МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

24, 25 февраля. Экстравагантный скрипач Пекка Куусисто в Москве и Санкт-Петербурге.

24, 25 февраля. Экстравагантный скрипач Пекка Куусисто в Москве и Санкт-Петербурге.

Московский камерный оркестр Musica Viva продолжает знакомить публику с творчеством мастеров мирового исполнительского искусства и представляет два концерта в рамках абонемента «Шедевры и Премьеры». Первый концерт состоится 24 февраля в Москве, второй будет сыгран 25 февраля в Санкт-Петербурге. Особенность проекта — участие в нем знаменитого скрипача Пекка Куусисто (Финляндия). Обе концертные программы включают как знакомые слушателям произведения, так и музыкальные новинки.

24 февраля 2015 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоится второй концерт из цикла «Шедевры и Премьеры». Программу музыкального вечера составляют произведения из «золотого запаса» мировой академической музыки, редко исполняемые в России, а одно сочинение будет впервые представлено российской публике. В первом отделении прозвучат два интересных, но малоизвестных широкой публике сочинения — «Триптих Боттичелли» О. Респиги и Концерт для скрипки с оркестром до мажор «в стиле Вивальди» Ф. Крейслера.

«Триптих Боттичелли» был написан О. Респиги в 1927 году под впечатлением картин великого художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли. Из всех полотен Респиги останавливает свой выбор на трех. С первого взгляда может показаться, что они ничем не связаны между собой: пасторальные образы «Весны» и мифология «Рождения Венеры» соседствуют с религиозной тематикой в «Поклонении волхвов». Однако все три картины проникнуты духом истинной гармонии. Совершенство форм, атмосфера некоего мистического действа и красота в ее первозданном виде — вот факторы, благодаря которым эти полотна воспринимаются как единое целое, как эстетический идеал. Красотой проникнуто и музыкальное полотно Респиги. Все в нем дышит одухотворенностью, возвышенностью, окутано еле уловимой завесой таинственности. Музыка Триптиха органично дополняет содержание картин. Более того, она наполняет их тем, что не может быть передано кистью живописца: чувства и эмоциональный тон выражаются звуками намного ярче. Несмотря на деление на части, музыка «Триптиха» представляет собой единое целое. Это проявляется, прежде всего, в воплощении сферы одухотворенной созерцательности на протяжении всего сочинения. Немаловажно, что Респиги проявил себя в этом сочинении как мастер колористики и звукописи. Необычайно тонкая и изобретательная инструментовка, обилие оркестровых красок, колористических оттенков и эфемерных звучностей буквально завораживают слушателей, вовлекая их в чарующий мир звуков.

Как известно, австрийский композитор Ф. Крейслер был не только гениальным скрипачом, но в высшей степени талантливым композитором. Выступая с концертами, он имел обыкновение составлять их программы из собственной музыки или делал обработки полюбившихся ему сочинений других авторов. Вообще, воссоздание музыкальных стилей разных эпох в своих композициях было излюбленным методом работы прославленного виртуоза. Так, сборник под названием «Классические манускрипты» для скрипки и фортепиано он первоначально обозначил как обработки оригинальных произведений Корелли, Боккерини и других музыкантов. И лишь в 1935 году композитор признался, что это были целиком его творения. Игра в классику занимает его и в сольных сочинениях для скрипки с оркестром. Концерт № 1 для скрипки с оркестром ре мажор насыщен мотивами в духе Н. Паганини, а не менее известный Концерт для скрипки с оркестром до мажор имеет подзаголовок «в стиле Вивальди». Однако этот концерт не воспринимается только лишь как пародия на стиль Вивальди. Крейслер создает яркое, самостоятельное произведение. Думается, что в атмосфере музыкальной пресыщенности и поисков новых форм искусства, царящей на рубеже XIX — начала XX веков, концерт Крейслера воспринимался необычайно свежо и непременно должен был вызвать неподдельный интерес современников. Во втором отделении слушателей ожидает российская премьера одного из знаковых произведений швейцарского композитора Ф. Мартена — Полиптих: Шесть образов Страстей Христовых.

История создания «Полиптиха» необычна. Она начинается в 1973 году с обращения знаменитого скрипача Иегуди Менухина к 83-х летнему композитору с просьбой написать концерт для скрипки и струнного оркестра. На поступившую просьбу Мартен ответил согласием, но предложил не традиционный концерт, а сочинение, все части которого были созданы под впечатлением одного из христианских образов.

На сочинение «Полиптиха» Мартена вдохновила алтарная икона собора города Сиена, который композитор посетил во время своего путешествия по Италии. Алтарное изображение, известное под названием Maestá, было создано в начале XIV века художником Дуччио Буонинсенья. На внешней стороне иконы представлена Мадонна в окружении ангелов и святых. Тогда как на оборот иконы он поместил изображение двадцати шести сцен из повествования о Страстях Христовых, начиная со входа Господня в Иерусалим и заканчивая обнаружением пустой могилы и чудом Воскресения. Для своего «Полиптиха» Мартен выбирает только шесть сцен. Их названия: I. Вербное воскресенье, II. Тайная Вечеря, III. Иуда, IV. В Гефсиманском саду, V. Суд Пилата и VI. Прославление. Избрав для своего сочинения ключевые моменты Страстей, Мартен создает произведение, представляющее в некотором роде инструментальный вариант Страстей по Матфею И.С. Баха. Это проявляется уже в том, что партия скрипки соло трактована здесь по аналогии с партией Евангелиста в Страстях. Тогда как членение оркестра на две части символизирует два противоположных лагеря — сторонников Христа и его противников. Глубина и содержательность творения по достоинству были оценены заказчиком. Впоследствии Менухин признавался: «Когда я играю “Полиптих” Франка Мартена, то чувствую такую же ответственность и благородство чувства, как при исполнении Чаконы Баха».

Данный абонементный концерт по праву можно считать премьерным еще и потому, что в этот вечер вместе с камерным оркестром Musica Viva выступит прославленный скрипач Пекка Куусисто (Финляндия).

Пекка Куусисто — один из самых востребованных музыкантов современности. Его творчество хорошо известно европейской музыкальной публике. Критика не раз отмечала индивидуальность исполнительской манеры скрипача, заключающейся не только в совершенстве техники, но и в наличии собственного музыкантского почерка, который легко угадывается даже при исполнении им произведений, хорошо знакомых широкой массе слушателей. Несмотря на молодой возраст, музыкант удостоен целого ряда престижных премий. Среди многочисленных наград музыканта — первая премия на Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса (1995 год). Скрипач сотрудничает с лучшими зарубежными коллективами: симфоническими оркестрами Торонто и Осло, Австралийским, Мюнхенским, Лондонским, Ирландским и Шотландским камерными оркестрами и многими другими. Как дирижер он выступал с Австралийским и Ирландским камерными оркестрами, а также дирижировал Филармоническим оркестром Гонконга. Главная особенность музыканта — широкий творческий диапазон. Пекка Куусисто блистательно исполняет не только произведения классического репертуара, но сложные авангардные и поставангардные сочинения. Кроме того, он увлекается джазом, фольклором, электронной музыкой. Столь огромный «музыкальный багаж» позволяет музыканту не просто быть профессионалом высшего класса, но и наполнять свою игру подлинным смыслом.

Московский камерный оркестр Musica Viva

Солист — Пекка Куусисто (скрипка, Финляндия)

Дирижер — Александр Рудин

06 февраля 2015 г.
Комментарии