МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Маркус Миллер в ММДМ 16 Ноября

Маркус Миллер в ММДМ 16 Ноября

Абонемент ММДМ «Джазовый Олимп» в новом сезоне открывает 16 Ноября Маркус Миллер — знаменитый джазовый музыкант. Он представит публике свой новый, тринадцатый по счету альбом «Renaissance».

Название релиза во многом символично — Миллер и сам своими разнообразными талантами в чем-то напоминает человека эпохи Возрождения. Мировую славу он завоевал в первую очередь как бас-гитарист «высшего эшелона» и виртуозный бас-кларнетист, вот уже три десятилетия не покидающий высокие места в разнообразных чартах. Кроме того, Миллер хорошо известен как великолепный клавишник, композитор и продюсер. Свою универсальность сам джазмен объясняет гиперактивностью:

«Мне нравится делать три или четыре дела одновременно, но чем бы я ни занимался в данный момент, это — единственное дело в мире».
Миллер известен не только безупречной игрой и новациями в области гитарной техники, но и тем, что по его собственному мнению составляет суть джаза, — изобретательными импровизациями и особой манерой игры на инструменте, напоминающей вокальную. «Думайте о фразе, о том, как она начинается и заканчивается» — призывал он молодых басистов. Музыкант неоднократно выступал в России, в том числе и в Доме музыки (2009), каждый раз поражая новыми идеями. Он считает, что джаз только потому и жив, что есть какое-то количество музыкантов, создающих что-то в новом джазе — будь это кавер-версии классики или поиски необычного «саунда».

Маркус Миллер родился и вырос в Нью-Йорке в музыкальной семье. Первые познания в теории музыки и практические уроки он получил у своего отца, джазового пианиста — любителя, органиста и директора церковного хора. Еще совсем юным Маркус почувствовал тягу к ритм-энд-блюзу. Первым музыкальным инструментом Миллера была блокфлейта, а в 10 лет, ещё в школе, он начал осваивать кларнет, играя в школьном ансамбле и в «New York All-City band». Позже он добавил к своему музыкальному арсеналу фортепиано и бас.

После школы Маркус поступает в Высшую школу музыки и искусства (High School of Music and Art) по классу кларнета. Он хочет продолжить музыкальное образование в консерватории, но не уверен в правильности выбранного инструмента. Поэтому он поступает в колледж без музыкальной специализации — Queens College.

Бас-гитару Миллер впервые взял в руки, играя в местных фанк-группах, когда ему было тринадцать лет. Он осваивал её самостоятельно, используя знания, полученные при изучении игры на кларнете. В 15 он получил первый профессиональный ангажемент с оркестром Нью-Йоркского джаз-клуба «Harlem River Drive».

В джазовую среду Маркуса ввел Кенни Уошингтон, ныне прославленный ударник, самым же первым кумиром стал Майлз Дэвис. Одним из участников состава Дэвиса был Уинтон Келли, двоюродный брат Маркуса. В 16 Маркус играл с флейтистом Бобби Хамфри и клавишником Лонни Листоном Смитом.

Следующие несколько лет Маркус провел в Нью-Йорке в качестве студийного музыканта, участвуя в «сешнз» с Фрэнклин, Флэк, клавишником Бобом Джеймсом, Сэнборном и другими. Первые записи Маркуса Миллера как бас-гитариста состоялись во время его учёбы в колледже. Со временем ему пришлось оставить учёбу и игру на кларнете, к которому он вернётся лишь через семь лет. Именно в годы обучения он знакомится с такими людьми, как Дэвид Сэнборн, Роберта Флэк, Джордж Бенсон, Лютер Вандросс, Джо Сэмпл, Пол Саймон, Билл Уизерс, Майлз Дэвис, к коллективу которого он присоединился в 1980 году и два года провел в турне.

«Он (Дэвис) никогда не заострял моего внимания на каких-либо частностях, которые помогли бы мне в развитии моего стиля, — говорит Маркус, — но я усвоил от него, что должен быть честным в двух вещах; кто я есть и что я делаю. У того, кто следует этой программе, проблем не возникает».

Продолжая работать с Дэвисом, Миллер записал свой первый большой альбом «Backstreet» Сэнборна и выпустил собственный дебютный альбом «Suddenly». Как композитор, Миллер написал «Tutu» для Майлза Дэвиса, композицию, которая определила карьеру Дэвиса в конце 1980-х годов, и была заглавным треком одноимённого альбома, для которого Маркус написал все песни, кроме двух, да и то одна из них была написана в соавторстве с Дэвисом. Он также написал «Chicago Song» для Дэвида Сэнборна и был соавтором «Til My Baby Comes Home», «It’s Over Now», «For You to Love» и «Power of Love» для легенды блюза Лютера Вандросса. Миллер также написал «Da Butt», которая была показана в «School Daze» Спайка Ли.

Спустя какое-то время Миллер начинает продюсировать других музыкантов. Его первым серьёзным опытом стал альбом Дэвида Сэнборна «Voyeur», принесший ему Грэмми. Вместе они работали над другими популярными альбомами, в числе которых «Close Up», «Upfront» и получивший «Грэмми» в 2000 году «Inside».

Лютер Вандросс, легенда ритм-энд-блюза, также долгие годы сотрудничал с Миллером. Многие хиты Вандросса, среди которых «Till My Baby Comes Home», «It’s Over Now», «Any Love», «I’m Only Human», были написаны или спродюсированы Миллером.

Он также продюсировал Эла Джерро (Al Jarreau), группу «Crusaders», Уэйна Шортера (Wayne Shorter), группу «Take 6», Чаку Хан (Chaka Khan), Кенни Гарретта (Kenny Garrett) и уже упоминавшегося Лютера Вандросса.

В 1986 году Маркус Миллер продюсирует уже упоминавшийся альбом Майлза Дэвиса «Tutu». Всего как продюсер он участвует в создании ещё двух альбомов Дэвиса.

Вместе с ударником Ленни Уайтом, Маркус вошел в электрофанк-рок-группу «The Jamaica Boys».

Карьеру сольного исполнителя Миллер начал в 1993 году альбомом «The Sun Don’t Lie». В конце 1993 г., после выхода «The Sun Don`t Lie», Миллер вернулся к концертной деятельности. В 1995 в свет вышли «Tales» — одна из наиболее удивительных, наиболее вызывающих работ, выполненных за последнее время кем-либо из джазменов. Выпустив «Tales», Миллер как бы вновь воссоздал панораму развития черной музыки в течение трех последних десятилетий, добившись при этом блестящего результата. Маркус Миллер всегда отдавал себе отчет в важности всего того, что говорили ему более старшие музыканты — о музыке ли, преимущественно о жизни. Именно эти беседы легли в основу «Tales» — наиболее позднего по времени и в наибольшей степени сольного, можно сказать, личного альбома этого басиста, композитора и продюсера.

Монтируя записи высказываний таких гигантов, как Майлз Дэвис, Билли Холидэй, Лестер Янг, Джо Сэмпл и Роберта Флэк, с искрящейся современной музыкой, Миллер приготовил выразительную смесь, которая сама по себе заслуживает отдельного повествования. «Мне хотелось, — говорит он, — чтобы при прослушивании альбома оживала беседа, которую я слышал всю жизнь, беседа, которую вели со мной джазмены предшествующих поколений».

Маркус начал поиск подхода к записи альбома, который отразил бы процесс вылавливания людьми песчинок знания из реки времени. «В Африке, — говорит Миллер, — была традиция, сохранившаяся до наших дней, согласно которой люди определенным образом учились жизни, слушая сказителей-гриотов. В современной музыке значение повествования столь велико, что молодые музыканты последних лет ушли от мелодизма прямо к повествованию, то есть к рэпу (rap — rhythmic american poetry — ритмической американской поэзии).

И он пришел к выводу, что ему следующий альбом должен быть логическим продолжением его альбома «The Sun Don`t Lie» (PRA Records), удостоенного Грэмми в 1993 г. Это должен был быть разговор старого музыканта с молодым с участием самого Маркуса Миллера в качестве переводчика. «Я же всего-навсего хочу показать им, — говорит он, — что на самом деле их музыка, кажущаяся обоим столь непохожей, суть одно и то же. Эти повествования и выступают в качестве нити, связующей творчество одного и другого».

Повествователи, чьи голоса рассказывают «Tales», — Янг, Холидэй, Дэвис, Сэмпл, — представляют ушедшие джазовые эпохи, но и музыка, помогающая вести беседу, также отражает различные эпохи, от 70-х до наших дней. «Я пытался соединить старый эмоциональный стиль с новым хип-хоп ритмом, — говорит Маркус, — это не рэп как таковой, но это именно тот аромат. Что же касается музыки 70-х, то это — мое связующее средство, например, звучание „Innervisions“ или „Talking Book“ Стиви Уандера, или звучание „Earth, Wind and Fire“. Я всегда комбинировал старую и новую черную музыку. Всегда этим занимался, и теперь предлагаю еще один вариант подобного сочетания».

В самом деле, стержнем «Tales» является стремление Миллера к единому музыкальному языку, трансцендентному к жанру и времени. Дозируя в равных количествах соул, ритм-энд-блюз, хип-хоп и современный джаз, Миллер поместил в альбом 9 оригинальных сочинений и 3 классических — «Strange Fruit» Льюиса Аллана, «Visions» Уандера и «Come Together» Леннона-Маккартни. Композиция «Rush Over» представляет страстный вокал исполнительницы джаз-хип-хопа Me`Shell Ndege Ocello, в котором слились 30 лет черной музыки.

«Ее речевая манера заставляет вспомнить о Последних Поэтах, — говорит Миллер, имея в виду возникшую в конце 60-х триаду черных поэтов, — а ее голос — о Роберте Флэк. Добавьте хип-хопритм, добавьте джазовые духовые. Что за грандиозный музыкальный сэндвич получится!»

Праздник слуха, альбом «Tales», начинается с «Come Together» (сказание гриота в стиле фанк), заканчивается же нежной, эмоциональной композицией «Forevermore», включающей волнующую импровизацию Миллера. Четкий ритм «Infatuation» расцвечен искрами вибрирующего вокала Лэйлы Хэзэуэй, а речевое вступление Уайзэрса к «Strange Fruit» подводит слушателя прямо к острому соло Маркуса на бас-кларнете. На изложение Джо Сэмплом основ фанк-джаза Маркус ответил ослепительным фанк-реверансом и Сэмплу, и «The Crusaders». Другие моменты, заслуживающие внимания испепеляющее гитарное соло Хайрэма Баллока в «Eric» — посвящению покойному гитаристу Эрику Гэйлу, «The Blues» — смесь перетекающих друг в друга голосов и музыки, и простая, но неотразимая мелодия «True Geminis».

Движущей силой «Тales», так же, впрочем, как и «The Sun Don`t Lie», является миллеровский бас, время от времени подкрепляемый его же огненным соло на бас-кларнете. Изрядно дымятся и соло приглашенных Баллока и тенор-саксофониста Джошуа Рэдмана, а также участников ансамбля Миллера саксофониста Кенни Гэрретта и трубача Майкла Стюарта. Все вместе — сильнодействующая смесь стилей и текстур. Нельзя не упомянуть Бернарда Райта (синтезатор, орган), Пуджи Бэлла (ударные), саунд-программиста Дэвида Уорда — без них перечень будет неполным.

После двух лет гастролей по просьбам своих фанатов он издаёт сборник «Live & More». Принесший в 2001 году Миллеру в номинации «Лучший альбом современного джаза» «Грэмми» альбом «М²» был назван журналом «Jazziz» в числе 10 лучших альбомов года. Маркус Миллер является обладателем многочисленных премий «Грэмми» и как продюсер. В последнее время Миллер также сочиняет музыку для фильмов.

В 1997 году он играл на бас-гитаре и бас-кларнете в группе под названием «Legends», с участием Эрика Клэптона (гитара и вокал), Джо Сэмпла (фортепиано), Дэвида Сэнборна (альт-саксофон) и Стива Гэдда (ударные). Группа приняла участие в одиннадцати крупных джазовых фестивалях в Европе.

В 2008 году Маркус вошел в группу «SMV», в состав которой, помимо самого Миллера (бас-гитара, бас-кларнет, синтезатор), входят также Стэнли Кларк (Stanley Clarke) (бас-гитара, контрабас) и Виктор Вутен (Victor Wooten) (бас-гитара). Дебютный альбом группы Thunder вышел 12 августа 2008 года.

Миллер в настоящее время имеет и свою собственную группу.

» Марк Золотарь (по материалам сайтов ММДМ, Википедия и zaslushaem.ru).

10 ноября 2013 г.
Комментарии