«Достать ножи»
Признанный сценарист и режиссер Райан Джонсон отдает дань уважения детективному гению Агаты Кристи в фильме «Достать ножи», современной истории об убийстве, в которой под подозрением — каждый.
Когда сразу после 85-летия известного автора криминальных романов Харлана Тромби находят мертвым в его имении, за расследование неожиданно берется обаятельный и дотошный детектив Бенуа Блан. Ему предстоит разорвать тугую сеть уловок и корыстной лжи, которой его опутывают члены неблагополучной семьи Харлана и преданный ему персонал...
Известность сценаристу и режиссеру Райану Джонсону принес фильм «Звездные войны: Последние Джедаи». Однако началась карьера Джонсона в 2005 году с камерного детектива «Кирпич», главную роль в котором сыграл Джозеф Гордон-Левитт. Картина, снятая в стиле Дэшила Хэммета, заложила основу для последующих картин –»Братья Блум»(2008) и «Петля времени» (2012). Вкупе с сериалом «Во все тяжкие» фильмы Джонсона демонстрировали инновационный подход к классическим жанрам. Готовясь к съемкам картины «Достать ножи», Джонсон решил не изменять себе и, взяв за основу полные тайн романы Агаты Кристи, рассказать современную историю.
Джонсон полюбил детективы еще в детстве, что помогло ему при работе над сценарием фильма ДОСТАТЬ НОЖИ. В качестве действующих лиц он выбрал вполне современных персонажей, в каких-то проявлениях даже пугающе реалистичных. Они принадлежат к разным классам, разнятся и их политические взгляды. Это объемные, узнаваемые и очень интересные типажи.
По словам Джонсона, сложнее всего было прорабатывать до мельчайших деталей сюжет, ключевой элемент любого детектива. Режиссер хотел, чтобы зрители почувствовали себя сидящими в мягких креслах сыщиками, и неожиданные события должны были заставить их постепенно в напряжении переместиться на краешки этих кресел.
Впервые мысль об этом фильме появилась у Джонсона около десяти лет назад. «Сюжет представляет собой лабиринт с калейдоскопом уникальных персонажей, множеством мотивов и всевозможными неожиданностями и случайностями, — говорит Джонсон о сценарии. — Необходимо было многое продумать и просчитать. Самое главное — эти механизмы не должны быть заметны зрителю. Для них фильм должен стать просто увлекательным аттракционом».
В роли — Бенуа Блана — Дэниэл Крэйг, известный по главной роли в последних фильмах бондианы — «Казино Рояль», «Квант милосердия», « 007: координаты „Скайфолл“, и 007: Спектр». В фильме «Достать ножи» ему досталось несколько иное амплуа борца за справедливость — всемирно известного детектива Бенуа Блана. Кинозрители всего мира привыкли видеть Крэйга в безжалостной динамике, тут же он предстает учтивым южанином, занимающимся частными детективными расследованиями. Он пытается выбить всех членов семьи Тромби из колеи, чтобы перетрясти этот запутанный паззл и уложить каждый элемент в предназначенную для него ячейку.
Джонсон отмечает, что ключевой особенностью персонажа (которая, впрочем, свойственна практически всем великим детективам в кинематографе) являлось некоторое его несовершенство. «Это хороший способ зародить в зрителях сомнение, — считает он. — Будь то Пуаро, Коломбо, мисс Марпл или кто бы то ни было еще: всех детективов, попадавших в объектив кинокамеры, объединяют некие особенности, не позволяющие зрителям относиться к ним слишком уж серьезно. В случае с Бенуа Бланом я описал забавного и достаточно симпатичного героя со своими недостатками, но именно Дэниэл вдохнул в этот образ удивительную теплоту».
Крэйга первым утвердили на роль в фильме «Достать ножи», и он был очарован своим персонажем. Работая над образом, актер в первую очередь решил разобраться с акцентом. «Я знаком с историком и писателем Шелби Футом, который занимается тематикой Гражданской войны, — говорит Крэйг. — Так вот, у него очень красивый, лирический акцент, в котором я черпал вдохновение. Потренировавшись, я записал несколько фраз на диктофон и отправил запись Райану. Он ответил: „Давай попробуем“.
Также Крэйг продумал историю жизни детектива, большую часть почерпнув в сценарии. «Я вырос на фильмах по книгам Агаты Кристи, — утверждает Крэйг. — Мне очень нравится смертельная ловушка с Майклом Кейном и Кристофером Ривом. В общем, я люблю камерные фильмы, действие которых происходит в одной замкнутой локации. Райану к тому же удалось придать фильму дух современности и сделать его не только захватывающим, но и забавным».
По словам Крэйга, стоило ему оказаться на съемочной площадке в костюме своего героя, как возник Бенуа Блан. Тем более, что его окружала такая плеяда талантливых коллег: «Каждый из этих актеров поистине уникален. Работать в таком коллективе было очень весело. Все они — настоящие мастера своего дела, и мы трудились в условиях здоровой профессиональной конкуренции, как и должно быть на съемочной площадке. Каждый наслаждался своей ролью, но при этом мы все относились к работе предельно серьезно».
Крэйг также отмечает, что своим комфортом актеры обязаны Джонсону: «Райан очень умело распределяет энергетику по съемочной площадке. Он всегда был готов к работе, а на правах автора сценария превосходно владел материалом, зная, чего хочет добиться от каждого из нас. При этом он был совершенно ненавязчив. Он понимал, что в нашей работе должно быть место для творческого поиска. Я думаю, зрители непременно заметят и оценят то, что он давал актерам определенную свободу действий».
В ролях: Дэниэл Крэйг, Кристофер Пламмер, Крис Эванс, Ана Де Армас, Джейми Ли Кертис, Дон Джонсон, Майкл Шеннон, Тони Коллетт, Лакит Стэнфилд, Кэтрин Лэнгфорд и др.