«Как Фауст ослеп» — грандиозная премьера в театре «Сатирикон»
Дмитрий Намычкин
«Часть силы той, что без числа Творит добро, всему желая зла» (Гете)
Сложно поверить, что Гете написал «Фауста» две сотни лет назад. Под его пером драма о Фаусте стала вершиной мировой литературы. И еще сложнее осознать, что Гете работал над замыслом о докторе Фаусте 60 лет! Первая часть была закончена в 1806 году, но опубликована только через два года и несколько раз пересматривалась автором при переизданиях. Вторая же часть увидела свет уже после его смерти, в 1832 году.
В основу своего произведения Гете положил легенду о докторе Фаусте, эта легенда «гуляла» по Германии в XVI веке, а будущий писатель услышал ее в детстве. Фауст существовал на самом деле, в этом убеждены историки, которым удалось найти ряд документальных свидетельств. Он был человеком разносторонним, занимался черной магией, и, как гласит легенда, продал дьяволу душу, за что получил все желаемое. Натворил он немало бед, но получил за это заслуженное наказание. Дьявол всегда присутствовал во всех рассказах о Фаусте. Эти рассказы в конце XVI века, в родном городе Гёте Франкфурте-на-Майне, где родился и жил Фауст, были собраны в одну книгу «История о докторе Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике, как он на некий срок подписал договор с дьяволом, какие чудеса он в ту пору наблюдал, сам учился и творил, пока, наконец, не постигло его заслуженное воздаяние».
Книжка с таким длинным, нравоучительным названием служила для устрашения и отвращения всем безбожным и дерзким людям.
«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гете)
На сцене «Сатирикона» поставили спектакль «Как Фауст ослеп». Конечно, не для предупреждения всем безбожным и дерзким людям. Известно, что сам Гете на вопрос об идее, заложенной в своем произведении, отвечал достаточно туманно, мол, не в идее дело, а в действии. «В самом деле, хороша бы была шутка, если бы я пытался такую богатую, пеструю и в высшей степени разнообразную жизнь, которую я вложил в моего „Фауста“, нанизать на тощий шнурочек одной единой для всего произведения идеи!» (цитата).
Проект «Как Фауст ослеп» — масштабный, феерический. Сергей Тонышев впервые работал с актерами «Сатирикона», причем, в спектакле задействованы самые главные лица театра — засл. артист. РФ Владимир Большов (Фауст), народный арт. РФ Денис Суханов (Мефистофель), нар. арт. Лика Нифонтова (мама Гретхен) и очень яркие молодые артисты — Екатерина Воронина (Гретхен), Константин Новичков (молодой Фауст). Есть и другой состав. Мефистофель — один. Это костяк, вокруг которого крутятся, танцуют, «взлетаю», поют еще с десяток артистов. С поэтическим текстом Гете (перевод Бориса Пастернака) актеры обращаются бережно, в каждом брошенном в зал слове — тайна, смысл. В этом и заключается актерское мастерство. У Гете же нет пустословья. Спектакль поставлен талантливым режиссером, только большой талант смог слепить из сложного на слух материала интересный для любого зрителя спектакль. Скучать не дадут, хотя действо длится более трех часов. Благодаря ухищрениям сценографа Филиппа Шейна и композитора Гоши Мнацаканова, трагедия расцвела всеми разножанровыми оттенками. Есть и забавные сцены, но все это без перебора, уместно. Как в жизни, когда грустное рядом с веселым и наоборот. Режиссер сконцентрировал внимание на чувственной истории: в спектакле балом правит не только Сатана, как поется в опере «Фауст» Гуно (по мотивам Гете), но и Любовь. Любовь правит и разрушает.
Режиссер Сергей Тонышев не отказал себе в удовольствии подчеркнуть, что Мефистофель, если и выигрывает пари, заключенное с Богом, то сам, как личность, теряет радость Зла.
Так в чем смысл человеческого бытия? Может, на этот вопрос пытаются найти ответ герои спектакля?
«Конечный вывод мудрости земной: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой!» (Гете)
Фото предоставлены пресс-службой театра