17 октября. К 90-летию со дня рождения Т.П. НИКОЛАЕВОЙ
19.00 Юбилейный концерт
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
Московская консерватория отмечает мемориальные даты профессора Татьяны Николаевой целой серией концертов, где в честь Учителя выступают знаменитые ученики разных поколений.
17 октября в Большом зале консерватории прозвучат концерты Баха для клавира с оркестром, солист — профессор Михаил Петухов. Его исполнительский дар ёмко охарактеризовал известный дирижёр Саулюс Сондецкис: «Игру Петухова отличают не только исполнительская яркость и редкое виртуозное мастерство, но и глубокое понимание музыкальной драматургии и стилистических особенностей исполняемой музыки. Петухов — исполнитель, у которого очень гармонично сочетаются порыв и темперамент виртуоза, спокойствие, мудрость знатока и эрудиция».
Репертуар Михаила Петухова, состоящий из множества сольных программ и свыше 50 концертов для фортепиано с оркестром, простирается от музыки доклассического периода до самых новейших сочинений. При этом любой из авторов находит в интерпретации пианиста оригинальную, свежую, но всегда стилистически достоверную трактовку.
Мировая пресса единодушна в своих высказываниях, отмечая у артиста «сочетание величия и сокровенного лиризма в Бахе, возвышенную простоту в Моцарте, сказочную технику в Прокофьеве, утонченность и волнующее исполнительское совершенство в Шопене, великолепный дар колориста в Мусоргском, широту мелодического дыхания в Рахманинове, стальной удар в Бартоке, ослепительную виртуозность в Листе».
Михаил Петухов — один из преданнейших учеников и последователей Татьяны Николаевой (1924 — 1993) — уникальной личности в истории российской музыки, сочетавшей разные грани профессии музыканта. Выдающаяся пианистка, она стремительно «ворвалась» в артистический мир, включив в 1947 году в программу дипломного экзамена все 48 прелюдий и фуг Баха. С той поры и до ухода из жизни в 1993 году, Татьяна Николаева поражала масштабностью идей, необычным репертуарным вектором, где преобладали сложнейшие фортепианные циклы. «Мое увлечение циклами, — говорила некогда пианистка, — это отнюдь не гигантомания, а возможность проникнуть в мир композитора, объять его целиком, глубже почувствовать, понять». О Николаевой-пианистке писали: «Сильная, впечатляющая исполнительская индивидуальность, в игре которой высокая культура и точное мастерство сочетаются со свободой и артистичностью художественного выражения».
В 1950 году Николаева заканчивает и композиторский факультет консерватории: среди ее учителей — Б.Н. Лятошинский, В.Я. Шебалин; Е.К. Голубев. За успехи, достигнутые в музыкальной деятельности, имя ее заносят на мраморную Доску почета Московской консерватории.
«Это, конечно, очень непросто — делить себя между творчеством и регулярной концертно-исполнительской практикой, — делилась Николаева. — Вспоминаю свою молодость, это был непрерывный труд, труд и труд... Летом я в основном сочиняла, зимнее время почти всецело отдавала роялю. Но как же много дало мне это сочетание двух видов деятельности! Уверена, что своими результатами в исполнительстве я в значительной мере обязана именно ему».