть и не выставлявшиеся ранее снимки, отобранные из полумиллиона негативов, хранящихся с 1999 года в архиве «Едиот ахронот». Контраст ситуаций, но совпадение композиций, ритма, построения снимка, эстетических, документальных аспектов. Выбор известных исторических фотографий и размещение рядом с каждой из них менее известного снимка, увеличивает количество интерпретаций, возможность «перечитать» репортерские снимки Давида Рубингера в художественном ключе.
Сам Рубингер так писал в своей биографической книге «Израиль через мой объектив: шестьдесят лет в качестве фотожурналиста»: «...Я часто спрашиваю себя, почему мне так повезло? Я прошел через десять войн целым и невредимым, пережил бесчисленное множество рискованнейших моментов, я достиг пика в своей профессии, мирового признания за свою работу, будучи самым пожилым человеком в выходных данных TIME, одного из самых престижных в мире журналов».
Давид (Дитрих) Рубингер родился в Вене в 1924 году — единственный сын в семье выходцев из Галиции. В 1938 году, после аншлюса Австрии Германией, он оказался в гетто, но через год, в возрасте 15 лет, при посредничестве организации «Алият ха-ноар» репатриировался в Эрец-Исраэль. Большинство из оставшихся в Австрии его родных и близких погибли в Катастрофе. Рубингер поселился в кибуце Бейт-Зера движения «ха-Шомер ха-Цаир». В восемнадцатилетнем возрасте Рубингер, сменивший имя на Давид, вступил в ряды «Еврейской бригады» британских вооруженных сил, воевал в Африке и в Европе. В 1946 году в Германии он нашел свою кузину — Анни, пережившую концлагерь, и предложил ей фиктивный брак — так ей было бы легче попасть в Эрец-Исраэль. Они прожили и проработали вместе 50 лет.
Рубингер занялся фотографией в 1940-х годах. Причем начал со снимков футбольных игр — он был страстным футбольным болельщиком. Свою первую камеру он получил в подарок в 1945 году в Париже. В 1947 году служил в Хагане, был командиром подразделения в Иерусалиме, позже переведен в армейской фотослужбу вместе с Борисом Карми и Бено Ротенбергом, снимал торжества по поводу решения Генеральной ассамблеи ООН о разделении Палестины. Именно он сделал самые известные снимки Давида Бен-Гуриона и Голды Меир. И он же был первым фотографом, удостоенным высшей награды страны — Премии Израиля — в 1997 году.
Первый профессиональный снимок был сделан Давидом 29 ноября 1947 года — он снял еврейских подростков, забравшихся на английский танк после того, как ООН проголосовала за создание государства Израиль. Фото трех израильских десантников, сделанное им у Стены плача, принесло автору мировую славу. Его действительно можно назвать летописцем эпохи. Эпохи, которой мы все свидетели.
Рубингер был одним из нового поколения фотографов, свободных создателей израильской фотографии. В конце 1940-х — начала 1950-х годов он работал в еженедельнике «ха-Олам ха-Зе», в газете «Едиот ахронот». С 1954 года — стал фотокорреспондентом журнала Time. Первые десятилетия становления государства — войны, победы, освобождение Иерусалим, новое строительство, кибуцы, обновленный характер страны. И здесь же рядом и в то же время: пленные, брошенные арабские деревни, репатрианты, бараки, высыхание озера Хула и похороны солдат во время войны Судного дня. В 1958 году в Тель-Авивском музее проходила международная фотовыставка «Семья человека», оказавшая немалое влияние на израильских фотографов того времени, как и идея «решающего момента» Анри Картье-Брессона, авторитет которого был огромен. Фотографы пытались запечатлеть своими камерами и моменты истории, и визуально интересные моменты. Они делали абсолютно достоверные фотографии, но, правда — все равно субъективна. Рубингер фотографировал старой камерой — то есть он видел изображении не в момент съемки, а только позже, в лаборатории, в момент проявки пленки. 500.000 негативов в архивах «Едиот ахронот» — это 500.000 секунд, полмиллиона фрагментов, слившихся в историю, представленную на выставке 70 ее картинами.
Маша Хинич. Все фотографии предоставлены пресс-службой музея Эрец-Исраэль (MUSA)