МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Две премьеры в МХТ имени Чехова

Две премьеры в МХТ имени Чехова

Под занавес сезона в МХТ имени Чехова выпустили сразу две премьеры по пьесам 1970-х: «Год, когда я не родился» по Виктору Розову и «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова. Эти драматурги у Олега Табакова — в числе любимых, поэтому желание Сергея Пускепалиса поставить «Чулимск» он сразу поддержал. Тем более что Пускепалис уже ставил эту пьесу в ГИТИСе, когда учился на курсе Петра Фоменко. С тех пор прошло больше 10 лет. За это время режиссер успел поработать в провинции: возглавлял Магнитогорский театр драмы и Театр имени Федора Волкова в Ярославле. Снимался в кино. И, наконец, прославился как исполнитель главной роли в фильме «Как я провел этим летом», получив на Берлинском кинофестивале награду за лучшую мужскую роль.

«Прошлым летом в Чулимске» на Малой сцене МХТ — это попытка Пускепалиса прочитать Вампилова по-новому, уже с позиции 10-летнего опыта, и уйти от ощущения, что чего-то недопонял, недосказал. На главную роль он позвал своего сокурсника по ГИТИСу Никиту Зверева, который когда-то играл в его дипломном спектакле, а потом стал актером «Табакерки» и вот уже несколько сезонов служит в МХТ. Его герой, следователь Шаманов, приезжает из большого города в таежный поселок, откуда молодежь бежит сломя голову, а те, кто остался, часто выпивают, ругаются до хрипоты и кое-как мирятся с неустроенным бытом. Не хочет мириться только 18-летняя Валентина, девочка с задорными хвостиками, в совсем коротком детском платье. По 10 раз на дню она чинит палисадник, через который ходят все, кому не лень. Подойти к столовой, где она подает чай и котлеты, можно и по-другому, по-людски, но все предпочитают идти напролом. И тем не менее юная официантка, которую по очереди играют две недавние выпускницы Школы-студии МХАТ Яна Гладких и Нина Гусева, не сдается. Она продолжает восстанавливать сломанный штакетник и мечтает, что на этом самом месте рассадит маки. Хотя уже с первых минут зрителю понятно, что это несбыточная мечта — утопия, о чем сценография Алексея Вотякова говорит напрямую. По всей сцене разлита вода, так что актеры вынуждены передвигаться по этой заводи в резиновых сапогах и прыгать по деревянным мосткам, как зайцы деда Мазая. И, в общем, нет никаких сомнений, что эта вода никуда не уйдет, а будет только прибывать, и маки здесь цвести не будут. Но то упорство, с которым Валентина держится за свою мечту, вызывает симпатию.

Называть это можно как угодно. Юношеский максимализм? Наивная вера в то, что людей можно переделать? Скорее всего. Но главное — это внутреннее стремление к лучшей жизни. Валентина понимает, что если ничего не менять на тех 10 метрах, которыми ее жизнь ограничена, то со временем она «протухнет», как застоявшаяся вода. Поэтому ее, на первый взгляд, бессмысленные попытки улучшить то, что есть, на самом деле, не лишены смысла. По большому счету, это попытки изменить свою судьбу, направить ее «вектор» в сторону идеала. И чувство, которое Валентина испытывает к Шаманову, — первое, сильное — ее к этому идеалу приближает. Оно помогает не «погрузиться с головой» в убожество чулимского быта и «не срастись» с местом, у которого только одна перспектива — окончательно уйти под воду.

Любовь — это, в общем, единственный способ выжить, тот спасательный круг, за который хватаются все: и местная аптекарша Кашкина (Юлия Чебакова), для которой отношения с Шамановым — последний шанс найти свое женское счастье, и взрывной, упертый Пашка (Игорь Хрипунов), готовый заполучить Валентину любой ценой, и несуразный бухгалтер Мечеткин (Станислав Дужников), твердо решивший жениться. Вписался в этот ряд и следователь Шаманов (Никита Зверев), который полюбил, возможно, впервые в жизни. В Чулимск он приехал сломленным и подавленным, с единственным желанием — выйти на пенсию. Но неожиданно понял, что еще может сохранить себя прежнего, вернуть уверенность в правоте своего дела и участвовать в жизни. Эта перемена наметилась благодаря влюбленной девочке, о которой он теперь думает беспрерывно: с раннего утра, которым начинается спектакль, и до позднего вечера. Погруженный в себя и загруженный тяжелыми мыслями, Шаманов вдруг просыпается. Он мечется, ищет Валентину полночи и находит со словами «значит, Бог существует». Но любовь ему, как и всем остальным, не дается. Валентину «ломают», как и ее палисадник, — грубо и быстро.

Для режиссера Пускепалиса история прошлого лета в Чулимске — это клубок туго переплетенных чувств и тревожных ожиданий. Это история людей, у которых нет ничего, кроме возможности строить личные отношения. В маленьком поселке, отрезанном от мира водой и бескрайней тайгой, только тем и спасаются. Правда, есть еще две альтернативы — уехать в город или тихо спиваться, отмахиваясь от комаров. Но в спектакле Пускепалиса все заняты делами сердечными. Несмотря на то что вампиловские герои многое не проговаривают и «выносят за скобки», не находя подходящих слов, актеры МХТ подчеркивают их открытость. Они всегда готовы к «откровенным и обоюдоострым» разговорам и не скрывают своих эмоций. Даже если о чем-то пытаются умолчать, у них все написано на лице. Пускепалиса интересовала именно эта, эмоциональная, составляющая истории. Поэтому неизбежно на первый план вышли две героини: «ветеран любви» Кашкина и «новобранец» Валентина, совсем юная и неопытная. А Шаманова они вытеснили на второй план. Кризис, который он переживает, не добившись правосудия и осознав, что «человека можно запугать», тоже уходит «под воду», как и застойные 1970-е, о которых напоминает только советское радио. В общем, советского прошлого как такового в спектакле нет, как нет и политических аллюзий, увязанных с российским настоящим. Но есть очень узнаваемые выяснения отношений. И зрители скептически вздыхают: «Сериал...», но по ходу спектакля не раз замирают и в финале кричат: «Браво!» Сергей Пускепалис поставил искренний и простой спектакль, очень понятный по мысли: в условиях, когда жизнь не открывает никаких перспектив, люди цепляются за любую, даже минимальную возможность наполнить ее смыслом.

Татьяна Власова «Театрал»

13 июля 2012 г.
Комментарии