Калигула, Хабенский, Шуберт, Башмет, Сен-Санс — в Барвихе
Текст: Дина Радбель
В первый день апреля на сцене концертного зала «Барвиха Luxury Village» состоялся первый в Москве концерт, представивший совместный проект камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета с артистом Константином Хабенским.
На самом деле, это выступление нельзя назвать премьерой. Как таковая премьера проекта состоялась в прошлом году в Перми, второе выступление — в Хельсинки в ноябре, а затем в Санкт-Петербурге и Волгограде в январе этого года. Концерт проводится в рамках европейского турне, посвященного 20-летнему юбилею оркестра.
По словам Юрия Башмета, с Хабенским его связывает давняя дружба. Из случайной импровизации (на одном из концертов) родилась идея наполнить музыкой Шуберта – Малера текстовой фрагмент «Калигулы» из пьесы Камю. «Проба пера» длилась минут десять: наложение текста на дыхание музыки понравилось обоим исполнителям.
Решили использовать произведение «Смерть и Девушка» полностью, а «Калигулу» фрагментарно.
Для Хабенского – «Калигула» — давно обработанный материал. Пятнадцать лет назад, в Петербурге, он вышел на сцену театра им. Ленсовета – в роли римского императора, сотканного из идеализма и бунтарского духа, абсурдной жестокости и страшного одиночества.
В одном из интервью, накануне выступления в Барвихе, Хабенский сказал, что атмосфера спектакля была совершенно другой, теперь главное – выпуклость мысли, слова. Он считает (и он прав), что текст пьесы сегодня по-прежнему актуален и признался, что понадобился год кропотливой работы, можно сказать, математической, чтобы сложить слово и музыку, выверить паузы, ритм, интонации.
Но, к сожалению, органичного сложения не получилось. Малер и Шуберт — одни из последних крупных композиторов — романтиков. Песенная природа обоих композиторов и абсурдность Камю — не имеют общего знаменателя. Хабенский, к сожалению, не смог стать посредником. Да и возможно ли это? Его статичность, жесткость голоса, эмоциональная сухость, так уместные в спектакле, здесь не привлекают к тексту, а мешают естественному движению музыкального потока. Если Шуберт и говорил о смерти, то не словами Калигулы...
Во втором отделении Башмет и Хабенский решили поиграть в «детский сад», предложив рублевской публике «Карнавал животных» Сен-Санса — цикл для двух фортепиано, струнного квинтета, флейты, кларнета и ксилофона.
Сам Сен-Санс считал это произведение музыкальной шуткой и очень его стеснялся. Ну, пошутил, вроде анекдот рассказал, но не для сцены же... Композитор даже запретил издавать «Карнавал животных» при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Единственная часть сюиты, которая Сен-Сансом была издана и исполнена — «Лебедь». На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Композитор, правда, был удивлён такой трактовкой, мол, его лебедь не умирает, но возражать не стал. После смерти Сен-Санса «Карнавал» был впервые исполнен в публичном концерте 25 февраля 1922. Музыка получила большую известность – как детская. Нередко «Карнавал животных» сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для исполнения.
Вот эти тексты и читал Константин Хабенский, предваряя музыкальные части. Шутить ему было сложно, наверное, трудно было переключиться от Калигулы на животных. Пару стишков про льва, антилоп, кукушку. Оркестр жил своей жизнью, а артист оживал, благодаря оркестру. Башмет шутил с музыкантами, с залом, вместе с Хабенским играл на двух роялях. Серьезная драма первого отделения, вдруг, обернулась, цирком, в котором Башмет был игривым Львом, а Хабенский — милым сурикатом. Но это не отменяет величия каждого в отдельности. И зал это оценил бурными овациями.