4 и 5 мая 2016 года. ПРЕМЬЕРА одноактных опер С.С. Прокофьева «Маддалена» и Д.Д. Шостаковича «Игроки»
Начало спектаклей в 17:00 и 20:00, а дружеское чаепитие в Зеркальном фойе театра 4 мая в 14:30.
В компании с директором театра Дмитрием Сибирцевым, режиссером спектаклей Алексеем Вэйро, музыкальным руководителем и дирижером Яном Латамом-Кёнигом, сценографом и художником по костюмам Этель Иошпой («Маддалена»), сценографом Дарьей Синцовой и художником по костюмам Светланой Грищенковой («Игроки») в непринужденной обстановке можно будет обсудить предстоящие премьеры за чашкой вкусного чая с плюшками.
Судьба оперы «Маддалена» Сергея Прокофьева необычна. Семь десятилетий она оставалась неизвестной, но после ее первого исполнения в 1979 г. стало очевидно, что из мрака забвения извлечено одно из самых совершенных и гармоничных произведений композитора.
О создании оперы Прокофьев упоминает в своей «Автобиографии»: «Летом 1911 года я написал одноактную оперу „Маддалена“ по одноименной пьесе барона Ливена... Барон Ливен оказался молодою светской дамой, более приятной в общении, чем талантливой в драматургии. Однако в „Маддалене“, действие которой происходит в Венеции в XV веке, оказалось наличие конфликта, любви, измены, убийства...».
Рукопись «Маддалены» оказалась в архиве Русского музыкального издательства, обосновавшегося после революции в Париже. Недоступная ни исполнителям, ни исследователям, ни даже самому автору, опера была надолго предана забвению.
В начале 70-х годов рукопись прокофьевского творения попала в руки известного английского дирижера и композитора Эдварда Даунса. Решив возродить оперу, Даунс с большим тактом и вкусом завершил партитуру в характерном прокофьевском стиле. 25 марта 1979 г. «Маддалена» впервые прозвучала на радиостанции Би-Би-Си, а первая сценическая постановка оперы состоялась в 1981 г. на фестивале в Граце (Австрия).
Что касается «Игроков», то Шостакович работал над оперой в течение года, с декабря 1941 по ноябрь 1942 гг. Поскольку либретто дословно копировало текст комедии, опера обещала стать весьма протяжённой. Осознав это, Шостакович отказался от её продолжения и никогда уже не возвращался к этой работе.
Оставшийся материал был исполнен в концертной версии Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии под управлением Геннадия Рождественского 18 сентября 1978 года. Для придания опере завершённости Рождественский досочинил несколько тактов последней сцены в стиле Шостаковича, а также добавил небольшую сцену, повторяющую в сокращённом виде одну из более ранних сцен.
Интересной особенностью партитуры является аккомпанемент монолога одного из героев на басовой балалайке соло.
М.Золотарь (для «Фамильных ценностей»).