МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

4 ноября. «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы»

4 ноября. «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы»

День народного единства 4 ноября 2012 года Московский камерный оркестр MUSICA VIVA под управлением Александра РУДИНА отметит незаурядным событием — исполнением первой русской оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Степана Дегтярёва. Впервые оратория будет представлена в Москве именно тем составом, для которого она и была написана в 1811 году — включая роговой оркестр, партию которого исполнит воссозданный в 2006 году в Санкт-Петербурге Российский роговой оркестр под руководством Сергея Поляничко. В концерте принимают участие Вокальный ансамбль «Интрада» и солисты Большого и Мариинского театров: Венера ГИМАДИЕВА (сопрано), Максим ПАСТЕР (тенор), Эндрю ГУДВИН (тенор, Австралия) и Пётр МИГУНОВ (бас).
В 19.00 Большой зал имени Е.Ф.Светланова
Московского Международного Дома Музыки

«Г-н Дехтярев своею ораториею доказал, что он может поставить имя свое наряду с первейшими композиторами в Европе», — отметил в 1811 году Гавриил Романович Державин. Поразительно, но эти слова выдающегося поэта относятся к крепостному музыканту — Степану Аникиевичу Дегтярёву, работавшему в знаменитой музыкальной капелле графа-меломана Николая Петровича Шереметева. Оратория «Минин и Пожарский», написанная за два года до смерти композитора, стала вершиной его творчества и первой русской ораторией.

Через все сочинение красной нитью проходит идея единения российского народа, «единства великих чувствований и намерений» — мысль, отраженная и в известном памятнике Минину и Пожарскому Н.П.Мартоса на Красной площади в Москве, создававшемуся в те же годы. Не случайно и в названии обоих произведений имя купца Кузьмы Минина (простолюдина, олицетворяющего волю народа) стоит перед именем князя Дмитрия Пожарского (олицетворяющего власть) — такое решение было принято в ходе долгих споров в печати. Интересно и то, что обе заглавные партии (Минина и Пожарского) поручены тенору — наиболее благородному тембру согласно воззрениям той эпохи.

«Величественные хоры с музыкою роговою, прекраснейшие арии, гармонические переходы тонов и мастерские фуги, из коих составлена оратория, утвердят навсегда славу г-на Дехтярёва между его соотечественниками и даже в других государствах», — считал Державин. Сегодня исполнение этой грандиозной патриотической оратории — событие, которое как ничто другое способно увековечить замысел торжественных празднований годовщины победы в Отечественной войне 1812 года и в то же время весомо подчеркнуть идею преемственности поколений россиян. Два столетия назад, в канун Отечественной войны 1812 года это произведение стало одним из величайших имперских символов единства России и в таком качестве оно дошло до наших дней. Воспетый в оратории подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского вдохновил тысячи россиян на борьбу с угрозой наполеоновского нашествия. Высочайшим повелением оратория Степана Дегтярёва была включена в программу торжеств, посвященных открытию на Красной площади 20 февраля 1818 года памятника Минину и Пожарскому скульптора И.П.Мартоса. Премьера состоялась в Благородном собрании, исполняли ее музыканты императорского оркестра, всех полков гвардии, артисты московского театра и хор придворных певчих, а слушали — более трех тысяч человек!

В наши дни ораторию Степана Дегтярева можно услышать крайне редко, поскольку она требует огромного исполнительского состава: большого оркестра с участием исторических инструментов, хора, солистов, колоколов. Особый интерес в этом необычном произведении представляет партия рогового оркестра — уникального явления российской музыки 18-го и начала 19-го столетия, аналогов которому нет нигде в мире. В этом оркестре каждый музыкант мог издать только одну ноту, исполнение же целой партитуры требовало невероятного мастерства. Секрет роговой музыки был утерян еще в 19-м столетии, и восстановить его удалось лишь в 2006 году, когда в Санкт-Петербурге появился Российский роговой оркестр под руководством Сергея Поляничко. Именно этот коллектив примет участие в исполнении оратории «Минин и Пожарский» 4 ноября.

Концерт 4 ноября также украсит видеоряд, специально подготовленный Музейным объединением «Музей Москвы», посвященный истории Москвы времен Минина и Пожарского и основанный на редких материалах эпохи из богатейшей коллекции музея.

30 октября 2012 г.
Комментарии