Федор Бондарчук, «Сталинград»
Первый российский фильм про Великую Отечественную войну в формате 3D (IMAX3D)
Дина Радбель, Дмитрий Намычкин
2 октября.
Об этом событии заговорили 20 сентября, как только в СМИ запестрило сообщениями, что фильм «Сталинград», который пока никто не видел (под никто подразумевается московская публика) выдвинут от России на «Оскар», то есть фильм Федора Бондарчука прошел первый этап нашей селекции и попал в списки номинантов, не больше. Что будет — никто не знает, но «пролетать над гнездом кукушки» нам не в первой.
Возможность оценить выдвиженца фильм «Сталинград» (многие предполагали, что таковым станет картина Николая Лебедева «Легенда N17») появится с 10 октября, когда начнется прокат. До этого времени «Сталинград» повезло увидеть некоторым зрителям города Волгограда (о нем и сказ в фильме) Нижнего — Новгорода, Киева и Санкт-Петербурга.
На вопрос «Зачем снимать такую историю в 3D», ответил один из продюсеров Александр Роднянский: «Я сомневался. Это инструментарий современного кинематографа, скорее для приключенческого жанра, для фэнтези. Военное кино не рассматривают по этому ведомству. Мы позвонили самым известным супервайзерам, связались с создателями „Аватара и пришли к общему мнению, что аудитория на большом экране лучше воспринимает кино с этим инструментарием. В конце концов, был переход от немного кино к звуковому, от черно-белого — к цветному, теперь — дошли до 3D. К тому же надо нас понять: „Сталинград“ — это не иждивенческий проект, а модель возвратная. Нам нужны зрители...»
На вопрос «ФЦ», не оттолкнет ли название «Сталинград» зрителей, притом, что уже был сериал «Сталинградская битва», снятый Урсуляком, Роднянский ответил так: «Мы обязаны называть вещи своими именами. И хотим, чтобы молодежь знала, что был Сталинград, и это необходимо „каленым железом выжечь“ в памяти. Иначе зачем мы снимали кино...». «Сталинград» — адресован молодым. Ветеранам не противопоказан, но могут возникнуть вопросы, на которые не будет ответа. Ветераны придирчивы к историческим деталям, а зачинщики этого проекта, хоть и воспользовались воспоминаниями очевидцев и некоторыми главам романа Гроссмана «Жизнь и судьба», но все–таки сочинили свой сценарий происходящего (сценаристы Илья Тилькин и Сергей Снежкин), причем рискнули собрать в одном месте все культовые символы Сталинграда. И театр, и памятник пионерам в хороводе, и дом Павлова. Федор Бондарчук, общаясь с журналистами, подчеркнул, что в фильме присутствует степень условности, и он пытался избежать пафоса, принципиально не посвящая картину 70-летию сражения, чтобы фильм жил долго...
«Я снимал фильм не о войне, а о чувствах, — объясняет он. — Не ждите документальности, это скорее история мести, история близости врагов. На фоне одного из самых кровопролитных сражений в истории человечества разворачиваются истории любви и драматического противостояния характеров». Основной состав съемочной группы — 250 человек, в массовых сценах задействовано более 1000 человек. Титры, не пугайтесь, будут длиться бесконечно, но их надо прочесть до конца, чтобы понять масштаб вовлеченных.
Главные роли исполнили:
Петр Федоров
Сергей Бондарчук (сын Федора Бондарчука),
Андрей Смоляков Алексей Барабаш
Яна Студилина Мария Смольникова Дмитрий Лысенков
Олег Волку
Томас Кречман (известный американский актер, снявшийся в фильмах «Кинг-Конг», «Пианист»). Любопытно, что свою творческую карьеру начал в немецком фильме «Сталинград». Оператор — Максим Осадчий
Художник-постановщик — Сергей Иванов
Музыку к фильму написал американский композитор Анджело Бадаламенти, известный как автор музыки к фильмам Дэвида Линча, а также к сериалу «Твин Пикс» и фильму «Пляж».